Скачать презентацию Программирование на языке Паскаль Тема 1 Введение Скачать презентацию Программирование на языке Паскаль Тема 1 Введение

ПаскальОсновы_начало.ppt

  • Количество слайдов: 86

Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение

Алгоритм – это конечная последовательность точно сформулированных правил для получения искомого результата, основываясь на Алгоритм – это конечная последовательность точно сформулированных правил для получения искомого результата, основываясь на исходных данных определенный план действий. Свойства алгоритма • дискретность: состоит из отдельных шагов (команд) • понятность: должен включать только команды, известные исполнителю (входящие в СКИ) • определенность: при одинаковых исходных данных всегда выдает один и тот же результат • конечность: заканчивается за конечное число шагов • массовость: может применяться многократно при различных исходных данных • корректность: дает верное решение при любых допустимых исходных данных • результативность: завершение алгоритма за конечное число шагов и получение искомого результата

Программа – это • алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования • набор команд для Программа – это • алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования • набор команд для компьютера Команда – это описание действий, которые должен выполнить компьютер. • откуда взять исходные данные? • что нужно с ними сделать?

Языки программирования • Машинно-ориентированные (низкого уровня) каждая команда соответствует одной команде процессора (ассемблер) • Языки программирования • Машинно-ориентированные (низкого уровня) каждая команда соответствует одной команде процессора (ассемблер) • Языки высокого уровня – приближены к естественному (английскому) языку, легче воспринимаются человеком, не зависят от конкретного компьютера • для обучения: Бейсик, ЛОГО, Паскаль • профессиональные: Си, Фортран, Паскаль • для задач искусственного интеллекта: Пролог, ЛИСП • для Интернета: Java. Script, Java, Perl, PHP, ASP

Язык Паскаль 1970 – Никлаус Вирт (Швейцария) • язык для обучения студентов • разработка Язык Паскаль 1970 – Никлаус Вирт (Швейцария) • язык для обучения студентов • разработка программ «сверху вниз» Задача Подзадача 1 1. 2 1. 3 Подзадача 2 2. 1 2. 2 Подзадача 3 2. 3 3. 1 3. 2 3. 3 • разнообразные структуры данных (массивы, структуры, множества)

Из чего состоит программа? program <имя программы>; const …; {константы} var …; {переменные} { Из чего состоит программа? program <имя программы>; const …; {константы} var …; {переменные} { процедуры и функции } begin … {основная программа} end. комментарии в фигурных скобках не обрабатываются

Из чего состоит программа? Константа – величина, не изменяющаяся во время выполнения программы, и Из чего состоит программа? Константа – величина, не изменяющаяся во время выполнения программы, и имеющая имя. Переменная (идентификатор) – величина, принимающая различные значения в процессе выполнения программы, и имеющая имя. Процедура – выполняет некоторое действие (рисование окружности). Функция – возвращает результат, который может использоваться в любом операторе (присвоить, вычислить и т. п. ). Например, вычисление квадратного корня, sin.

Имена программы, констант, переменных Имена могут включать • латинские буквы (A-Z) заглавные и строчные Имена программы, констант, переменных Имена могут включать • латинские буквы (A-Z) заглавные и строчные буквы не различаются • цифры имя не может начинаться с цифры • знак подчеркивания _ Имена НЕ могут включать • русские буквы • пробелы • скобки, знаки +, =, !, ? и др. Какие имена правильные? ? AXby R&B 4 Wheel Вася “Pes. Barbos” TU 154 [Qu. Qu] _ABBA A+B

Константы const i 2 = 45; { целое число } pi = 3. 14; Константы const i 2 = 45; { целое число } pi = 3. 14; { вещественное число } целая и дробная часть отделяются точкой qq = 'Вася'; { строка символов } можно использовать русские буквы! L = True; { логическая величина } может принимать два значения: • True (истина, "да") • False (ложь, "нет")

Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. Типы переменных: • integer { целая } • real { вещественная } • char { один символ } • string { символьная строка } • boolean { логическая } Объявление переменных (выделение памяти): var a, b: integer; Q: real; s 1, s 2: string;

Как изменить значение переменной? Оператор – это команда языка программирования высокого уровня. Оператор присваивания Как изменить значение переменной? Оператор – это команда языка программирования высокого уровня. Оператор присваивания служит для изменения значения переменной. Пример: program qq; a var a, b: integer; 5 ? 5 begin b a : = 5; 5+2 ? 7 b : = a + 2; a a : = (a + 2)*(b – 3); 7*4 28 5 end.

Оператор присваивания Общая структура: <имя переменной> : = <выражение>; Арифметическое выражение может включать • Оператор присваивания Общая структура: <имя переменной> : = <выражение>; Арифметическое выражение может включать • константы • имена переменных • знаки арифметических операций: + * / div mod умножение деление • вызовы функций • круглые скобки ( ) деление нацело остаток от деления

Какие операторы неправильные? program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin имя Какие операторы неправильные? program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin имя переменной должно быть слева от знака : = a : = 5; целая и дробная часть 10 : = x; отделяются точкой y : = 7, 8; нельзя записывать b : = 2. 5; вещественное значение в целую переменную x : = 2*(a + y); a : = b + x; end.

Ручная прокрутка программы program qq; var a, b: integer; begin a : = 5; Ручная прокрутка программы program qq; var a, b: integer; begin a : = 5; b : = a + 2; a : = (a + 2)*(b – 3); b : = a div 5; a : = a mod b; a : = a + 1; b : = (a + 14) mod 7; end. a b ? ? 5 7 28 5 3 4 4

Порядок выполнения операций • вычисление выражений в скобках • умножение, деление, div, mod слева Порядок выполнения операций • вычисление выражений в скобках • умножение, деление, div, mod слева направо • сложение и вычитание слева направо 2 3 5 4 1 7 8 6 9 z : = (5*a*c+3*(c-d))/a*(b-c)/ b; 2 6 3 4 7 5 1 12 8 11 10 9 x: =(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

Сложение двух чисел Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму. Сложение двух чисел Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран их сумму. Простейшее решение: program qq; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c : = a + b; writeln ( c ); end.

Оператор ввода read ( a ); { ввод значения переменной a} read ( a, Оператор ввода read ( a ); { ввод значения переменной a} read ( a, b ); { ввод значений переменных a и b} Как вводить два числа? 25 a 30 b через пробел: 25 30 через Enter: 25 30 25 a 30 b

Оператор вывода write ( a ); { вывод значения переменной a} writeln ( a Оператор вывода write ( a ); { вывод значения переменной a} writeln ( a ); { вывод значения переменной a и переход на новую строчку} writeln ( 'Привет!' ); { вывод текста} writeln ( 'Ответ: ', c ); { вывод текста и значения переменной c} writeln ( a, '+', b, '=', c );

Форматы вывода program qq; var i: integer; x: real; begin всего i : = Форматы вывода program qq; var i: integer; x: real; begin всего i : = 15; символов writeln ( '>', i, '<' ); writeln ( '>', i: 5, '<' ); x : = 12. 345678; writeln ( '>', x, '<' ); writeln ( '>', x: 10, '<' ); writeln ( '>', x: 7: 2, '<' ); end. всего символов в дробной части >15< >1. 234568 E+001< > 1. 23 E+001< > 12. 35<

Полное решение program qq; var a, b, c: integer; begin writeln('Введите два целых числа'); Полное решение program qq; var a, b, c: integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); c : = a + b; writeln ( a, '+', b, '=', c ); end. Протокол: это выводит компьютер Введите два целых числа 25 30 это вводит пользователь 25+30=55

