Психология общения в диалоге.ppt
- Количество слайдов: 41
Психология общения в диалоге
Введение В реальной психологической практике феномен психологического воздействия выступает как интегральный и отчетливо проявляет себя на разных уровнях, предполагающих эффективное использование конкретных психологических средств и методов, будь то воздействие, опосредованное средствами массовой коммуникации или реализующееся в прямом контакте "лицом к лицу", т. е. диалог, характер и эффективность которых обусловливается конкретными условиями реализации и задачами, определяющими содержание и форму психологических воздействий. В данной работе мы рассмотрим наиболее общие проблемы, связанные с характером и возможностями психологического воздействия одного человека на другого в процессе непосредственного межличностного общения, дадим определение диалога, раскроем его цель, специфику, главное об общении и об его роли в развитии характера и других психических образований в личности каждого человека.
Диалогическая природа общения Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять (пусть на время) его взгляды и ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество. Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих себя, - это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения. Общение характеризует - взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, как ход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников. Занимая такое заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние на особенности познавательных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом.
Как, впрочем, и результаты по знания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения. Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько близко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении с другой личностью, от этого в немалой степени зависят полнота и точность расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зависимости не только прослеживаются, но и объясняются. Общение людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостировать билет или обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже свежий или вчерашний? ). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора, или когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные особенности друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом.
Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определенной подготовленности - в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других социально-гражданской, в третьих индивидуально-психологической - не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения. И по объективным и по субъективным причинам возникают психологические трудности общения.
Диалог как форма психологического воздействия Акт речевого взаимодействия, соответствующий однократному обмену репликами, акцией и реакцией, мы и будем считать основной единицей диалога. Его связность задается целенаправленностью акции и целесообразностью реакции. Очевидно, возможны две основные модели акта речевого взаимодействия: одна, фактическая, включающая двух собеседников, обменивающихся взаимонаправленными речевыми действиями, и другая, информативная, содержащая еще и объект их действий, - то, о чем идет речь, предмет речи. Развитие диалога основано на содействии общению, стремлении к взаимопониманию. Если цель общения, которую ставит инициатор диалога, не осуществлена в рамках одного акта, диалог продолжается как сцепление актов, в которых реакция одного акта служит акцией для последующего.
Цель общения задает общую стратегию инициатора диалога это управление или поиск содействия; ответные стратегии подчинения, содействия или противодействия. Цели сообщения могут определять тактические ходы участников диалога, характер их речевых действий на основании выбранной стратегии. В соответствии с этими целями (общения и сообщения) речевые действия могут быть разложены на элементарные составляющие: речевое воздействие, объектом которого является собеседник, и собственно коммуникативное действие, объектом которого является предмет речи. То, что делается по отношению к нему как к некоторой пропозиции (утверждение, отрицание, предположение, выражение желательности, необходимости, неизбежности некоторого положения дел во внешней ситуации, которая мыслится отличной, отдельной от ситуации общения) и рассматривается как коммуникативное действие. В языке такие действия фиксируются в глаголах с валентностью на объект речи: доказывать гипотезу, отрицать факт, предсказывать будущее, сомневаться в успехе и т. п.
Речевое воздействие - это то, что является движущей силой диалога: некоторое приглашение к взаимодействию (А. Н. Баранов и Г. Е. Крейдлин обозначают его термином "иллокутивное вынуждение"). Даже самое обычное высказывание, не содержащее просьбы или вопроса, уже требует ответа самим фактом обращенности к собеседнику. В различных своих формах это может быть просьба и отказ, вопрос и разъяснение, приветствие и извинение. Для глаголов, выражающих речевое воздействие, характерно наличие актанта - адресата речи: просить кого о чем, разрешать кому что, докладывать кому о чем, благодарить кого. Речевое воздействие в современных исследованиях (П. Б. Паршин, А. Н. Баранов, А. А. Котов [12; 8]) часто понимается как манипулирование, обман, скрытое внушение. Но само понятие шире и не обязано иметь такой морально-оценочный аспект.
