ТИ_6_Печатная графика.pptx
- Количество слайдов: 79
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА
Технические элементы: 1. Поверхность, на которую наносится рисунок (доска) 2. Инструменты 3. Печатная краска 4. Печатание Прямая связь между техникой и стилистикой.
Материал печатной доски и способы ее разработки - три основных вида печатной графики: 1. Выпуклая гравюра 2. Углубленная гравюра 3. Плоская гравюра на камне
Выпуклая гравюра. С поверхности доски удаляются при помощи вырезывания или выдалбливания все места, которые на бумаге должны выйти белыми, и, наоборот, остаются нетронутыми линии и плоскости, соответствующие рисунку -- на доске они образуют выпуклый рельеф. -гравюра на дереве (ксилография) - гравюра на линолеуме (линогравюра) - выпуклая гравюра на металле (редко)
Углубленная гравюра. Изображение наносится на поверхность в форме углубленных желобков, царапин или борозд. В эти углубления попадает краска, которая под сильным давлением печатного станка переносится на бумагу. Давление печатного станка оставляет по краям углубления на бумаге, которые отделяют рисунок от полей. - все виды гравирования на металле -- гравюра резцом, офорт, меццо-тинто.
Плоская гравюра на камне. Рисунок и фон оказываются на одном уровне. Поверхность камня обрабатывается химическим составом таким образом, что жирная краска при накате воспринимается только определенными местами, передающими изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, оставляя фон бумаги нетронутым. - литография - альграфия (камень заменен алюминиевой дощечкой)
КСИЛОГРАФИЯ Доска продольного распила (в Европе - груша или бук, позднее - пальма; в Японии - вишневое дерево) с гладко выструганной поверхностью, а иногда и покрытую слоем мела. Художник наносит свой рисунок карандашом или пером. Затем художник или специальный резчик вырезывает особыми ножами и выдалбливает долотцами промежутки между линиями рисунка ( то, что на оттиске должно выйти цвета бумаги). То же, что в оттиске превратится в черные линии и пятна, образует на доске своеобразные хребты выпуклого рельефа. На отпечатке изображение получается обратным (как бы в зеркальном отражении) по отношению к изображению на рисунке, то есть то, что в рисунке находилось справа, в отпечатке будет слева, и наоборот.
КСИЛОГРАФИЯ Резка сверху вниз, на себя: -больше прямых и острых линий, чем округленных, волнистых и диагональных; - характерны отчетливость и некоторая обособленность линий; - чем больше в рисунке мелочей, переходов, скрещивания линий, тем труднее для резчика и тем менее выразительна ксилография.
КСИЛОГРАФИЯ Печать по бумаге (реже по пергаменту) простой типографской краской, вручную или на типографском прессе. Печать ксилографии как часть процесса книжного набора. Возможность получить сотни качественных отпечатков с одной доски. Демократичность и широкое потребление. Дуализм в разделении труда: художник и резчик. Сложность корректировки ошибок в процессе вырезывания.
КСИЛОГРАФИЯ Старейшие ксилографии – Китай, 9 в. н. э. – иллюстрации к Сутре. Европа – ксилография для набойки рисунка тканей. Первое использование ксилографии в Европе для графических отпечатков относится к концу XIV -- началу XV века. Появление дешевой бумаги в XIV веке, Печатная ксилография около 1400 года, книгопечатание подвижными буквами около 1450 года. Пусонная гравюра на металле (Шротшнитт) – белый рисунок на темном фоне. Уники – листы известные в одном экземпляре.
"Алмазная Сутра" мастера Ван Цзе. 836 г. Британская библиотека
Св. Христофор. Ксилография. 1423 г. Мария с младенцем Иисусом. Ксилография с датой "1418"
Св. Бернард. Пунсонная гравюра на металле. 1474 г.
КСИЛОГРАФИЯ Уники – листы известные в одном экземпляре. «Блоковые", или "колодковые", книги - серия картинок с короткими пояснениями, где и буквы текста, и относящиеся к нему изображения вырезаны и напечатаны с одной деревянной доски. Время расцвета "блоковых" книг -- 50 --60 -е годы XV века. Их содержание имеет по преимуществу религиознодидактический характер ("Искусство благочестиво умирать", Десять заповедей и т. п. ). Есть основание предполагать, что печатание изображений предшествовало печатанию книг.
Разворот из ксилографической книги, раскрашенный от руки. 1471 г.