Блок-схема линейного алгоритма начало блок

Задания Задания "4": Ввести три числа, найти их сумму и произведение. Пример: Введите три числа: 4 5 7 4+5+7=16 4*5*7=140 "5": Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое. Пример: Введите три числа: 4 5 7 4+5+7=16 4*5*7=140 (4+5+7)/3=5. 33

Программирование на языке Паскаль Тема 2. Ветвления Программирование на языке Паскаль Тема 2. Ветвления

Разветвляющиеся алгоритмы Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них. Разветвляющиеся алгоритмы Задача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них. Идея решения: надо вывести на экран первое число, если оно больше второго, или второе, если оно больше первого. Особенность: действия исполнителя зависят от некоторых условий (если … иначе …). Алгоритмы, в которых последовательность шагов зависит от выполнения некоторых условий, называются разветвляющимися.

Вариант 1. Блок-схема начало ввод a, b да a > b? max: = a; Вариант 1. Блок-схема начало ввод a, b да a > b? max: = a; блок "решение" полная форма ветвления нет max: = b; вывод max конец ? Если a = b?

Вариант 1. Программа program qq; var a, b, max: integer; begin writeln('Введите два целых Вариант 1. Программа program qq; var a, b, max: integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); полная форма if a > b then begin условного max : = a; оператора end else begin max : = b; end; writeln ('Наибольшее число ', max); end.

Условный оператор if <условие> then begin {что делать, если условие верно} end else begin Условный оператор if <условие> then begin {что делать, если условие верно} end else begin {что делать, если условие неверно} end; Особенности: • перед else НЕ ставится точка с запятой • вторая часть (else …) может отсутствовать (неполная форма) • если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end

Что неправильно? if a > b then begin a : = b; end else Что неправильно? if a > b then begin a : = b; end else begin b : = a; end; if a > b then begin a : = b; end begin else b > a begin b : = a; end; if a > b then begin a : = b; end else begin b : = a; end;

Вариант 2. Блок-схема начало ввод a, b max: = a; да b > a? Вариант 2. Блок-схема начало ввод a, b max: = a; да b > a? max: = b; вывод max конец нет неполная форма ветвления

Вариант 2. Программа program qq; var a, b, max: integer; begin writeln('Введите два целых Вариант 2. Программа program qq; var a, b, max: integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); max : = a; неполная форма условного if b > a then оператора max : = b; writeln ('Наибольшее число ', max); end.

Вариант 2 Б. Программа program qq; var a, b, max: integer; begin writeln('Введите два Вариант 2 Б. Программа program qq; var a, b, max: integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); max : = b; > if a ? ? ? b then ? ? ? max : = a; writeln ('Наибольшее число ', max); end.

Что неправильно? if a > b then begin a : = b; b else Что неправильно? if a > b then begin a : = b; b else b : = a; if a > b then b a : = b; else b : = a; end; if a > b then begin a : = b; end else b : = a; if a > b then else beginthen if b >= a bb: = a; end;

Задания Задания "4": Ввести три числа и найти наибольшее из них. Пример: Введите три числа: 4 15 9 Наибольшее число 15 "5": Ввести пять чисел и найти наибольшее из них. Пример: Введите пять чисел: 4 15 9 56 Наибольшее число 56 4

Программирование на языке Паскаль Тема 3. Сложные условия Программирование на языке Паскаль Тема 3. Сложные условия

Сложные условия Задача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст Сложные условия Задача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он фирме (вывести ответ "подходит" или "не подходит"). Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно. ? Можно ли решить известными методами?

Вариант 1. Алгоритм начало ввод x да да 'подходит' x <= 40? x >= Вариант 1. Алгоритм начало ввод x да да 'подходит' x <= 40? x >= 25? нет 'не подходит' конец 'не подходит'

Вариант 1. Программа program qq; var x: integer; begin writeln('Введите возраст'); read ( x Вариант 1. Программа program qq; var x: integer; begin writeln('Введите возраст'); read ( x ); if x >= 25 then if x <= 40 then writeln ('Подходит') else writeln ('Не подходит'); end.

