Слайды С++.pptx
- Количество слайдов: 28
Программирование на C++ Основы
Шаблон программы int main() { } • Код записывается внутри {} • Имя файла – main. cpp
3 основных конструкции алгоритма • Следование • Ветвление • Цикл
Следование • Команды выполняются одна за другой 1. Ввод данных 2. Обработка 3. Вывод
Переменные • После открывающей фигурной скобки { пишется тип данных (int или float) и имя (имена) переменных int i; float a, b, c; • Переменные нужны, чтобы хранить входные и выходные данные, и промежуточные результаты.
Ввод данных • Оператор cin нужен для ввода данных в программу. Записывается так: cin >> a; • Чтобы этот оператор работал правильно, необходимо подключить библиотеку iostream и указать пространство имен std #include <iostream> using namespace std;
Обработка данных • Пример задачи: перевести дюймы в сантиметры. • Потребуется вторая переменная, чтобы сохранить результат. • Используем оператор присвоения: b = a * 2. 54;
Вывод данных • Оператор cout: cout << “Привет!”; cout << b; • Можно комбинировать cout << “B = “ << b; на экране будет B = 7. 62
Перевод строки • Оператор endl • Пример: cout << endl; • Тоже комбинируется: cout << “Привет” << endl;
Русский язык 1. Функция setlocale(LC_ALL, “Russian”); 2. Патч devcpprus. zip с сайта kpolyakov. narod. ru
Требования • Должен быть заголовок (напр. «Перевод величин – дюймы-сантиметры» ) • Подсказки ( «введите длину в дюймах» ) • Полный ответ ( «длина в сантиметрах – 35» ) • «Нажмите любую клавишу» • Русский язык интерфейса
Ветвление • if (условие) { действие; } • «Действие» выполняется только тогда, когда «условие» истинно. • В условии обычно присутствует один из логических операторов: ==, >, < • Например: 5 == 4 (ложно), 4 > 3 (истинно), 3 < 5 (истинно) • Вместо чисел могут стоять переменные
Сравнение 2 чисел • Дано a и b. Сравнить и дать ответ: a>b, a<b или a=b #include <iostream> using namespace std; int main() { setlocale(LC_ALL, "Russian"); cout << "A B: " << endl; int a, b; cin >> a >> b; if (a>b) { cout << a << ">" << b; } if (a<b) { cout << a << “<" << b; } if (a==b) { cout << a << “=" << b; } return 0; }
Чет-нечет #include <iostream> using namespace std; int main() { setlocale(LC_ALL, "Russian"); cout << "Чет-нечет" << endl; int a; cin >> a; if (a%2 == 1) { cout << "Нечет"; } else { cout << "Чет"; } return 0; }
Сравнение 3 чисел #include <iostream> using namespace std; int main() { setlocale(LC_ALL, "Russian"); cout << "Большее из 3 чисел" << endl; int a, b, c; cout << "a, b, c: " << endl; cin >> a >> b >> c; if ( a >= b ) { if ( a >= c) { cout << a; } else { cout << c; } } else { if (b >= c) { cout << b; } else { cout << c; } } }
Циклы. 3 вида Цикл с предусловием while (условие) { действие; } Цикл с постусловием do { действие; } while (условие); Цикл с параметром for (начало; конец; шаг) { действие; }
Цикл с предусловием • Действие (одно или несколько) выполняется до тех пор, пока условие истинно • Истинность условия проверяется каждый раз перед выполнением очередного шага цикла. Если условие ложно, исполнитель (компьютер) переходит к дальнейшим действиям (после фигурных скобок) • Возможна ситуация, когда инструкции цикла не выполнятся ни разу. Это происходит, когда условие изначально ложное.
Пример Уборка снега • Перед тем, как загрести лопатой, рабочий проверяет, есть ли еще снег. • Если снега нет – работа прекращается. • Если сразу видно, что убирать нечего – работа пропускается.
#include <iostream> using namespace std; int main() { int a, b, c, i; setlocale(LC_ALL, "Russian"); cout << "Цикл от a до b с шагом c" << endl; cout << "Введите a b c: "; cin >> a >> b >> c; i=a; while (i<=b) { cout << i << endl; i=i+c; } system("pause"); return 0; }
Цикл с постусловием • Сначала выполняется шаг цикла, потом проверяется условие, нужно ли вернуться к началу и выполнить действия еще раз. • Такие задачи встречаются несколько реже (разумно сначала подумать а потом сделать)
Пример • Решение задач из раздела «следование» . Если уж пользователь запустил программу (к примеру, конвертер валют), то не стоит уточнять, действительно ли он хочет посчитать свои денежки. А после выполнения одной операции можно и спросить, решить ли еще одну задачу или выйти из программы.
#include <iostream> #include <conio. h> using namespace std; int main() { float a, b; char c; //setlocale(LC_ALL, "Russian"); cout << "Конвертер валют" << endl; do { cout << "Введите сумму в долларах: "; cin >> a; b = a * 32. 5; cout << "Сумма в рублях: " << b << endl; cout << "Еще раз? (д/н) "; c = getch(); cout << c << endl; } while (c == 'д'); cout << "Работа завершена. " << endl; system("pause"); return 0; }
Функции
Функции • Смысл • Прототип, тело • Типы функций (void)
Применение функций • Разбиение программы на структурные блоки (чтобы легче ориентироваться) • Сокращение количества кода (повторяющиеся участки -> в функции) • Реализация специфических алгоритмов (рекурсия)
Прототип функции int main (int argc, char **argv) int – тип возвращаемого значения main – имя функции int argc, char **argv – список формальных параметров • принцип работы функции – дано(параметры), решение(тело функции), ответ(возвращаемое значение) • Ключевой признак функции – круглые скобки после имени • •
Тело функции в {} • int main () { cout << “hello” << endl; return 0 ; }
Вызов функции • Общий вид: имя(параметры) • Имя функции должно быть известно в программе • В качестве параметра записывается только значение (тип данных писать не надо!) • Количество параметров должно соответствовать прототипу • Тип параметров соблюдать желательно, но не обязательно
Слайды С++.pptx