Если исходить из начального представления о речевом воздействии - то это воздействие словом, высказыванием на поведение или образ мыслей собеседника, некоторый способ управления им, стремление подчинить своей воле. Доречевое воздействие - взглядом, жестом - на уровне психологического контакта - осуществляет порой бессознательное подчинение. Пара, связанная таким контактом, представляет как бы единый механизм, остатки которого и в речевом общении проявляются в автоматизме, естественности ответа на обращение, отклика на оклик, если только не активизированы силы противодействия общению, препятствующие контакту. Обычно не отвечать труднее, чем ответить. Первичная форма речи - команда по Ю. В. Кнорозову, интердикция (запрет) по Б. Ф. Поршневу - это управление поведением адресата. Речевое, знаковое воздействие можно поместить где-то между физическим, непосредственным, и психологическим, доречевым. Речевое воздействие усиливается при непосредственном, зрительном контакте (это используется при гипнозе).
Кроме коммуникативного действия и речевого воздействия, в структуре речевого действия можно выделить еще одну элементарную составляющую - речевое самовыражение. У него нет собственного объекта, как и нет обязательной валентности (кроме субъектной) у глаголов, описывающих это действие: шутить, дразниться, грозиться (акцент на субъекте действия). Все эти элементарные составляющие могут быть заключены в любом речевом действии, однако обычно одна из них активизируется в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. При этом адресат может отреагировать на любую другую - и это создает более широкую перспективу ведения диалога, увеличивая число возможных тактических ходов. Акт речевого взаимодействия может анализироваться на основании языковых особенностей составляющих его реплик, но это само по себе не дает возможности выйти за пределы обычной грамматики. Для более глубокого объяснения диалогических явлений необходимо рассматривать его в ситуации общения.
Необходимыми компонентами ее модели являются: 1. Собеседники, вступающие в общение с определенными целями и в определенных ролях; 2. Наличие общего кода; 3. Контакт, обеспечивающий обмен речевыми действиями. Модель ситуации общения предполагает несколько уровней интерпретации: социальный, психологический, собственно коммуникативный. Все эти уровни, относятся, по сути, к прагматике.
Так, на социальном уровне речь идет о выборе стратегий, задаваемом целью общения - воздействия (управления или поиска содействия) - инициатора диалога. На выбор стратегии оказывают влияние социальные роли участников общения (Начальника или Подчиненного, Учителя или Ученика и т. д. ). Собеседник может избрать ответную стратегию подчинения, содействия или противодействия (впрочем, для определенных социальных ролей - например солдата в диалоге с офицером стратегия противодействия запрещена). Наличие общего кода является необходимым условием взаимодействия собеседников. Социальное содержание общего кода не сводится к общему языку, но предполагает знание норм социального взаимодействия, этикетных правил. Контакт также имеет социальное содержание: соотношение социальных ролей (по признакам: Выше - Ниже, Свой - Чужой) задает один из его возможных вариантов - формально-иерархический, формальнонейтральный (к Чужому) или неформальный. Для каждого из них действуют свои ограничения в выборе тактических форм, большие для формальных типов, меньшие для неформальных.
Психологический уровень общения - это реализация стратегий взаимодействия, т. е. столкновение личностей, воль; на нем производится поиск тактических приемов воздействия, форм речевых действий. Психологические роли - это и есть те способы самовыражения, которые выбирают собеседники: это могут быть роли Просителя или Благодетеля, Обиженного или Обидчика, Насмешника или Мишени, Поклонника или Кумира. Поскольку роли парные, то выбор Инициатора диалога требует стратегии содействия со стороны адресата [2]. В психологическом плане диалог можно уподобить игре, в которую участники вступают в разных позициях: сильной и слабой, - и развитие игры приводит их либо к подтверждению баланса, либо к смене ролей. Психологическое содержание общего кода для каждой пары свое собственное: это могут быть особые речевые формы общения, мимика, жесты, позы.