Вариант 2. Алгоритм начало ввод x да x >= 25 и x <= 40? Вариант 2. Алгоритм начало ввод x да x >= 25 и x <= 40? 'подходит' нет 'не подходит' конец

Вариант 2. Программа program qq; var x: integer; begin сложное writeln('Введите возраст'); условие read Вариант 2. Программа program qq; var x: integer; begin сложное writeln('Введите возраст'); условие read ( x ); if (x >= 25) and (x <= 40) then writeln ('Подходит') else writeln ('Не подходит') end.

Сложные условия Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных Сложные условия Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических операций: • not – НЕ (отрицание, инверсия) • and – И (логическое умножение, конъюнкция, одновременное выполнение условий) • or – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция, выполнение хотя бы одного из условий) • xor – исключающее ИЛИ (выполнение только одного из двух условий, но не обоих) Простые условия (отношения) < <= > >= равно = не равно <>

Сложные условия Порядок выполнения • выражения в скобках • not • and • or, Сложные условия Порядок выполнения • выражения в скобках • not • and • or, xor • <, <=, >, >=, =, <> Особенность – каждое из простых условий обязательно заключать в скобки. Пример 4 1 6 2 5 3 if not (a > b) or (c <> d) and (b <> a) then begin. . . end

Сложные условия Истинно или ложно при a : = 2; b : = 3; Сложные условия Истинно или ложно при a : = 2; b : = 3; c : = 4; True not (a > b) True (a < b) and (b < c) True not (a >= b) or (c = d) True (a < c) or (b < c) and (b < a) (a < b) xor not (b > c) FALSE Для каких значений (x (x < < > > 6) 6) x истинны условия: and (x < 10) and (x > 10) or (x < 10) or (x > 10) (- , 6) (6, 10) (10, ) (- , 10) (- , 6) (10, ) (- , ) (6, ) x<6 x > 10 x < 10 x>6

Задания Задания "4": Ввести номер месяца и вывести название времени года. Пример: Введите номер месяца: 4 весна "5": Ввести возраст человека (от 1 до 150 лет) и вывести его вместе с последующим словом "год", "года" или "лет". Пример: Введите возраст: 24 Вам 24 года Введите возраст: 57 Вам 57 лет

Программирование на языке Паскаль Тема 4. Циклы Программирование на языке Паскаль Тема 4. Циклы

Циклы Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий. • цикл с известным числом Циклы Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий. • цикл с известным числом шагов • цикл с неизвестным числом шагов (цикл с условием) Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1 до 8 (от a до b). Особенность: одинаковые действия выполняются 8 раз. ? Можно ли решить известными методами?

Алгоритм начало задать начальное значение переменной цикла i : = 1; проверить, все ли Алгоритм начало задать начальное значение переменной цикла i : = 1; проверить, все ли сделали i <= 8? да i 2 : = i * i; i 3 : = i 2 * i; i, i 2, i 3 i : = i + 1; нет конец вычисляем квадрат и куб вывод результата перейти к следующему i

Алгоритм (с блоком Алгоритм (с блоком "цикл") блок "цикл" начало i : = 1, 8 конец i 2 : = i * i; i 3 : = i 2 * i; тело цикла i, i 2, i 3

Программа program qq; var i, i 2, i 3: integer; начальное значение begin переменная Программа program qq; var i, i 2, i 3: integer; начальное значение begin переменная цикла конечное значение for i: =1 to 8 do begin i 2 : = i*i; i 3 : = i 2*i; writeln(i: 4, i 2: 4, i 3: 4); end.

Цикл с уменьшением переменной Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от Цикл с уменьшением переменной Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 8 до 1 (в обратном порядке). Особенность: переменная цикла должна уменьшаться. Решение: . . . for i: =8 downto 1 do begin i 2 : = i*i; i 3 : = i 2*i; writeln(i: 4, i 2: 4, i 3: 4); end; . . .

