Psihologiya_mody_1420793214_85004.pptx
- Количество слайдов: 21
Психология моды
Цель: изучить психологию моды Задачи: Ø выяснить понятие термина «мода» ; Ø выявить социально – психологические функции моды; Ø раскрыть основные факторы массовой моды.
Психология моды Мода - это существующее на данный момент, общепризнанное отношение к внешним проявлениям общественной культуры. Мода эволюционирует вместе с человеком и отвечает его представлениям внешнем и о внутреннем мире.
Что же такое мода? В широком смысле «мода — это совокупность привычек, вкусов предпочтений у данной , среды в данное время» . Но чаще всего, говоряо моде, подразумевают именно одежду.
С тех пор, как человек стал использовать одежду каксредство защиты от внешних воздействий окружающей среды, прошло довольно много времени. Мода в ее современном понимании появилась сравнительно недавно, пару столетий назад.
Мода, как стремление к элите Данную теорию выдвинул Георг Зиммель и с ней сложно не согласиться. Согласноего точки зрения, посредством моды, люди стремятся приблизиться элите общества, к статьпохожими на нее. В первобытном обществе моды не существовало, ровно так же, как и не существовало разделения людей на сословия - все были равны.
О моде стоит говорить с момента Нового времени между людьми начали стираться: правовые запреты были отменены , и каждый мог одевать то, что ему хотелось. Естественно, человек стремился быть похожим на успешныхбогачей. Поэтому чтобы отстаивать свое , положение и не давать приблизиться нему, элита была к обязана придумывать новые тренды(что и обуславливает переменчивость моды).
Социально-психологические функции моды Ø Массовизация человеческой психики Ø Повышениепрестижа Ø Регуляция эмоциональных состояний Ø Приобщение к новому Ø Самоутверждение личности
Массовизация человеческой психики В основе массовой моды, безусловно, лежит психологический механизм подражания и психологического заражения. Мода, становится массовой когда она захватывает и охватывает всех или значительную часть людей, формируя особые общности. Впрочем как раз вскоре после этого она исчезает , или меняется — модным быстро становится нечто совсем иное, уже опять не массовое, а уникальное. То же, что еще недавно было модным, становится рутинным, обыденным, привычным и повседневным.
Повышениепрестижа Приобщаясь, хотя бы внешне, к наиболее богатой и обладающей модными вещами публике человек резко , повышает свой престиж как внешне, так и внутренне. Не случайно до сих пор верна и популярна известная народная пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму» .
Регуляция эмоциональных состояний Известно, что обладающий модной одеждой, предметом, идеей и т. д. человек чувствует себя значительно лучше, чем не обладающий такими вещами. Особенное значениефактор модности в виде модной одежды имеет для женщин.
Приобщение к новому Следя за модой, стремясь к модному в одежде, в идеях, в образе жизни, человек неизбежно развивается, обогащаясь новыми знаниями, чувствами и представлениями. Он подражает новому, легко перенимает его и тем самым делает как бы «своим» , формируя собственный вкус и предпочтения.
Самоутверждение личности Следуя моде, человек утверждает себя в своих собственных глазах. Понятно, что самоутверждение может касаться различных сфер. Какой бы ни была сфера моды, за ней стоит одно и то же — стремление к выделению и утверждению себя. Самоутверждение отдельной личности, становясь массовым, как бы захватывая большинство, всегда нивелирует эту отдельную личность согласно действию законов психологии масс.
Одна из основ массовой моды — этоподражание Примеров такого рода в истории множество. Из последнего времени приведем хотя бы только два примера новой мужской моды на головные уборы: на кепки «лужковки» (введенные мэром Москвы Ю. Лужковым) и фуражки «жириновки(введенные не менее » популярным лидером Либеральнодемократической партии России В. Жириновским).
Другая основа — определенная утилитарность Джинсыстали модными во всем мире прежде всего по причине своей очевидной удобности и практичности. Став предметом подростковой моды, джинсы оторвались от ковбоев и создали особую массу «джинсоносцев» -тинейджеров. Со своей особой философией (тут и хиппи, и панки, и многие другие), мировосприятием, со своими сложными взаимоотношениями и своей особой эмоциональной общностью.
Мода — это особое явление в психологии масс, основанное на представлениях о «модности» и «немодности» . В развитии моды наиболее ярко проявляется парный, двойственный, но взаимосвязанный психологический механизм заражения-подражания. Одновременно мода проявляется как в виде стандартизированного стихийного массового поведения, так и в иных, нестандартных и не стихийных формах. С социально-психологической точки зрения, мода — это стремление к внешнему разнообразию, парадоксально оборачивающееся своейпротивоположностью, внешним и особенно внутренним психологическим единообразием
Момент наивысшей популярности моды обычно становится началом ее конца. Как только все постарались, например одеться одинаковым , образом, мода начинает терять свою привлекательность для тех, кто ее открыл. Они начинают искать новое, доселе еще не ношенное, невиданное, и все начинается сначала.
Выводы: К факторам модности относятся: престиж, утилитарность, эстетичность и т. д. Психологически массовая мода это — подражание тем , кого люди считают представителями референтной для себя группы, подкрепляемое другими названными факторами. Подражание стимулируется целенаправленным заражением используемым рекламой и массовой , коммуникацией в целом.
Выводы: Массовая мода выполняет пять основных социально-психологических функций: Ø Мода «массовизирует» человеческую психику, заставляяиндивида быть таким же, как масса ему подобных. Ø Следованиемоде повышает престиж человека. Ø Оно же регулирует его эмоциональные состояния. Ø Мода приобщает людей к новому, выполняя инновационную функцию. Ø Наконец следование моде часто способствует , самоутверждению личности.
Процесс распространения массовой моды включает восемь компонентов: Ø к нимотносятся автор (создатель) чего-то модного, формирующий новый продукт; Ø соавтормоды (первый сторонник идей автора); Ø демонстраторы первичные распространители; и Ø структуры локального распространения моды; Ø поклонники модного; Ø средствамассового тиражирования; Ø рекламаи массовая система продаж; Ø массовая система продаж
ним за в ибо ас Сп ие! ан