Контакт на психологическом уровне характеризуется степенью расположенности к общению в данной ситуации, к игре в предложенных позициях. Она может быть позитивной у обеих сторон, либо негативной, либо нулевой, или же контакт может быть несимметричным. Каждый из вариантов по-разному влияет на развитие диалога: либо способствуя, либо препятствуя ему. В более широком смысле психологический контакт - это не только расположенность к общению, но и понимание эмоционального состояния собеседника, даже способность к молчаливому сотрудничеству. Наконец, коммуникативный уровень добавляет более конкретные характеристики ситуации общения. Так, конкретную коммуникативную цель, цель сообщения, формирует обычно Инициатор диалога (это и есть его коммуникативная роль), тот, кому есть, что сказать или о чем спросить. Его адресат принимает роль Отвечающего или Отзывающегося. Для характеристики кода на коммуникативном уровне важно, чтобы он был если не полностью общим, то хотя бы обеспечивающим определенный минимум понимания.
Контакт на коммуникативном уровне может быть охарактеризован рядом бинарных признаков: непосредственный - опосредованный, речевой - неречевой, информационный (коммуникативный) - неинформационный (некоммуникативный). Непосредственный контакт - это общение находящихся рядом собеседников, с возможностью повернуться лицом к лицу, взглянуть в глаза друг к другу, улавливать мимику. Он важен для оценки эмоциональной реакции собеседника. Опосредованный контакт может иметь место при отсутствии зрительного. Речевой - когда стороны пользуются звуковой речью, неречевой - без ее участия. Наконец, коммуникативный это контакт, при котором происходит взаимопонимание, основанное на заинтересованном восприятии передаваемой информации. Фактические акты не требуют коммуникативного контакта (например, обмен приветствиями, прощание и т. п. ). Поддержанию коммуникативного контакта служат акции выяснения, уточнения.
Структура психологического воздействия речевых действий. Грамматика В настоящее время существуют различные модели диалога, анализа речевых стратегий и классификации диалога предлагается как еще один способ описания диалога, ориентированный на его социально-коммуникативную природу и позиционно-игровой характер. Воздействие всегда реализуется в общении, будь то обычный разговор, или - в случае манипулирования общественным сознанием (пропаганда), - в прослушивании лекции, или же в форме прочитывания какого-либо текста. Для психологов представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д. ; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме "внутреннего программирования" или "речь про себя"), реализации и контроля.
Специфика речевого действия, в сравнении с другими видами действия формируется следующим образом: 1) речевое действие всегда коммуникативно (от лат. communico - делаю общим, связываю) и может быть всегда понято и интерпретировано; 2) речевое действие осуществляется с помощью элементов знаковой системы; 3) речевое действие осуществляется во взаимодействии с другими типами действия; 4) речевое действие осуществляет когнитивную (от лат. cognitio - знание) функцию, в ходе его планирования и реализации протекают определенные мыслительные и оценочные процессы (Н. А. Безменова, 1991). Искусство "направлять интеллект и действовать" предполагает внушение другому "мысли, чувства, решения, чтобы овладеть его разумом, сердцем и волей" (A. Pelhssier, 1894 г. ). Влияя на огромные массы людей, оратор формирует мнение, о котором Б. Паскаль говорил, что оно правит миром. Наиболее известным является современное определение риторики, хорошо согласуемое с классическим, как теория убеждающей коммуникации (C. Perelman, 1977 г. ).
Объект классической риторики монологическая речь. В ней решение сверхзадачи (влияние на систему убеждений другого человека) упрощается из-за единственной цели и однонаправленности коммуникации. В диалоге, как и в любой форме интеракции (от англ. interaction взаимодействие), коммуникативные шансы симметричны, поэтому воздействие имеет более сложную направленность.
Простые правила общения Непосредственное общение людей, назовем его "Пространством общения" - категория психологическая и подразумевает такую связь людей, когда люди видят друг в друге носителя неповторимой субъективной стихии. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друга, понять чувства, мотивы поведения, картину мира собеседника. Одна из самых важных составляющих общения - наше самовыражение, трансляция нашей индивидуальности и наших жизненных стилей. Декодирование мира другого человека - задача весьма сложная. Субъекту непосредственно даны: 1) внешний облик других людей; 2) их поведение и поступки; 3) используемые ими коммуникативные средства. Приходится проделать определенную работу, дабы, опираясь на эти данные, понять, что представляет собой собеседник, сделать заключение об его способностях, мыслях, намерениях, характере. То есть, мы "читаем" значение его внешних данных и раскрываем смысл внутреннего "психологического плана". Это чтение происходит бегло, благодаря автоматически функционирующему психологическому аппарату, сформированному в процессе приобретаемого опыта общения. От точности прочтения зависит успешность общения и эффективность согласованных действий.