Цикл с переменной Увеличение переменной на 1: for <переменная> : = <начальное значение> to Цикл с переменной Увеличение переменной на 1: for <переменная> : = <начальное значение> to <конечное значение> do begin {тело цикла} end; Уменьшение переменной на 1: for <переменная> : = <начальное значение> downto <конечное значение> do begin {тело цикла} end;

Цикл с переменной Особенности: • переменная цикла может быть только целой (integer) • шаг Цикл с переменной Особенности: • переменная цикла может быть только целой (integer) • шаг изменения переменной цикла всегда равен 1 (to) или -1 (downto) • если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать: for i: =1 to 8 do writeln('Привет'); • если конечное значение меньше начального, цикл (to) не выполняется ни разу (проверка условия в начале цикла, цикл с предусловием)

Цикл с переменной Особенности: • в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла (почему? Цикл с переменной Особенности: • в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла (почему? ) • при изменении начального и конечного значения внутри цикла количество шагов не изменится: n : = 8; for i: =1 to n do begin writeln('Привет'); n : = n + 1; end; нет зацикливания

Цикл с переменной Особенности: • после выполнения цикла во многих системах устанавливается первое значение Цикл с переменной Особенности: • после выполнения цикла во многих системах устанавливается первое значение переменной цикла, при котором нарушено условие: for i: =1 to 8 do НО writeln('Привет'); ВА РО ТИ writeln('i=', i); ЕН i=9 writeln('Привет'); writeln('i=', i); i=0 М КУ ДО НЕ for i: =8 downto 1 do

Сколько раз выполняется цикл? a : = 1; for i: =1 to 3 do Сколько раз выполняется цикл? a : = 1; for i: =1 to 3 do a : = a+1; a= 4 a : = 1; for i: =3 to 1 do a : = a+1; a= 1 a : = 1; for i: =1 downto 3 do a : = a+1; a= 1 a : = 1; for i: =3 downto 1 do a : = a+1; a= 4

Как изменить шаг? Задача. Вывести на экран квадраты и кубы нечётных целых чисел от Как изменить шаг? Задача. Вывести на экран квадраты и кубы нечётных целых чисел от 1 до 9. Особенность: переменная цикла должна увеличиваться на 2. Проблема: в Паскале шаг может быть 1 или -1. Решение: . . . for i: =1 to 9 do begin if i mod 2 = 1 then begin ? ? ? i 2 : = i*i; выполняется только для i 3 : = i 2*i; нечетных i writeln(i: 4, i 2: 4, i 3: 4); end; Что плохо? . . . ?

Как изменить шаг? – II Идея: Надо вывести всего 5 чисел, переменная k изменяется Как изменить шаг? – II Идея: Надо вывести всего 5 чисел, переменная k изменяется от 1 до 5. Начальное значение i равно 1, с каждым шагом цикла i увеличивается на 2. Решение: . . . i? ? ? 1; : = for k: =1 to 5 do begin i 2 : = i*i; i 3 : = i 2*i; writeln(i: 4, i 2: 4, i 3: 4); i? ? ? i + 2; : = end; . . .

Как изменить шаг? – III Идея: Надо вывести всего 5 чисел, переменная k изменяется Как изменить шаг? – III Идея: Надо вывести всего 5 чисел, переменная k изменяется от 1 до 5. Зная k, надо рассчитать i. k 1 2 3 4 5 i 1 3 5 7 9 Решение: . . . for k: =1 to 5 do begin i ? ? ? 2*k – 1; : = i 2 : = i*i; i 3 : = i 2*i; writeln(i: 4, i 2: 4, i 3: 4); end; . . . i = 2 k-1

