курсовая работа.ppt
- Количество слайдов: 34
Просодические явления в речи и песни (на материале детского языка) Лосева Анна 41 Н
«Модель» как структурный аналог некоторого лингвистического явления и модель как система изучения и описания языка.
Цель работы заключается в выявлении общих закономерностей в немецкой детской речи и движение мелодии в речи и песни.
Задачи сводятся к следующему: определить связаны ли между собой музыка и речь; если да, то каким образом; ¡ выявить характерные особенности и явления музыки и речи, пения и говорения; ¡ определить интонационные модели в детской немецкой речи. ¡
Методами исследования выступают аналитический и описательный методы. ¡ Объектом исследования являются немецкие народные детские песни. ¡ Предметом исследования являются интонационные модели, выявленные в немецкой речи О. Пройем. ¡
Актуальность работы Музыка, как и речь, является особенностью человеческой культуры, которая влияла и влияет на развитие духовной культуры человека.
Новизна работы Впервые был проведен анализ детских немецких песен на предмет выявления интонационных моделей.
Теоретическая часть ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ Речь и просодика Функции интонации, ее фонетическая природа и компоненты Мелодика Фразовое ударение Пауза Темп Интенсивность и тембр Ритм Интонационные модели О. Пройя
Речь и просодика Целостность речи передает содержание, которое отражает определенное значение. Для человека необходима также передача эмоционального фактора. Чтобы выразить это эмоциональное содержание, существуют так называемые ориентировочные сигналы, которые одновременно являются средствами оформления высказывания речи.
Функции интонации, ее фонетическая природа и компоненты Организующая. Расчленяет поток речи на отдельные предложения. ¡ Коммуникативная. ¡ Логическая ¡ Синтаксическая ¡ Модальная ¡
Мелодика Имеет большое значение для выявления коммуникативного типа предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное). ¡ Во взаимодействии с ударением выступает как средство выражения логических отношений в предложении. ¡ Имеет огромное значение для выражения эмоциональных оттенков речи. ¡
Фразовое ударение ¡ Ударение, выделяющее самое важное по смыслу слово, называют фразовым или синтагматическим.
Впечатление того, что слог является ударным, создается следующими способами: ¡ ¡ ¡ Движение тона вверх или вниз происходит с участием ударного слога, и это положение сохраняется до конца синтагмы Слоги, которые нужно выделить, произносятся быстрее или медленнее, чем предыдущие или последующие, причем пауза перед ударным слогом лишь еще больше подчеркивает его ударенность Слоги, которые должны быть выделены, произносятся громче или тише, чем предыдущие
Пауза ¡ ¡ Под паузой понимается больший или меньший перерыв в звучании, который является сигналом границы между двумя более или менее самостоятельными по смыслу отрезками речи. Основной характеристикой паузы является ее длительность, которая колеблется в значительных пределах, в зависимости от различных причин.
Темп ¡ ¡ Это скорость произнесения элементов предложения, причем функциональную нагрузку несет не абсолютный, а относительный темп, т. е. соотношение скорости произнесения отдельных элементов предложения. Ускорение или замедление темпа может использоваться также для противопоставления каких-либо компонентов предложения (Das ist mein Buch und nicht dein. )
Интенсивность и тембр Интенсивность - сила произнесения, которая в значительной степени проявляется через фразовое ударение. ¡ Тембр – общая окраска звука, обусловливаемая определенным количеством обертонов и их соотношением между собой. ¡
Ритм Чередование звуков различной длительности ¡ Ритм немецкой речи очень сильно обусловлен расстоянием между сильноударными слогами. ¡ Расстояние зависит от эмоционального состояния говорящего. При спокойной речи расстояние больше. ¡
Интонационные модели О. Пройя Существуют 4 основных модели: мы различаем по две модели для спокойной и эмоциональной речи. ¡ Модели обозначаются следующими буквами – А, А’, B, B’. ¡
Интонационные модели О. Пройя Для спокойной речи характерны модели А и. В А В Для эмоциональной речи характерны модели А’ и В’ А’ В’
Участники эксперимента Пиа Кальтенбах - 8 лет , мама- Соня Кальтенбах ( офис- работник ), папа- Даниель (художник) ¡ Роня Гюнтер – 6 лет, мама- Мелани (адвокат), папа – Денди (механик) ¡ Алина Кальтенбах – 6 лет, мама – Ирина Кауфмэнишер (клерк), папа – Франк (мясник) ¡ Майлин Хуг – 6 лет, мама – Изабель Шнайдер ( графический дизайнер ), папа – Марко Шнайдер ( спортивный тренер) ¡ Лара Кох – 5 лет, мама – Натали Кох (учитель математики), папа – Бернд Кох (строитель) ¡ Катерина София фон Штайн – 5 лет, мама – Сандра (офис- работник), папа – Райнер (пожарный) ¡ Лена София – 5 лет, мама – Петра Вэльтэр ( предприниматель), папа – Томас Нойманн (столяр). г. Фра йбург-в-Бра йсгау, Баден-Вюртемберг ¡
Alle meine Entchen
Alle meine Entchen schwimmen auf dem See, Köpfchen in das Wasser, Schwänzchen in die Höh'.
Гц 120 110 100 90 80 70 60 Al le mei ne Ent chen schwim men auf dem See Köpf chen in das Was ser Schwänz chen in die Höh
Alle meine Entchen (singen) Роня ¡ Катарина ¡ Пиа ¡ Алина ¡ Лена Софиа ¡
Alle meine Entchen (lesen) ¡ ¡ Роня Пиа
Häschen in der Grube
Häschen in der Grube saß und schlief. Armes Häschen, bist du krank, dass du nicht mehr hüpfen kannst? Häschen hüpf, Häschen hüpf!
120 Гц 110 100 90 80 70 60 Häschen in der Grube saß und schlief Armes Häschen, bist du krank, dass du nicht mehr hüpfen kannst Häschen hüpf, Häschen hüpf!
Häschen in der Grube (singen) Майлин ¡ Катарина ¡ Алина ¡
Hoppe, hoppe, Reiter Hoppe hoppe Reiter, wenn er fällt, dann schreit er. Fällt er in den Graben, dann fressen ihn die Raben. fällt er in den Sumpf, dann macht der Reiter plumps!
Hoppe, hoppe, Reiter (lesen) Роня ¡ Пиа ¡
Hoppe, hoppe, Reiter (singen) Роня ¡ Пиа ¡ Лена Софиа ¡
Анализ интонационных моделей О. Пройя При говорении наблюдался восходящий и нисходящий тон, при этом для говорения характерен постепенный переход от более низкого к более высокому тону, мелодия нигде не задерживается на одном уровне; ¡ При говорении нет четких, ощутимых интервалов, голос скользит по всем частотам; ¡ Более высокий и более низкий тон голоса не связаны друг с другом количественными соотношениями привычной для нас музыкальной системой, их соотношение называют «иррациональным» ; ¡ При пении тоже наблюдается скольжение голоса, однако он может подолгу задерживаться на одном и том же уровне; Таковы особенности пения и говорения ¡
Выводы: ¡ ¡ ¡ Музыка и речь взаимосвязаны исторически. В музыке и речи действуют одни и те же просодические законы: относительное понижение тона; наличие того, что определяет дальнейший ход мелодии (доминанта в музыке и детерминанта в речи); ритм и т. д. Интонационные модели, выявленные для немецкой речи О. Пройем, имеет место в немецких детских песнях.