Полноценное общение требует и постоянного обновления круга собеседников разных возрастов, иначе мы начинаем коснеть в своих суждениях и взглядах на мир. Ролевая позиция, занимаемая одним из партнеров контакта, в высшей степени информативна для другого. Позиции контакта участников общения далеко не во всех случаях "согласованны". Когда ролевые позиции согласованны, общение доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее " упакована" в коммуникат на радость партнеру, то такой коммуникат Эрик Берн назвал "поглаживанием". Именно при согласованности позиций, о чем бы не говорили собеседники, у них идет обмен "поглаживаниями". Лишение ответного "поглаживания" уже задевает партнера; и, если он, вопреки ожиданиям, пристраивается "сверху", - это вызывает гнев. Коммуникат с "начинкой", провоцирующий отрицательную реакцию Эрик Берн назвал "уколом". Очевидно, что большое значение для будущего диалога и его успешности имеет правильно выбранная "пристройка".
Уровни общения: 1) Один из основных - "конвенциальный" уровень общения представляет собой полноценное человеческое общение. Человек испытывает потребность в контакте, у него возникает, так называемая, установка на внешнюю коммуникацию ("поговорить бы с кем-то. . . ") И, если есть реальный партнер, человек интуитивно готовится к пристройке "рядом". В качестве условия контакта предполагается, что он поочередно будет то говорящим, то слушающим. Контакт на конвенциональном (согласованном) уровне требует от партнеров высокой культуры общения, и он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем. В реальном общении обнаруживаются уровни, как лежащие выше конвенциального, так и лежащие ниже него.
Самый низкий уровень общения 2) "примитивный", предполагающий пристройку "сверху" и использующий в своем арсенале пренебрежение, ссоры, конфликты, рукоприкладство, угрозы, "нецензурную лексику". 3) "Манипулятивный" уровень общения занимает промежуточное положение между "примитивным "и "конвенциальным". Субъект, избирающий партнерство на этом уровне, по своему подходу к другому человеку близок к примитивному уровню, но по исполнительскому мастерству приближается к "конвенциальному" уровню общения. В целом, характеристика манипулятора такова: для него партнер соперник в игре, которую непременно надо выиграть, материально или психологически.
4) "Стандартизованный" уровень общения - это "контакт масок" - маска вежливости, маска безучастности, маска любезности. 5) "Деловой" уровень общения идеально подходит для коллектива. Им определяется культура взаимоотношений между деловыми людьми. 6) "Игровой" уровень общения мы выходим только с людьми, которых уже хотя бы немного знаем и с которыми нас связывает определенное чувство, если не взаимное, то, по крайней мере, не омраченное обидами и разочарованиями. Владение игровым уровнем требует немалого артистизма, духовной утонченности. В этом, может быть, заключена загадка обаяния человека.
Самыми высоким уровнем общения 7) "духовный", где партнер воспринимается, как носитель духовного начала, и это начало порождает чувство - "сродни" благоговению. Любая беседа может перейти на духовный уровень, если только тема послужила поводом для проникновения собеседников в глубины собственной души и души собеседника. Человеку в общении очень важно не только понять человека, но и понять то, как он к Вам относится.