Задания Задания "4": Ввести a и b и вывести квадраты и кубы чисел от a до b. Пример: Введите границы интервала: 4 6 4 16 64 5 25 125 6 36 216 "5": Вывести квадраты и кубы 10 чисел следующей последовательности: 1, 2, 4, 7, 11, 16, … Пример: 1 1 1 2 4 8 4 16 64. . . 46 2116 97336

Программирование на языке Паскаль Тема 5. Циклы с условием Программирование на языке Паскаль Тема 5. Циклы с условием

Цикл с неизвестным числом шагов Пример: Отпилить полено от бревна. Сколько раз надо сделать Цикл с неизвестным числом шагов Пример: Отпилить полено от бревна. Сколько раз надо сделать движения пилой? Задача: Ввести целое число (<2000000) и определить число цифр в нем. Идея решения: Отсекаем последовательно последнюю цифру, увеличиваем счетчик. n count 123 0 12 1 1 2 0 3 Проблема: Неизвестно, сколько шагов надо сделать. Решение: Надо остановиться, когда n = 0, т. е. надо делать "пока n <> 0".

Алгоритм начало ввод n обнулить счетчик цифр count : = 0; выполнять Алгоритм начало ввод n обнулить счетчик цифр count : = 0; выполнять "пока n <> 0" n <> 0? нет да count : = count + 1; n : = n div 10; count конец

Программа program qq; , n 1: integer; var n, count: integer; begin writeln('Введите целое Программа program qq; , n 1: integer; var n, count: integer; begin writeln('Введите целое число'); read(n); n 1 : = n; выполнять "пока n <> 0" count : = 0; while n <> 0 do begin count : = count + 1; n : = n div 10; end; writeln('В числе ', n 1, ' нашли ', n, count, ' цифр'); Что плохо? end. ?

Цикл с условием while <условие> do begin {тело цикла} end; Особенности: • можно использовать Цикл с условием while <условие> do begin {тело цикла} end; Особенности: • можно использовать сложные условия: while (a

Цикл с условием Особенности: • условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл • Цикл с условием Особенности: • условие пересчитывается каждый раз при входе в цикл • если условие на входе в цикл ложно, цикл не выполняется ни разу a : = 4; b : = 6; while a > b do a : = a – b; • если условие никогда не станет ложным, программа зацикливается a : = 4; b : = 6; while a < b do d : = a + b;

Сколько раз выполняется цикл? a : = 4; b : = 6; while a Сколько раз выполняется цикл? a : = 4; b : = 6; while a < b do a : = a + 1; 2 раза a=6 a : = 4; b : = 6; while a < b do a : = a + b; 1 раз a = 10 a : = 4; b : = 6; while a > b do a : = a + 1; 0 раз a=4 a : = 4; b : = 6; while a < b do b : = a - b; 1 раз b = -2 a : = 4; b : = 6; while a < b do a : = a - 1; зацикливание

Замена for на while и наоборот for i: =1 to 10 do begin {тело Замена for на while и наоборот for i: =1 to 10 do begin {тело цикла} end; for i: =a downto b do begin {тело цикла} end; i : = 1; while i <= 10 do begin {тело цикла} i : = i + 1; end; i : = a; while i >= b do begin {тело цикла} i : = i - 1; end; Замена цикла for на while возможна всегда. Замена while на for возможна только тогда, когда можно заранее рассчитать число шагов цикла.

Задания Задания "4": Ввести целое число и найти сумму его цифр. Пример: Введите целое число: 1234 Сумма цифр числа 1234 равна 10. "5": Ввести целое число и определить, верно ли, что в его записи есть две одинаковые цифры. Пример: Введите целое число: 1234 1224 Нет. Да.

