Психология игры.pptx
- Количество слайдов: 44
Психология игры Паромонова М. В. 2014
Список литературы • Азаров Ю. П. Игра и труд. М. , 1973. • Лесной Д. С. Игра: большая энциклопедия. – М. 2000 • Оуэн М. Теория игр. – М. , 1996 • Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии. — Санкт-Петербург: издательство «Питер» , 2000 • Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1977.
План лекции Введение в психологию игры 1. Этимология слова «игра» 2. Функции игры в жизни человека 3. Исторические и психологические теории игры 4. Игра в деятельности психолога
1. Этимология слова «игра» • Рассмотрим различные точки зрения на происхождение понятия «игра» . • Каждый их авторов акцентировал внимание на исторической или функциональной стороне появления термина «игра»
Особенности «игры» • Игра – общенаучное понятие. • Игра изучается различными науками - историей культуры, этнографией, педагогикой, психологией, этологией, философией и т. д. • Каждая наука термин «игра» трактует по-своему • Многие ученые пытались раскрыть сущность этого феномена, сформулировать и развить теории игры. • По сей день, игра является понятной и доступной каждому, но в то же время в этом понятии скрыто много загадок. • По мнению Шацкой Н. Н. , игра настолько многомерное явление, что исследователи включают в «игровое пространство» искусство, науку, военное дело, финансы, право, любовь – весь человеческий опыт. Вместе с тем это повседневное явление, основа детства, универсальное средство развития ребенка
ИГРА • «…в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т. д. » (1887, с. 1). • (Из книги Д. Б. Эльконина «Психология игры» )
До настоящего времени не существует единой научной формулировки «игры» «У. М. Гелассер составил сводку исследований по игре за первую половину 20 века обобщая биологические и психологические теории детской игры, он указывает, из-за трудностей в достижении адекватного и всеобъемлющего определения и даже описания игры, приложимого ко всем явлениям, которые признавались за таковую и из за трудностей последующего удовлетворительного развития избранных теорий большинство психологических книг и экспериментальных работ было направлено скорее на эмпирические наблюдения, чем на практическую работу…» (Д. Б. Эльконин)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона • Игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. • Также термин «Игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. • Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. • Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры — решение практических задач на местности и по топографическим картам).
Этимология слова «игра» (из книги Психология игры) « «играть» у древних греков означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется "предаваться ребячеству» , у евреев слову "игра" соответствовало понятие о шутке и смехе, у римлян "ludo" означало радость, веселье. По санскритски «кляда» означало игру, радость. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом "игра" стали обозначать обширный круг действий человеческих, — с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие…. » (Д, Б, Эльконин)
С. Л. Рубинштейн (1976) • Игра — основной вид деятельности ребёнка. • Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития.
2. Функции игры • Учитывая разнообразие подходов к формулированию понятия «игра» можно выделить большое количество функций, которые реализует игра в филогенезе и онтогенезе человечка. • Отдельного разговора достойна тема: функции игры в деятельности практикующего психолога
Функции игры в жизни человека • • Развлекательная – игра способна воодушевить, побудить интерес, доставить удовольствие. Хорошая игра всегда создает благоприятную атмосферу, делает любую работу или исследование более привлекательным ; Коммуникативная – позволяет нивелировать межличностные барьеры и начать легко общаться и усваивать правила общения, кроме этого, игра обладает экспансивным влиянием – она охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов) создавая позитивные эмоциональные контакты; Обучающая (дидактическая) – в жизни каждого человека игра появилась раньше труда, а в жизни общества (Плеханов). В игре легче обучиться. В игре развиваются умения и навыки, развиваются все познавательные процессы (память, внимание, мышление…) Самореализации – в игре как на полигоне человеческой практики; Диагностическую – можно узнать каков человек в жизни; Коррекции – игра позволяет изменить свое поведение под влиянием правил игры и ее участников. В игровых моделях жизненных ситуаций корректируется поведение и сама личность; Социализации – игра вводит человека в общение с окружающими людьми, она позволяет усвоить правила группы и стать в ней своим (принятым группой).
