Скачать презентацию Психологическая школа XIX век Психологическая школа в Скачать презентацию Психологическая школа XIX век Психологическая школа в

Психологическая школа.ppt

  • Количество слайдов: 24

Психологическая школа XIX век Психологическая школа XIX век

Психологическая школа в литературоведении l l Сложилась в Западной Европе и в России в Психологическая школа в литературоведении l l Сложилась в Западной Европе и в России в последнюю треть XIX века (70 -е гг. XIX в. ) Появление школы отражает общий поворот философии, социологии, эстетики к психологизму

Направления исследований: l l 1) психология творчества: душевный облик художника – определяющий источник и Направления исследований: l l 1) психология творчества: душевный облик художника – определяющий источник и праобраз самого произведения 2) психология художественного восприятия: содержание произведения зависит от воспринимающего субъекта

Представители европейской психологической школы l l Э. Эннекен В. Вундт И. Фолькельт А. А. Представители европейской психологической школы l l Э. Эннекен В. Вундт И. Фолькельт А. А. Потебня

Психологическая школа пересматривает идеи l l Культурно-исторической школы Биографического метода Психологическая школа пересматривает идеи l l Культурно-исторической школы Биографического метода

Главный предмет изучения l l Внутренняя, психологическая сторона творчества, прежде всего душевная жизнь автора Главный предмет изучения l l Внутренняя, психологическая сторона творчества, прежде всего душевная жизнь автора Искусство выражает все то, что человек носит в себе, как впечатления внешнего мира, так и свои собственные душевные движения

Искусство l Сублимация переживаний художника во вне, в образы. l Художник творит для себя: Искусство l Сублимация переживаний художника во вне, в образы. l Художник творит для себя: воплощает в образы мучающие его мысли, чувства, настроения. Тем самым освобождается от них.

Произведение можно рассматривать l как модель души художника l Все особенности произведения выводятся из Произведение можно рассматривать l как модель души художника l Все особенности произведения выводятся из своеобразия личности творца, а различия между текстами объясняются различиями переживаний и психологических типов

Психологические типы l l Поэты выражения Поэты воплощения Художники-наблюдатели Художники-экспериментаторы Психологические типы l l Поэты выражения Поэты воплощения Художники-наблюдатели Художники-экспериментаторы

Литературоведы-психологи l l Историческое развитие литературы отодвинули на второй план. На первый план выдвинули Литературоведы-психологи l l Историческое развитие литературы отодвинули на второй план. На первый план выдвинули субъективную сторону: содержание всегда сиюминутный процесс, поскольку его порождает ( «вкладывает» ) сам читающий в зависимости от собственного, неповторимого опыта жизни

А. А. Потебня l «Заслуга же художника не в том minimum содержания, какое думалось А. А. Потебня l «Заслуга же художника не в том minimum содержания, какое думалось ему при создании, а в известной гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание» (Потебня А. А. Мысль и язык. Харьков, 1892. С. 187).

Психологическая школа в России l l l Первые идеи психологического направления выдвинул А. А. Психологическая школа в России l l l Первые идеи психологического направления выдвинул А. А. Потебня в работе «Мысль и язык» (1862). В дальнейшем психологическое направление представлено в работах его учеников – Д. Н. Овсяннико-Куликовского, А. Г. Горнфельда, Т. Райнова. в статьях журнала «Вопросы философии и психологии» (1899 -1918)

Потебня Александр Афанасьевич (18351891), русский языковед, литературовед, философ, член-корреспондент АН Потебня Александр Афанасьевич (18351891), русский языковед, литературовед, философ, член-корреспондент АН

Потебня А. А. – создатель Харьковской психологической школы Потебня А. А. – создатель Харьковской психологической школы

А. А. Потебня l Одним из первых в России изучал проблемы поэтического языка в А. А. Потебня l Одним из первых в России изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира

Потебня следует принципу историзма, теоретик культурноисторической психологии l l l Анализирует эволюцию умственных структур, Потебня следует принципу историзма, теоретик культурноисторической психологии l l l Анализирует эволюцию умственных структур, которыми оперирует индивид, впитывающий эти структуры благодаря усвоению языка Творцом языка является народ, распределяющий плоды накопленного опыта Мыслящие на этом языке индивиды воспринимают действительность сквозь призму запечатленных в нем внутренних форм

А. А. Потебня l l Язык – это деятельность, орган, который образовывает мысль Каждый А. А. Потебня l l Язык – это деятельность, орган, который образовывает мысль Каждый народ очерчен кругом своего языка, выйти из этого круга он может только, перейдя в другой.

А. А. Потебня: l «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать А. А. Потебня: l «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее … Чтобы уловить свои душевные движения, чтобы осмыслить свои внешние восприятия, человек должен каждое из них объективировать в слове и слово это привести в связь с другими словами для понимания своей и внешней природы …»

Понимание l Активный творческий процесс, формирующий духовный облик индивида Понимание l Активный творческий процесс, формирующий духовный облик индивида

Овсяннико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853 -1920) – русский литературовед и лингвист Овсяннико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853 -1920) – русский литературовед и лингвист

Д. Н. Овсяннико-Куликовский l l l Работы о русских писателях-классиках XIX в. – Гоголе, Д. Н. Овсяннико-Куликовский l l l Работы о русских писателях-классиках XIX в. – Гоголе, Пушкине, Лермонтове, Толстом и др. (Литературно-критические работы в 2 -х т. М. , 1989. Т. 1). Работы по теории и психологии творчества ( «Вопросы психологии творчества» , СПб. , 1902). Изучал санскрит, ведийскую мифологию

Главное значение трудов О. -К l Не в области истории литературы, литературной критики, теории Главное значение трудов О. -К l Не в области истории литературы, литературной критики, теории прозы и поэзии, а в том, что он ввел проблемы теории литературы (учение Потебни) (где царили схоластическиидеалистические идеи) в широкий научный и школьный обиход

Психологическая школа l l Перестала существовать в 20 -е гг. ХХ века Дальнейшее развитие Психологическая школа l l Перестала существовать в 20 -е гг. ХХ века Дальнейшее развитие идеи психологической школы находят в таких направлениях, как интуитивизм и психоанализ

Выготский Лев Семенович l «Психология искусства» (1925) Выготский Лев Семенович l «Психология искусства» (1925)