Последовательности Примеры: • 1, 2, 3, 4, 5, … an = n a 1 Последовательности Примеры: • 1, 2, 3, 4, 5, … an = n a 1 = 1, an+1 = an + n • 1, 2, 4, 7, 11, 16, … • 1, 2, 4, 8, 16, 32, … a 1 = 1, an+1 = an+1 an = 2 n-1 a 1 = 1, an+1 = 2 an • b 1 = 1, bn+1 = bn+1 c 1 = 2, cn+1 = 2 cn

Последовательности Задача: найти сумму всех элементов последовательности, которые по модулю больше 0, 001: Элемент Последовательности Задача: найти сумму всех элементов последовательности, которые по модулю больше 0, 001: Элемент последовательности (начиная с № 2): n 1 2 3 4 5 . . . b 1 2 3 4 5 . . . c 2 4 8 16 32 . . . z -1 1 -1 . . . b : = b+1; c : = 2*c; z : = -z;

Алгоритм начало начальные значения S : = 0; b : = 1; c : Алгоритм начало начальные значения S : = 0; b : = 1; c : = 2; z : = -1; a : = 1; |a| > 0. 001? первый элемент нет да новый элемент изменение S S : = S + a; конец a : = z*b/c; b : = b + 1; c : = 2*c; z : = -z; ? Перестановка?

Программа program qq; начальные значения var b, c, z: integer; S, a: real; begin Программа program qq; начальные значения var b, c, z: integer; S, a: real; begin S : = 0; z : = -1; b : = 1; c : = 2; a : = 1; while abs(a) > 0. 001 do begin увеличение S : = S + a; суммы a : = z * b / c; z : = - z; расчет элемента b : = b + 1; последовательности c : = c * 2; end; переход к writeln('S =', S: 10: 3); end. следующему слагаемому

Задания Задания "4": Найти сумму элементов последовательности с точностью 0, 001: Ответ: S = 1. 157 "5": Найти сумму элементов последовательности с точностью 0, 001: Ответ: S = 1. 220

Цикл с постусловием Задача: Ввести целое положительное число (<2000000) и определить число цифр в Цикл с постусловием Задача: Ввести целое положительное число (<2000000) и определить число цифр в нем. Проблема: Как не дать ввести отрицательное число или ноль? Решение: Если вводится неверное число, вернуться назад к вводу данных (цикл!). Особенность: Один раз тело цикла надо сделать в любом случае => проверку условия цикла надо делать в конце цикла (цикл с постусловием). Цикл с постусловием – это цикл, в котором проверка условия выполняется в конце цикла.

Цикл с постусловием: алгоритм начало ввод n тело цикла нет n > 0? условие Цикл с постусловием: алгоритм начало ввод n тело цикла нет n > 0? условие ВЫХОДА да основной алгоритм конец блок "типовой процесс"

Программа program qq; var n: integer; begin repeat writeln('Введите положительное число'); read(n); условие ВЫХОДА Программа program qq; var n: integer; begin repeat writeln('Введите положительное число'); read(n); условие ВЫХОДА until n > 0; . . . { основной алгоритм } end. Особенности: • тело цикла всегда выполняется хотя бы один раз • после слова until ("до тех пор, пока не…") ставится условие ВЫХОДА из цикла

Сколько раз выполняется цикл? a : = 4; b : = 6; repeat a Сколько раз выполняется цикл? a : = 4; b : = 6; repeat a : = a + 1; until a > b; 3 раза a=7 a : = 4; b : = 6; repeat a : = a + b; until a > b; 1 раз a = 10 a : = 4; b : = 6; repeat a : = a + b; until a < b; зацикливание a : = 4; b : = 6; repeat b : = a - b; until a < b; 2 раза b=6 a : = 4; b : = 6; repeat a : = a + 2; until a < b; зацикливание

Задания (с защитой от неверного ввода) Задания (с защитой от неверного ввода) "4": Ввести натуральное число и определить, верно ли, что сумма его цифр равна 10. Пример: Введите число >= 0: -234 Нужно положительное число. Введите число >= 0: 1234 Да Введите число >= 0: 1233 Нет "5": Ввести натуральное число и определить, какие цифры встречаются несколько раз. Пример: Введите число >= 0: 2323 Повторяются: 2, 3 Введите число >= 0: 1234 Нет повторов.