Функции игры • Развивающая Одним из важнейших назначений игры является развитие человека, его ориентация на творческое, креативное, отчасти экспериментальное поведение; • Компенсаторная Восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, снимающая эмоциональное напряжение, регулирующая психологические нагрузки
Из истории вопроса «функции игры» • Игры существуют и в животном мире. Ученые называют играми животных абиотические (не приносящие комфорта, витального удовлетворения, не относящиеся к «ориентировочной деятельности» ) формы поведения. Игра котенка с мышью или предметом (моток пряжи, ком бумаги) выполняет очень важную функцию в его жизни – тренировка, безопасный способ освоения какого-то действия. • Исследователи онтогенетического развития ребенка выделяют подобную (тренировочную) функцию игры. • Исследования филогенеза человека также отмечают, что игры детей примитивных культур это, как правило, имитация деятельности взрослых – лук и стрелы, игры с глиняными горшочками, строительство жилища.
ПЛАТОН (427 − 347 до н. э. ) «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие -либо детские сооружения» .
Для подтверждения слов Платона • Игра помогает (это и есть тренировочная функция игры) позволяет ребенку преодолеть «возникающее противоречие между бурным развитием потребности в действии с предметами, и развитием осуществляющих это действие операций» • Ребенок хочет сам водить автомобиль, строить дом…, но не может этого в силу объективных обстоятельств. • Противоречие между желаемым и возможным может разрешиться для ребенка только в игровой деятельности.
функции игры в жизни человека • В. Н. Дружинин считает, игра это проявление интеллекта. • Эту точку зрения он обосновывает тем, что основной функцией интеллекта является создание прогностических моделей, построение возможных вариантов будущего. Создание вероятных миров и действия с ними - одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Оно не зависит от возраста и чем интеллектуальнее человек, тем он более склонен к игре.
функции игры в жизни человека «Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действительном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующих на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей» . В. Всеволодский - Гернгросс
3. Исторические и психологические теории игры В 19 веке Ф. Шиллер разрабатывает «Теорию избытка сил» «…Животное работает, когда недостаток чего либо является побудительной причиной его деятельности, и оно играет, когда излишек силы сам побуждает к деятельности» . Вот собственно и вся теория «избытка сил» , уточняет Д. Б, Эльконин
ТЕОРИЯ ИЗБЫТКА НЕРВНЫХ СИЛ, КОМПЕНСАТОРНОСТИ Теория «избытка сил» получила свое развитие в работах Г. Спенсера, как «теория избытка нервных сил и компенсаторности» . Английский философ Г. Спенсер считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет разрядить избыток жизненной энергии. Под влиянием голода или опасности животное или человек напрягает все свои силы ради достижения известной цели. Когда принуждение исчезает, эти силы проявляются свободно и необузданно, и потребность движения проявляется уже не в труде, а в игре. Последователи Спенсера установили, что люди и животные способны играть и в состоянии усталости, и при этом не только тратить, но и восстанавливать силы. Они утверждали, что игра не только компенсаторна, но и обладает уравновешивающей активностью, что позволяет ей вовлечь в активную работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстанавливать жизненное равновесие. Дети играют в состоянии усталости, когда у них нет избытка сил, и именно игра становится фактором их восстановления, допингом появления новой энергии ребёнка. Уже в конце XIX века К. Гросс констатировал, что избыток силы не причина появления игры, а лишь очень благоприятное для неё условие. Г. Спенсер (1820 -1903)
психологические теории игры • Ближе всех к пониманию игры в 19 веке подошел В. Вунд, но и его мысли относительно возникновения игры фрагментарны. Он, как Ф. Шиллер и Г. Спенсер считал источником игры наслаждение. • «Игра – это дитя труда, нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по своему существу. • Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он начинает постепенно ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. • Игра устраняет при этом полезную цель труда, и следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд» 1887 г.