В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основании попытки поставить себя на его место, и таким образом расшифровать его состояние. Этот механизм называется идентификация. Кроме всего прочего, во взаимодействии с группами людей мы имеем дело с таким психологическим феном, как "социальная фасилитация". Это тенденция лучше или хуже справляться с заданиями, работой, выступлениями и др. в присутствии других людей. Есть мнение, что с тем, что мы знаем особенно хорошо, мы справимся лучше в присутствии других людей. Присутствие других, незнакомых людей, - усиливает возбуждение и напряжение нервной системы, особенно "слабого" ее типа. Возбуждение нервной системы увеличивает доминирующую реакцию, например, неуверенность, страх перед новыми людьми, и задача состоит в том, чтобы снизить порог напряжения нервной системы. Влияние на человека разобщающих факторов ведет к своеобразному "синдрому дискоммуникации. "
Который можно представить в четырех вариантах: 1) стремление к контакту с невозможностью найти собеседника (чувство одиночества в кругу людей); 2) стремление к контакту с неспособностью завязать и наладить общение даже при наличии подходящих собеседников (коммуникативная беспомощность); 3) стремление к контакту с целью разрядить накопившиеся агрессивные импульсы (конфликтное общение); 4) угашение стремления к контактам (усталость от контактов, непереносимость контактов, уход в себя) Как вернуть людям свежесть восприятия других, погрузить в исключительно разнообразный и неповторимый внутренний мир людей, помочь им разговориться в атмосфере духовности? Эту задачу должна решать современная психология, обретающая из года в год все большую востребованность и популярность.
С проблемами межличностного общения чаще всего встречаются психологи на психоаналитических сессиях и тренингах. За консультацией к психологу часто всего обращаются молодые люди, которые в силу разных причин не удовлетворены своим уровнем общения с окружающими. Вот наиболее встречающиеся проблемы коммуникации, встречающиеся у молодых людей от 15 до 26 лет. Чтобы общение было успешнее, надо устранить эти конфликты путем сосредоточенности только на теме разговора и знании "предмета обсуждения" и исключить обеспокоенность о внешнем облике (выглядеть безупречно). С целью уменьшения напряжения нервной системы, работать с успокаивающими практиками (скажем, медитация). В разговоре напряжение можно снять, если вслух проговорить Ваш страх. Выведенный наружу и проговоренный, он теряет свое влияние. Если в выступлениях донимает высокий порог волнения - надо не стесняясь об этом сказать перед слушателями. И не относитесь к общению так серьёзно, скиньте с плеч груз ответственности и важности происходящего!
1) Не придавайте очень большого значения оценкам окружающих; 3) Важно знать, о чем говорить, постоянно повышать свои знания и эрудицию; 4) Повышать свою самооценку, найти дело, где Вы будете лучше других; 5) Поучаствовать в тренингах общения. Современная психология исходит из того, что человек социален по самой своей природе и ему присущ мотив аффилиации стремления к себе подобным, а также, ему присущи социальные по своей природе потребности - потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении. Потребность в самоутверждении говорит о том, что человек хочет быть значимым в глазах других. В период становления молодого человека, как личности, особую ценность приобретает общение со "значимыми другими", сверстниками, возлюбленными. В период развития межличностного общения в школьные, университетские годы, - происходит становление личности. Период приобретения необходимых навыков и стилей общения окажет свое влияние на всю последующую жизнь.
Когда потребности общения не удовлетворены, это накладывает особый, иногда не изменяющийся в дальнейшем отпечаток на характер личности. Муки неудовлетворенности делают любое существо угрюмым, недоверчивым, нелюдимым, легко ожесточающимся и в то же время боязливым и неуверенным в себе. В процессе общения формируются и ценностные ориентации: ценности "межличностного" уровня (пообщаться с близкими, поговорить по душам, завязать приятное знакомство); ценности "ментального" уровня (умственного, духовного); ценности социального уровня (ценность успеха, мотивация достижений, самосовершенствование); ценности духовного уровня (нравственные принципы, понимание великих творений мирового искусства). Навыки общения у людей складываются стихийно. Специальное обучение навыкам общения представляет собой особую задачу и современная психология сегодня может предоставить богатый арсенал помощи молодежи в виде социально-психологических тренингов или, попросту, тренингов общения.
Специальное обучение включает изучение общих закономерностей общения и овладение "технологиями коммуникации". Итак, общение - это почти постоянная работа человеческой психики, это и процесс развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью. И овладеть искусством коммуникации может каждый.
Понятие общения в психологии Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т. е. сферу, формы, способы общения. Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. "Отдельный человек, писал Л. Фейербах, - как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты".
