доклад по Психологии.pptx
- Количество слайдов: 10
ПСИХОЛОГИЯ Эффект бесконечного поля зрения. Сенсорная депривация.
v Ganzfeld феномен (от немецкого "полное поле") - феномен зрительного восприятия проявляющийся при взгляде на недифференцированные и однородные поля цвета. Эффект описывается как потеря зрения, как мозг отключает неизменный сигнал от глаз. Долгое нахождение в однородном цветовом поле без каких-либо деталей может привести к галлюцинациям, так как мозг усиливает нейронный шум для того, чтобы искать отсутствующие визуальные сигналы. Это очень похоже на сновидения во время сна, так как в обоих состояниях мозгу не хватает визуальной информации. GANZFELD ФЕНОМЕН
Впервые с этим эффектом столкнулись исследователи полярных областей в ясную солнечную погоду. Внезапно все поле зрения становилось серым, исчезали все краски, затем появлялась пульсация, которая неожиданно взрывалась ярким калейдоскопом удивительных красок и образов. Визуальные эффекты сопровождались чувством глубокого покоя и умиротворения. Затем этот эффект перекочевал в лаборатории. Поскольку он всегда надежно воспроизводился, то в 30 -е годы прошлого века, наверное, только самый ленивый физиолог не экспериментировал с… шариками для пинг-понга, разрезая их пополам, накладывая на глаза студентам-добровольцам, и направляя на половинки шариков яркий свет. В 80 -е годы прошлого столетия ganzfeld эффектом заинтересовались парапсихологи. Они исходили из предположения, что экстрасенсорные сигналы, воспринимаемые человеком, обычно "забиты" сенсорным шумом. И поскольку ganzfeld эффект позволяет отключить зрительный анализатор, одновременно обеспечивая хорошую релаксацию, то есть основания предполагать, что на фоне этого эффекта экстрасенсорные сигналы будут проявляться гораздо четче.
Без достаточного количества внешних раздражителей в центре внимания зрения часто оказываются эффекты, которые производятся самим телом. Появление энтоптических изображений обусловлено физиологией самого глаза. ▪ Floaters - медленно дрейфующие прозрачные шарики различных форм, которые обычно появляются при взгляде на яркий монохроматический объект. Они на самом деле тени объектов, таких как клетки крови на сетчатке. ▪ Blue Field Entoptic Phenomenon - маленькие яркие точки, движущейся вдоль волнистых линий. Они появляются из-за белых клеток крови в капиллярах в верхней части сетчатки. Длина волны синего света поглощается красными кровяными клетками, но белые клетки крови пропускают свет и поэтому оставляют пробелы, выглядящие белыми точками. ▪ Purkinje Tree - тени сосудов сетчатки становятся видимыми при попадании яркого света сбоку глаза. В этом случае тень падает на области сетчатки, не адаптированные яркому свету и неспособные естественным образом вычесть тень из изображения. ▪ Purkinje’s Blue Arc - неяркие голубые дуги, которые появляются между светлым пятном в темноте и слепым пятном. ▪ Фосфены - легкие модели, которые появляются без появления света и могут быть вызваны механическими, электрическими или магнитными стимуляциями сетчатки, например, путем давления на веки. Пуркинье Дерево кровеносные сосуды становятся видимыми при попадании яркого света сбоку глаза.