Исторические и психологические теории игры • Немецкий философ и психолог К. Гросс изучая игры ребенка и животного развил предположение об упражняющей функции игры. • Его теория носит название «теория предупражнения»
ТЕОРИЯ ИНСТИНКТИВНОСТИ, ФУНКЦИИ УПРАЖНЕНИЯ В ИГРЕ, ПРЕДУПРАЖНЕНИЯ ИНСТИНКТОВ В начале XX века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного К. Гросса. Согласно его представлениям, игра - вечная школа поведения. Гросс рассматривал игры детей как подготовку к будущей трудовой деятельности, к жизни, как средство естественного самовоспитания ребёнка. Почему Гросс называл свою теорию "теорией упражнений"? Упражняться - значит систематически совершенствовать в себе те или иные навыки. Упражнение - практика развития. Игра повторяема в опыте детей. Ребёнок многократно к ней обращается, испытывает удовольствие от повтора. Признавая, что у высших животных и человека недостаточно наследственных реакций для поддержания жизни, учёный вместе с тем принимает именно наследственные реакции (упражнения) за основу.
ТЕОРИЯ ИНСТИНКТИВНОСТИ, ФУНКЦИИ УПРАЖНЕНИЯ В ИГРЕ, ПРЕДУПРАЖНЕНИЯ ИНСТИНКТОВ К. Гросс сводит игру детей и высших животных к деятельности прежде всего инстинктивной: "Игра сама является только своеобразным способом проявления различных инстинктов и влечений". К. Гросс стоял на позиции укрепления и развития наследственных форм поведения в играх , критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Объясняя свою теорию игры, он исходил из "принципа разряда". Вся суть концепции Гросса, таким образом, сводилась к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счёт "разряда внутренней энергии в организме". По Гроссу - развитие игры ребёнка идёт за счёт внутренних сил и внутренней энергии, в игре упражняются лишь инстинкты.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ ВРОЖДЁННЫХ ВЛЕЧЕНИЙ • Бойтендайк, голландский зоопсихолог, выясняя природу игры, делает вывод, что игра всегда связана с каким либо предметом, который содержит много новизны и сам как бы играет с играющим. • Существует три влечения, находящиеся за инстинктами: влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающими, влечение к повторению.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ ВРОЖДЁННЫХ ВЛЕЧЕНИЙ • Ф. Бейтендейк, критикуя позиции Гросса, утверждал, что инстинктивные формы поведения животных не нуждаются в упражнении (предупражнении). • Ф. Бейтендейк считал, что в игре лежат исходные влечения, а именно: к освобождению, к слиянию, к воспроизведению. • Ф. Бейтендейк относил игру к категории ориентировочно-исследовательской деятельности, полагая, что игра есть действие с предметом, который для животных обладает элементами новизны.
Исторические и психологические теории игры • Г. В. Плеханов характеризуя теорию происхождения искусства из труда писал в работе «письма без адреса» , «… мы не поймем ровно ничего в истории первобытного искусства, если мы не проникнемся той мыслью, что труд старше искусства…» Эти положения важны не только для понимания искусства, но и игры как видов деятельности, имеющих общую генетическую основу. «В истории человеческого общества игра не может появиться раньше труда» . «В жизни отдельного ребенка игра появляется раньше труда, в жизни человечества, труд старше игры»
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ ВРОЖДЁННЫХ ВЛЕЧЕНИЙ "Наслаждение - вот исходный принцип толкования сущности досуга", - подчёркивает Аристотель, который в своей "Политике" рассуждает о природе праздничного состояния, которое отражается в развлечениях, играх, подобно отдыху, сну, еде, питию, и служит духовному, "высокому досугу" и познанию человеком истинного счастья. З. Фрейд (основатель психоанализа) исследовал идею компенсаторного характера игры. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоровляют психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний. С одной стороны, принцип удовольствия есть принцип регуляции психической жизни, заключающийся в стремлении избегать неудовольствия и неограниченно получать наслаждение; с другой стороны, удовольствие есть удовлетворение воли, волевых стремлений, связанных с интересами. А. Адлер (1870 - 1937) - австрийский психиатр и психолог - объясняет появление игры и её своеобразие как реализацию желаний, которые ребёнок не может осуществить в действительности.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ ВРОЖДЁННЫХ ВЛЕЧЕНИЙ • К. Бюлер (1879 - 1963) определил игру как деятельность, сопровождающуюся «функциональным удовольствием» и ради него совершаемую. • В теории К. Бюлера внимание обращается на то, что в игре важен не практический результат, а сам процесс игровой деятельности, от которого ребёнок испытывает удовольствие. • Для детей погружение в мир игры - это ожидание откровения, предощущения тайны, скрытого, но важного для них смысла жизни.
ТЕОРИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ И АНТИЦИПАЦИИ Американский психолог Г. С. Холл (1846 - 1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения основных этапов развития человечества) в детских играх. Холл полагал, что в процессе развития ребёнка в разных его играх как бы оживляются типы деятельности, последовательность которых можно проследить на протяжении истории человеческой цивилизации. В детских играх можно заметить приметы этого прошлого - элементы охоты, войны, собирательства, сочинительства, семейного быта и т. п. Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают обычную беготню детей, их рогатки, стреляющие трубки, луки, как воспроизводство охоты из далёкого прошлого. Детские карнавалы, театральные костюмы, маски, шапочки - отражение культовых церемоний и т. п. Эта гипотеза происхождения игры возникла на границе биологического и социального. Мы наблюдаем в играх детей некие корни прошлого, но возникают они на базе традиций культуры, на порою неуловимых источниках, питающих игровое воображение детей.
ТЕОРИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ И АНТИЦИПАЦИИ Существует также идея антиципации (предвосхищения) будущего в детской игре. Её сторонник - французский педагог А. Валлон (1879 - 1962). Её гипотеза состоит в следующем: "… Игры можно рассматривать как предвосхищение и научение тем видам деятельности, которые должны появиться позже. " Игры у мальчиков и девочек различны, ибо обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт.
ТЕОРИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ И АНТИЦИПАЦИИ О временных аспектах игры писал и О. С. Газман, занимавшийся в последние десятилетия ушедшего века игровой деятельностью детей: "Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворением назревших актуальных потребностей. С другой - игра всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма. " Таким образом, приверженцы этих теорий пытаются доказать, что игры, с одной стороны, генетически повторяют прошлое, с другой стороны, предвосхищают будущее, но "работают" на настоящее.
ТЕОРИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ИГРЕ • Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К. Д. Ушинский. Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Выступая против чисто гедонистической (удовольствие) теории игры, Ушинский свидетельствует, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. "Не надо забывать, - пишет Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребёнка". Лишение ребёнка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.
ТЕОРИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ИГРЕ • Ж. Пиаже представитель данной теории. • Он исследовал развитие мышления ребенка в игре связывал особенности игры с возрастными особенностями ребенка, описывал расцвет ролевой игры у ребенка в 4 года до развития игры с правилами в семилетнем возрасте ребенка.
ТЕОРИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ИГРЕ Одна из глав «Педагогической психологии» Л. С. Выготского содержит исследования педагогического значения игры: «… уже давно обнаружено, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы… Они (игры) организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил. … В игре у ребенка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачуигру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помагать, расчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений…. »
ТЕОРИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ИГРЕ В теориях Ж. Пиаже и К. Левина, в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина моделирующая и ориентационная функции игры объясняются способностями ребёнка оперировать игровыми символами. Д. Б. Эльконин полагал, что организуя деятельность при помощи символов, ребёнок учится в игре ориентироваться в явлениях культуры, Духовности в целом, использовать их соответствующим способом. На этой же позиции стоял и С. Т. Шацкий, который полагал, что появление игры зависит"…от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребёнка". Многие учёные полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка.
ТЕОРИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МИР ЧЕРЕЗ ИГРУ С. Л. Рубинштейн, советский психолог и философ, также одним из первых сделал попытку создать отечественную теорию игры. Рубинштейн понимает игру, как вечную потребность ребёнка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: "В игре формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир". Мотивы игры кроются в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, вызванных окружающей действительностью.
ТЕОРИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МИР ЧЕРЕЗ ИГРУ • В работе «Психологические основы дошкольной игры» и других трудах, А. Н. Леонтьев развивает выводы С. Л. Рубинштейна о том, что игра является осмысленной деятельностью.
ТЕОРИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МИР ЧЕРЕЗ ИГРУ. А. Н. Леонтьев считал игру ведущим типом деятельности дошкольника. А. Н. Леонтьеву принадлежит следующая мысль: "Игра не является продуктивной деятельностью, её мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия". Таким образом, заключает он, овладение ребёнком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действий, может совершаться только в игре. "Что представляет собой вообще ведущая деятельность? Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения психики ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития". С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру как доступный для ребёнка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, проявляется в в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер.
ТЕОРИЯ АБСОЛЮТИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИГРЫ Во второй половине XX века в развитии теории игры наметился переход от биологических, индивидуальнопсихологических подходов к социологическим и культурологическим. Испанский философ и публицист Х. Ортега-и-Гассет (18831955), нидерландский историк культуры, философ Й. Хейзинга (1872 -1945), швейцарский писатель Г. Гессе(1877 -1962) и другие деятели связывают игру с общественным разумом, с культурой в целом. С культурой как системой игр. С культурой, организованной "по правилам игры" в виде вечно развивающейся совокупности сюжетов, сценариев, ролей, норм, ценностей, символов, языка культуры и т. п.
ТЕОРИЯ АБСОЛЮТИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИГРЫ Г. Гессе, увлечённый идеей создания универсального языка культуры, некой системы символов культуры, единых для всех и позволяющих через эти знаки культуры выражать любую идею, любое содержание религии, философии, музыки, живописи и т. п. , пытался дисциплинировать ум художника. Гессе считал, что именно через игру ума можно достигнуть глубины общения и взаимопонимания людей.
ТЕОРИЯ АБСОЛЮТИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИГРЫ Известный голландский историк культуры Й. Хейзинга, автор известной книги "Человек играющий", исследуя в ней феномен игры и её воздействие на духовную жизнь человека, считает игру первичным импульсом человеческой истории. Игра даёт жизнь и обуславливает развитие всей культуры, её разнообразных форм и направлений. По мнению Й Хейзинга, интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. Феномен игры, как он считает, и кроется в этой поразительной интенсивности, в ней сущность, исконное качество игры. Не разрядка избыточной энергии, не отдых после напряжения сил, не компенсация несбывшихся желаний, а именно природная сила делает игру игрой с напряжениями, творчеством, радостью и всеми заботами. Выдающийся мыслитель XX столетия выводит игру из мира повседневного, как "внеразумное занятие".
ТЕОРИЯ АБСОЛЮТИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИГРЫ Существует расхожее выражение "вначале было слово". Перефразируя его по отношению к ребёнку, мы вправе говорить "вначале была игра", ибо с неё у ребёнка и начинается восприятие и осознание мира. Й. Хейзинга, изучая жизнь и культуру первобытного, античного и средневекового обществ, рассматривает игру как побуждение к самопроявлению: "Игровое состояние как общественный импульс, более старый чем сама культура, издревле заполняло жизнь и, подобно дрожжам, заставляло расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру". Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили своё выражение в священных состязаниях. Культура, в её первоначальных формах, "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она развивается в игре.
Игра в деятельности психолога • Метод диагностики • Метод и технология развития • Метод и технология коррекции