В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в "общественного человека" начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто "общаются" в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе "недеяния". Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.
Во взаимоотношениях людей большую роль играет культура речи и ее стилистика так называемый “сленг”. Лучше всего это можно проследить при общении людей из различных слоев общества, различных возрастных категорий, среды, в которой они находятся, а так же совокупность этих различий. Так, например, у человека выросшего в маленьком поселке, всю жизнь общавшегося с себе подобными в этом ограниченном мире – обозначим его “мир А”, вне зависимости от него вырабатывается своеобразная культура, а чаще ее полное отсутствие, если говорить о общепринятых моральных нормах, речи и поведения при общении. Так два или более индивидов из мира А, общаясь, не испытывает ни малейших сложностей, так как язык, стилистика речи, способ построения предложений, интересы, умственные способности, воспитание, моральные принципы и их развитие находятся примерно на одном уровне. Соответственно ни одна из сторон не испытывает неудобств и процесс общения протекает нормально: каждый получает друг от друга то, ради чего и начинал общение. Обе стороны остаются удовлетворенными, и впоследствии так же легко идут на контакт друг с другом.
Вообще на процессе общения стоит ненадолго остановиться и рассмотреть его отдельно. Общение всегда можно рассматривать как акт купли продажи, ты мне – я тебе, равно, как и дружбу, о которой можно очень долго говорить. Это обусловлено тем, что, сознательно идя на контакт, одна человеческая особь всегда хочет получить что-то от другой, а та, в свою очередь, тоже хочет извлечь из этого определенную выгоду. Ведь человек самое опасное из всех живых существ именно потому, что способен мыслить, а также не всегда специально, чаще подсознательно, извлекать из всех своих действий и поступков выгоду, и зачастую мотивируя их (поступки) именно извлечением выгоды. Существует спектр причин, объясняющих потребности человека в общении. Это может быть общение с целью получения информации, либо просто для приятного провождения времени. Общение, начавшись с приветствия, которое будет, несомненно, разным в зависимости от культуры речи каждого из представителей этих двух миров, на этом и закончится, если только не найдется общего интереса.
В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно выделить отдельные стороны, т. е. описать его структуру. При характеристике структуры общения в ней выделяют три взаимосвязанные стороны: - коммуникативную; - интерактивную; - перцептивную. Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Персептивная сторона общения означает процесс восприятия друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, используется описательное определение, указывающее на основные стороны (функции) общения. Общение - это "сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друга".
Общение как взаимодействие Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели.
В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения и т. п. Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника. Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию. При характеристике общения как познания особое значении имеет и другой механизм - рефлексия. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.
В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.
Заключение Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Готовность человека к полноценному межличностному общению - это сложнейший многокомпонентный процесс, который предполагает одновременное развитие психики человека по нескольким взаимосвязанным направлениям. Главное в нем формирование гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, т. е. достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая большая ценность. Психологические факторы обеспечивающие успешность или затрудненность общения. Сформированность в личности направленность на человека способствует успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, которое порождает в личности ориентировку, прежде всего на положительные качества в другом человеке. А такая ориентировка важна для общения, т. к. она способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. Помимо направленности на людей - своеобразной психологической "повернутости" к ним, человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивали. Чтобы хорошо общаться с другими людьми, мы должны развивать у себя воображение. Воображение в этом случае проявляется в нашем умении ставить себя на место другого человека. Важнейшим компонентом успешного общения, также является умение выбирать по отношению другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.
Наше обращение с другими людьми, наше отношение к ним и наше понимание их обычно тесно друг с другом связаны. Очень многое в нашей способности правильно настраиваться на другого человека и выбирать наиболее отвечающий обстоятельствам способ поведения зависит от нашего знания не только другого человека, но и, прежде всего - самих себя, от нашего умения на основе этого знания сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения. Особенно следует подчеркнуть, что совокупность всех параметров языковой личности составляет её коммуникативную культуру. А это принято толковать как основу общей культуры личности, что обеспечивает идеальной личности готовность к жизненному самоопределению, является для неё условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. И это, согласимся, верный путь "обретения собственного голоса".
Психология общения в диалоге.ppt