v Собственно, подобные, порой весьма жестокие эксперименты природа ставит регулярно с тем же схожим результатом: незрячие учатся извлекать куда больше информации, чем обычный человек, из тактильных ощущений, слуха или обоняния, потерявшие руку обретают невероятную ловкость в пальцах оставшейся невредимой руки – примеров множество. Тем страннее выглядит идея отключить вообще все органы чувств, оставив мозг наедине с самим собой. То есть добиться максимальной сенсорной депривации. v Тем не менее чуть более полувека назад такая идея казалась весьма многообещающей с точки зрения науки, а исследования полной сенсорной депривации, или «изоляции восприятия» (perceptual isolation), оставили глубокий след, причем не только в науке и медицине, но и в поп-культуре, а также в рекреационной индустрии и мистических учениях. СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ Даже мыши страдают от сенсорной депривации, и это вызывает интерес ученых
v Все началось с попыток ответить на весьма важный для понимания человеческой психики вопрос: насколько работа мозга зависит от постоянного потока сенсорных данных? И что произойдет с человеческим «я» , если ощущения враз прекратятся? Заснет ли оно? Угаснет ли? Чтобы найти ответ, ученые стали придумывать, каким образом выключить у человека максимум ощущений. Первые опыты напоминали средневековые пытки. Испытуемого укладывали на кушетку, окружали тело и конечности барьерами, ограничивающими их подвижность, с той же целью подкладывали под голову U-образную подушку. На глаза надевали светонепроницаемую повязку, в комнате выключали свет и устраивали полную тишину. ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ
ФЛОТАЦИОННЫЙ БАК v Американский доктор Джон Лилли придумал, как отключить мозг от сенсорной информации по максимуму, до 90% ее общего объема. Для этого он построил бак со свето- и звуконепроницаемыми стенами и плотно задраиваемым люком. Внутри бак наполнялся водой, имеющей температуру человеческого тела. Оказавшийся внутри такого бака испытуемый ничего не видел, не слышал, не чувствовал ни холода, ни тепла и, плавая в воде, не ощущал даже притяжения матушки-Земли. Оставалась только одна проблема: у человека нет жабр, и для дыхания в воде на испытуемого приходилось надевать маску, куда подавался воздух для дыхания. Несколько позже Лилли усовершенствовал конструкцию. Вместо воды в бак заливался 30%-ный раствор гептагидрата сульфата магния – вещества, больше известного у нас как английская соль. Плотный раствор не позволял телу тонуть, и человек мог спокойно лежать на спине, вдыхая обычный атмосферный воздух и как бы зависая в темном и беззвучном пространстве. «Флотационный бак» Джона Лилли, отключающий до 90% информации, поступающей от органов чувств
ЛАБОРАТОРИЯ СТИВЕНА ОРФИЛДА v Галлюциногенные свойства сенсорной депривации были подтверждены и сравнительно недавними исследованиями, которые проводились в безэховой камере лаборатории Стивена Орфилда, расположенной в американском городе Миннеаполисе. Здешняя безэховая камера (обычно такие камеры применяют для тестирования образцов акустического оборудования), значащаяся в Книге рекордов Гиннесса как «тишайшее место на Земле» , была использована для опытов, в ходе которых выяснилось, что абсолютная тишина для человека невыносима и дезориентирует мозг. Даже когда мы находимся где-нибудь на природе или в дачной тиши, на наши уши давит «белый шум» (смесь звуков разной высоты и природы), отличный от нулевого порога. В безэховой камере Орфилда, защищенной от звуков мира метровой толщины бетонными стенами и специальной рельефной стекловолоконной обшивкой этих стен, уровень шума составляет 9, 4 д. Б. После нескольких минут нахождения в такой обстановке человека начинает сводить с ума биение собственного сердца, звуки желудка и легких, а затем появляются галлюцинации, которые могут носить зрительный, слуховой или обонятельный характер. Испытаниям в камере Орфилда подвергались даже астронавты NASA, так как ситуация мертвой тишины (в открытом космосе) вполне может повстречаться и им.
v Может быть, одним из самых неожиданных и одновременно разрушительных эффектов изоляции оказалась потеря ясности мышления и невозможность сосредоточиться на чем-либо конкретном. Мысль начинает метаться, и, более того, в отсутствие, как сказал бы вождь мирового пролетариата, «реальности, данной нам в ощущениях» , человеческое сознание начинает продуцировать реальность альтернативную. Многие испытуемые отмечали, что во время сеансов (особенно связанных с погружением вводу) их преследовали мечты и фантазии, чаще всего сексуального характера, а иногда воплощавшие в себе некие агрессивные помыслы. МЕТАНИЯ И МЕЧТАНИЯ
Спасибо за оказанное внимание. Литература : Журнал «Популярная механика» Август 2012 Автор: Олег Макаров
доклад по Психологии.pptx