Программирование на языке Паскаль Тема 6. Оператор выбора Программирование на языке Паскаль Тема 6. Оператор выбора

Оператор выбора Задача: Ввести номер месяца и вывести количество дней в этом месяце. Решение: Оператор выбора Задача: Ввести номер месяца и вывести количество дней в этом месяце. Решение: Число дней по месяцам: 28 дней – 2 (февраль) 30 дней – 4 (апрель), 6 (июнь), 9 (сентябрь), 11 (ноябрь) 31 день – 1 (январь), 3 (март), 5 (май), 7 (июль), 8 (август), 10 (октябрь), 12 (декабрь) Особенность: Выбор не из двух, а из нескольких вариантов в зависимости от номера месяца. ? Можно ли решить известными методами?

Алгоритм начало ввод M M = 1? нет M = 2? да да оператор Алгоритм начало ввод M M = 1? нет M = 2? да да оператор выбора D : = 31; D : = 28; нет M = 12? нет ни один вариант не подошел ошибка конец да D : = 31; вывод D

Программа program qq; var M, D: integer; begin writeln('Введите номер месяца: '); read ( Программа program qq; var M, D: integer; begin writeln('Введите номер месяца: '); read ( M ); case M of 2: begin D : = 28; end; 4, 6, 9, 11: begin D : = 30; end; 1, 3, 5, 7, 8, 10, 12: D : = 31; else D : = -1; end; ни один вариант не подошел if D > 0 then writeln('В этом месяце ', D, ' дней. ') else writeln('Неверный номер месяца'); end.

Оператор выбора Особенности: • после case может быть имя переменной или арифметическое выражение целого Оператор выбора Особенности: • после case может быть имя переменной или арифметическое выражение целого типа (integer) case i+3 of 1: begin a : = b; end; 2: begin a : = c; end; или символьного типа (char) var c: char; . . . case c of 'а': writeln('Антилопа'); 'б': writeln('Барсук'); else writeln('Не знаю'); end;

Оператор выбора Особенности: • если нужно выполнить только один оператор, слова begin и end Оператор выбора Особенности: • если нужно выполнить только один оператор, слова begin и end можно не писать case i+3 of 1: a : = b; 2: a : = c; end; • нельзя ставить два одинаковых значения case i+3 of 1: a : = b; 1: a : = c; end;

Оператор выбора Особенности: • значения, при которых выполняются одинаковые действия, можно группировать перечисление диапазон Оператор выбора Особенности: • значения, при которых выполняются одинаковые действия, можно группировать перечисление диапазон смесь case i of 1: a : = b; 2, 4, 6: a : = c; 10. . 15: a : = d; 20, 21, 25. . 30: a : = e; else writeln('Ошибка'); end;

Что неправильно? case a of 2: begin a : = b; 4: a : Что неправильно? case a of 2: begin a : = b; 4: a : = c; end; case a of 2: a : = b ; 4: a : = c end; case a of 2. . 5: a : = b; 4: a : = c; end; case a of 0. . 2: a : = b; 6. . 3: a : = c; 3. . 6: end; case a+c/2 of 2: a : = b; 4: a : = c; end; begin case a of 2: a : = b; d : = 0; end; 4: a : = c; end;

Задания (с защитой от неверного ввода) Задания (с защитой от неверного ввода) "4": Ввести номер месяца и вывести количество дней в нем, а также число ошибок при вводе. Пример: Введите номер месяца: -2 2 Введите номер месяца: В этом месяце 28 дней. 11 Вы вводили неверно 0 раз. В этом месяце 30 дней. Вы вводили неверно 1 раз. "5": Ввести номер месяца и номер дня, вывести число дней, оставшихся до Нового года. Пример: Введите номер месяца: 12 Введите день: 25 До Нового года осталось 6 дней.