Альбрехт Дюрер (1471 - 1528). Ксилография из серии «Апокалипсис» , 1498 г.
Альбрехт Дюрер (1471 - 1528). Неисправимый дурак (иллюстрация к главе 31 книги Себастьяна Бранта "Корабль дураков", гравированная Дюрером в 1494 году)
Ганс Гольбейн младший (1497 - 1543). Ксилография «Звезда, падающая в бездну» . Иллюстрация к Новому Завету.
Ганс Гольбейн младший (1497 - 1543). Ксилография «Графиня» . Из серии рисунков «Пляска смерти» . 1524 -26, издана в 1538 г.
Ганс Гольбейн младший (1497 - 1543). Ксилография «Богач» . Из серии рисунков «Пляска смерти» . 1524 -26, издана в 1538 г.
Венецианская ксилография – имитация рисунка пером. Тициан (1485 - 1576). Ксилография – портрет Людовико Ариосто.
Венецианская ксилография – имитация рисунка пером. Тициан (1485 - 1576). Ксилография – портрет Пьетро Аретино.
Кьяроскуро ( «светотень» ) – цветная ксилография. Изобретатель – Уго да Карпи
Кьяроскуро ( «светотень» ) – цветная ксилография Ханс Бургкмайр (1473 - 1531).
Кьяроскуро ( «светотень» ) – цветная ксилография Рафаэль Санти (1483 - 1620). Чудесный улов рыбы, напечатана в 1609 г.
Кьяроскуро ( «светотень» ) – цветная ксилография Рафаэль Санти (1483 -1520), Уго да Карпи (ок. 1480 -1532). Снятие с креста, ок. 15201527 гг. , печать, гравюра из 3 -х блоков, 34. 93 х 26. 35 см.
Реформа Т. Бьюика Томас Бьюик (1753 - 1828). Ксилография из серии «История британских птиц»
Реформа Т. Бьюика Томас Бьюик (1753 - 1828). Ксилография из серии «История четвероногих» , 1792.
Возрождение станковой ксилографии и линогравюры в к. 19 – н. 20 вв. Поль Гоген (1848 - 1903). Люби, и ты будешь счастлив. Ксилография.
Возрождение станковой ксилографии и линогравюры в к. 19 – н. 20 вв. Эдвард Мунк (1863 - 1944). Ксилографии.
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Основные виды печати: 1. Механический (резцовая гравюра, сухая игла, меццо-тинто) 2. Химический (офорт, мягкий лак, акватинта) 3. Смешанная техника (карандашная манера, пунктир)
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Резцовая гравюра: - Инструмент – штихель - Режет от себя - Доска (медная) лежит на подушке с песком, которую можно поворачивать - Бороздки (барбы) выглаживаются гладилкой или шабером (трехгранный нож)
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Резцовая гравюра – стилистические особенности: - Тонкие линии, которые начинаются и заканчиваются острием - Богатство и разнообразие штриховки – эффекты моделировки, градации блеска тона и силы рельефа - Каждая плоскость разбивается на линии и точки - Господствует ритмический, закономерный штрих.
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Резцовая гравюра : -Пробные оттиски -Состояния
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Сухая игла : - Стальная игла с острым наконечником - Барбы (кромки) не снимаются гладилкой и в отпечатке оставляют черные бархатистые следы.
Сухая игла Георгий Верейский (1886 – 1962).
Сухая игла Георгий Верейский (1886 – 1962).
Сухая игла Пабло Пикассо (1881 - 1973). 1933.
Резцовая гравюра на металле Клод Меллан (1598 - 1688). Голова Христа, награвированная единой линией
Резцовая гравюра на металле Клод Меллан (1598 - 1688). Голова Христа, награвированная единой линией
Резцовая гравюра на металле Клод Меллан (1598 - 1688). Голова Христа, награвированная единой линией
Резцовая гравюра на металле Клод Меллан (1598 - 1688). Голова Христа, награвированная единой линией
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Офорт : - Прорезывание линий сопровождается травлением кислотой. -Перекрытие особым лаком – смесь воска, смолы, асфальта – который не снимается кислотой. -Доска слегка коптится. -Легкость поправок и ретуши. -Травленая линия обладает одинаковой толщиной и не имеет острия. Офорт дополняется другими техниками – сухая игла. 17 в. – Жак Калло – техника «перекрытия» (повторного травления): гибкие градации света и тени, мягкие переходы воздушной перспективы.
