ОК 2012 лек 2.ppt
- Количество слайдов: 72
ПРОСТРАНСТВО и ФОРМА «Не камень, но пространство – материал архитектуры» (архитектор Н. Ладовский, начало ХХ века)
ПРОСТРАНСТВО – трехмерная действительность, открытая нашему глазу. Это поле нашей работы и предмет нашего изучения. Пространство раскрывается для нас при помощи видимой ФОРМЫ: линий, плоскостей, объемов. - через ПРЕДМЕТЫ (на языке обывателей) - через свою ПЛАСТИКУ (на языке профессионалов).
FORMA (лат. ) буквально – внешний вид. - видимые очертания предметов и явлений - внешнее выражение некоей идеи, замысла ( «о + формленность» )
Начинающему дизайнеру нужно чётко представлять себе «палитру» : - как взаимодействуют формы (в плане эмоционального воздействия) - эмоциональные возможности различных свойств формы (особенности восприятия) - собственно характеристики формы.
Начинающему дизайнеру нужно чётко представлять себе «палитру» : 3 - как взаимодействуют формы (в плане эмоционального воздействия) 2 - эмоциональные возможности различных свойств формы (особенности восприятия) 1 - собственно характеристики формы.
Как мы воспринимаем мир пространственных форм? - Относительно (сравниваем) - Избирательно (отдаем предпочтения) - Ассоциативно (связывая с чем-то) - Иллюзионно (искажая действительность) - Эмоционально (переживая и оценивая воспринятое)
Три возможных оценки при сравнении визуальных явлений: ТОЖДЕСТВО КОНТРАСТ НЮАНС (по любым характеристикам – по отдельным признакам или по сумме признаков)
Эмоциональные оценки свойств формы: массивность – легкость жесткость – пластичность простота – сложность грубость – изящество плотность – воздушность устойчивость – неустойчивость статичность – динамичность масштабность, соразмерность
Объективные характеристики формы: - Размеры - Положение в пространстве - Геометрические характеристики - Светлота - Цвет - Фактура - Членения и сочетания
1/ ФОРМА: ОБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Характеристика формы: РАЗМЕРЫ
Размеры мы оцениваем по абсолютным и относительным критериям. В основе обеих оценок лежит сравнение: - с единицами измерения, - с реальностью, представленной глазу, памяти и воображению, - с своими собственными размерами.
ИЛЛЮЗИИ при оценке размеров объясняются ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬЮ нашего восприятия: «Большое» «Маленькое» «Равное» «Неравное» и т. д. – меняются в разных пространственных и временных ситуациях.
Ряд оптических иллюзий, связанных с определением размера
Светлая фигура на темном поле при равных размерах с аналогичной темной – воспринимается как более крупная.
Мы соотносим объекты с собственным ростом. Объект справа кажется больше
Характеристика формы: ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ВИД
Простейшие геометрические формы и фигуры
Сложные геометрические формы и фигуры. Так называемая «бесформенность» .
Соотнося размеры, мы даем характеристику геометрическому виду форм в пространстве. Мы различаем их, как ЛИНЕЙНУЮ ПЛОСКОСТНУЮ ОБЪЕМНУЮ в зависимости от положения в пространстве. И как ПРЯМОЛИНЕЙНУЮ или КРИВОЛИНЕЙНУЮ в зависимости от характера поверхности.
Изменения геометрического вида формы: от прямолинейного к криволинейному характеру
Характеристика формы: ФАКТУРА, ТЕКСТУРА.
Всякая форма, любая предметность имеет в основе своей материал, из которого создается. ТЕКСТУРА – визуально выраженные физико-механические свойства формы (СТРУКТУРА формы).
В отличие от ТЕКСТУРЫ ФАКТУРА – это характер обработки поверхности. (термин широко используется в искусстве)
Эти понятия связаны. 1/ Возможности современной обработки материалов позволяют получать ФАКТУРУ поверхности, не соответствующую структуре (ТЕКСТУРЕ) материала. 2/ С другой стороны, можно обработкой поверхности добиться того, что ФАКТУРА будет выражать строение материала. И тогда оба понятия сольются.
ФАКТУРА / ТЕКСТУРА обладает эмоциональной выразительностью. 1/ Корректирует оценку массивности объектов. 2/ Корректирует геометрические характеристики. 3/ Является мощным средством достижения контрастных эффектов в композиции.
Поверхность: контрастные текстуры.
Композиция на контраст текстур (Баухауз).
Работы Якова Чернихова с фактурой.
Характеристика формы: ОСВЕЩЕННОСТЬ, ЦВЕТ
СВЕТЛОТА – свойство поверхности отражать часть падающего на нее светового потока. Количественно определяется как отношение отраженного потока к падающему. Величина этого отношения определяет шкалу ощущений, именуемых СВЕТЛЫМИ и ТЕМНЫМИ ОТТЕНКАМИ.
Форма материальна. Материал имеет определенную молекулярную структуру поверхности. Поверхность принимает на себя световой поток, часть которого ПОГЛАЩАЕТ, часть – ОТРАЖАЕТ.
ОСВЕЩЕННОСТЬ – условие существование материального мира, столь же необходимое, естественное (и порой незаметное), как, скажем, наличие воздуха.
Поверхность покрыта пигментами (окрасками) различных цветов, по-разному отражающими и поглощающими разные части светового потока. Т. е. окрашенная поверхность формы придает ей еще одно свойство: ЦВЕТ.
44
Эти оценки позволяют нам судить о форме, говорить, что ей свойственны: массивность – легкость жесткость – пластичность простота – сложность грубость – изящество плотность – воздушность устойчивость – неустойчивость статичность – динамичность масштабность, соразмерность
2/ ОЦЕНКИ и ЭМОЦИИ
Эмоциональное качество формы: МАССА
Степени массивности легкости
Влияние геометрических характеристик на оценку массы
Влияние плотности поверхности формы на оценку массы
Влияние группировок в пространстве на оценку массы
Влияние светлоты / темноты поверхности формы на оценку массы
Масса связана с плотностью материала и с его количеством (размерами объекта) - Какой из этих объектов выглядит массивнее?
Эмоциональное качество формы: «ДВИЖЕНИЕ» - «СТАТИКА»
Статичность и динамичность связаны с движением глаза по поверхности формы и оценкой распределения плотности материала
Схема движения взгляда человека, рассматривающего фигуру.
Везде, где формы дают повод «двигаться» глазу, мы можем говорить о динамике!
Статичность и динамичность объемных и пространственных форм
Динамическое равновесие: движение «остановлено» движением
Динамическое равновесие: движение «остановлено» движением
Динамическое равновесие: движение «остановлено» движением
Эмоциональное качество формы: ПЛАСТИЧНОСТЬ
ПЛАСТИКА (буквально: выпуклость, отчетливость) - качество трехмерных форм, свидетельствующее об их выразительной моделировке. Пластические искусства: скульптура, архитектура, танец. Термин применяется шире, мы говорим о пластичности графики, музыки, литературного изложения и т. д.
Собственно пластические, «скульптурные» возможности.
Пластические сочетания создают различные выразительные звучания.