Офорт. Повторное травление. Жак Калло (1592 - 1635). Дерево повешенных.
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ. РАЗНОВИДНОСТИ ОФОРТА Мягкий лак -К офортному грунту добавляют сало -Доска накрывается бумагой, по которой рисуют твердым карандашом Изобретен в XVII в. , популярность – вторая половина XIX в. Сочный зернистый штрих, напоминающий карандашный рисунок.
Офорт. Мягкий лак. Кете Кольвиц (1867 - 1945).
Офорт. Мягкий лак. Кете Кольвиц (1867 - 1945). Дети Германии голодают, 1924.
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ РАЗНОВИДНОСТИ ОФОРТА Акватинта Изобретение Жана Батиста Лепресена в 1765 г. 1. На доске травится обычным путем контурный очерк рисунка 2. На поверхность тщательно отполированной медной, цинковой или стальной доски различными способами наносятся разные по величине зерна кислотоупорных смол, в большинстве случаев — канифоли. При подогреве доски нанесенные на нее частицы смоляной пылью расплавляются, и создается фактура в виде сетки, в которой размеры просветов чистого металла обусловлены величиной зерен и временем подогрева формы. Эти просветы чистого металла травятся кислотой на различную глубину (размер которой зависит от времени травления). Эффект полутона рисунка тушью с отмывкой - переход тонов от света к тени – не мягкими наплывами, а скачками, отдельными слоями.
Офорт. Акватинта. Франсиско Гойя (1746 - 1828). Капричос ( «Причуды» ). 1799.
Офорт. Акватинта. Луи Фелебер Дебюкур (1755 - 1832). Два поцелуя. Акватинта, 1786.
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Меццо-тинто ( «полутон» , «светотень» ) – разновидность резцовой гравюры по металлу. Изобрел не художник, а дилетант - немец Людвиг фон Зиген, 0 находившийся под сильным воздействием светотеневых контрастов в живописи Рембрандта. Его самая ранняя гравюра, выполненная в технике меццо-тинто, относится к 1643 году. Оперирует не линией, а пятном –непрерывными, текучими переходами света и тени.
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Инструменты для подготовки доски при меццо-тинто: - «Качалка" - дугообразное лезвие, усеянное тонкими и острыми зубцами. - «Гладилка» (шабер) – приспособление для выглаживания зернистой доски. Достигаются переходы от яркого светового блика до самых глубоких теней. Возможность качественной печати 10=15 оттисков. Расцвет меццо-тинто – Англия XVIII в. (Ирлом, Грин, Уорд) – воспроизведение портретов работы Рейнолдса, Гейнсборо.
Меццо-тинто Инструменты для меццо-тинто: Снизу - зазерненная пластина, две гладилки, шабер, гранильник, в центре - пластина готовая к печати.
Меццо-тинто Samuel Cousins “Samuel Cousins” Mezzotint, 1884 45 x 40 cm.
Меццо-тинто Р. Ирлом. Натюрморт с фруктами. Меццо-тинто, 1781.
Меццо-тинто Линда Уитни (США). Два маленьких воина Фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге, С 2011 г.
Меццо-тинто Фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге, С 2011 г.
Меццо-тинто
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА Является комбинированной техникой - наполовину резцовой, наполовину офортной. Гравируется по офортному лаку рулетками различных видов (ручки с зубчатыми колесиками) и митуаром (пестик с насаженными зубцами). После травления линии усиливаются штихелем, иглой и рулетками прямо на доске. В гравюре карандашной манерой чаще всего воспроизводят рисунки сангиной, карандашом, углем, пастелью. Распространение во второй половине XVIII века.
Карандашная манера
Карандашная манера По рисунку Ф. Буше. Карандашная манера, 1767.
Карандашная манера Бонне Луи / Bonnet Louis Marin ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II 1765 По рисунку Ж. -Л. Де Вели Карандашная манера. 619 х497 мм. (лист обрезан)
ГЛУБОКАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ ПУНКТИР (ТОЧЕЧНАЯ МАНЕРА) От нем. puktieren - отмечать точками; лат. punctum – точка. Является комбинированной техникой - наполовину резцовой, наполовину офортной. Первый этап работы идет по офортному грунту, затем после травления и смывания грунта - непосредственно на доске. Изображение строится из системы точек различной глубины и величины, которые наносятся иглами, колесиками и рулетками. Цветные оттиски печатаются с одной доски. Прием, известный с XVI в. – заимствовали у ювелиров. Оперирование широкими тоновыми пятнами и переходами. Распространение – Англия, вторая половина XVIII d/
Пунктир (точечная манера) Ф. Бартолоцци. Портрет Лавинии Спенсер. Пунктир, 1787.
ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Три способа: 1. Печатание с одной доски в один тон (черный, бурый, сангина). 2. Печатание с одной доски в несколько тонов (раска от руки, раска доски тампонами). 3. Печатание с нескольких досок.
ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Историческое развитие техники 1. Геркулес Сегерс (1589 – 1638, Нидерланды) – начало XVII в. , одна доска, обработанная офортом, в которой разные части покрывались разной краской.
Цветная гравюра на металле Геркулес Сегерс (1589 – 1638, Нидерланды). http: //latander. livejournal. com/21 2705. html
ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Историческое развитие техники 2. Жак Леблон (1679 – 1719, Франция – Россия) – основывался на теории Ньютона о трех основных цветах (красный, синий, желтый). Три доски с тремя основными цветами, из смешения которых он получал зеленый, лиловый, оранжевый. Печать одной доски сверх другой. Четвертая доска в черном или коричневом тоне для получения глубоких теней.
Цветная гравюра на металле Леблон по Н. Блекею. Портрет Людовика XV (1679 – 1719). Меццо-тинто, резец (4 доски). 1738.
ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ Историческое развитие техники 3. Вторая половина XVIII в. , Франция, в связи с техникой акватинты. Луи Филибер Дебюкур (1755 – 1832, Франция) – печать с 8 – 9 досок, подготовленных различными техниками.
Цветная гравюра на металле Луи Филибер Дебюкур (1755 – 1832, Франция). Букеты или праздник бабушки. 1788.
Цветная гравюра на металле Луи Филибер Дебюкур (1755 – 1832, Франция). Торговка вишней. 1817.
Ксилография Углубленная гравюра на металле Двойственность: сочетание художникарисовальщика и резчика-ремесленника Анонимность Единоличное авторство Простота и демократичность, большой тираж и дешивизна (потребитель – широкие массы) Изысканность, тонкость и сложность. Связь с книгой и иллюстрацией Связь с ювелирным делом Авторство Декоративный и станковый характер. 1. Образцы и мотивы для декоративных композиций. 2. Самая подходящая техника для репродукционных целей. 3. Украшение интерьера. Техника обуславливает строгое следование предварительному рисунку. Большая свобода в обработке доски. Возможность импровизации.
ЛИТОГРАФИЯ Греч. «литос» = камень, «графо» = рисую. Способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы (камня - известняка) на бумагу. Основан на химическом процессе : сырая поверхность камня не принимает жировых веществ, а жир не пропускает жидкость. Изобретена в 1796 г. в Мюнхене Алоизлм Зенефельдером – актером и автором музыкальных пьес. Стремился найти дешевый способ распространения нот.
Литография Эжен Делакруа (1798 - 1863). «Мефистофель представляется» . Литография. 1828.
Литография Анри де Тулуз-Лотрек (1864 - 1901). Японский диван. 1893
Литография Анри де Тулуз-Лотрек (1864 - 1901). Афиша «Жанна Авриль» .
• Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства // http: //www. lib. ru/TEXTBOOKS/ART/vipper. txt • Немировский Е. Л. , Изобретение Иоганна Гутенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты // http: //vivovoco. astronet. ru/VV/BOOKS/GUTENBERG/CHAPT_01. HT M • Сайт «Средневековая гравюра» // http: //gravures. ru • Сайт «Графика. ру» // http: //www. grafika. ru/item/11 -000968? r=5220 • Очерки истории и техники гравюры // http: //gravura. ts 6. ru/book_history_engraving/ • Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам // http: //vk. com/doc 29218307_247691161? hash=e 74 e 6 cd 518 f 9 e 7 fa 38&dl=eb 79 b 1 a 9467 bff 9 ca 8 • http: //vk. com/topic-40678164_27639166? post=64 • http: //www. booksite. ru/fulltext/1/008/012/709. htm • http: //lazareva-mezzotint. narod. ru/techn. html • А. А. Лещинский. Основы графики // http: //ebooks. grsu. by/leshchinski/technika-glybokoi-pechati. htm • Гравюра в России XVIII – первой половины XIX века // http: //russianprints. ru/