20-Язык программирования PascalABC.pptx
- Количество слайдов: 26
Программирование – это раздел информатики, задача которого – разработка программного обеспечения компьютера ( всех программ в памяти ПК – системных, прикладных и систем программирования). Разработку средств системного программного обеспечения и систем программирования принято называть системным программированием. Разработку прикладных программ называют прикладным программированием. По этому принципу делят программистов на системных и прикладных, в зависимости от типа создаваемых ими программ. В узком смысле слово «программирование» обозначает процесс разработки программы на определенном языке программирования. Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных. Популярными языками программирования являются: Фортран, СИ, Ассемблеры, Делфи и др. А наиболее часто изучаемыми в различных учебных заведениях – Паскаль и Бейсик.
Языки программирования – это формальные языки специально созданные для общения человека с компьютером. Каждый язык программирования, ровно как естественный язык (русский, английский и другие), имеет алфавит, словарный запас, свои грамматику и синтаксис, а также семантику. Алфавит – фиксированный для данного языка набор основных символов, допускаемых для составления текста программы на этом языке. Синтаксис – система правил, определяющих допустимые конструкции языка программирования из букв алфавита. Семантика – система правил однозначного толкования отдельных языковых конструкций, позволяющих воспроизвести процесс обработки данных.
Для создания и исполнения на компьютере программ, написанной на языке программирования, используются системы программирования. Система программирования – это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и использования программ, записанных на определённом языке программирования. Вам уже известно, что всякий алгоритм составляется для конкретного исполнителя. Теперь в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащённый системой программирования на определённом языке. Всякий исполнитель предназначен для выполнения определенного вида работы, которая состоит из трех составляющих: создание программы, отладка программы, исполнение программы.
Язык программирования Паскаль назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля (1623 – 1662), который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.
Pascal ABC Turbo Pascal Pas. Rus
Pascal ABC
Язык программирования Паскаль был разработан Никлаусом Виртом в 1970 году. В 80 -е годы наиболее известной его реализацией стал компилятор1 Turbo Pascal фирмы Borland, в 90 -е ему на смену пришла среда программирования Delphi, которая стала одной из лучших сред для быстрого создания приложений под Windows. КОМПИЛЯЦИЯ 1 – это осуществление автоматического перевода программ с языка программирования на язык конкретной машины (в информатике).
Pascal. ABC разработан в 2002 году сотрудниками факультета математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия) во главе с С. С. Михалковичем. Целью авторов было создание обучающей среды программирования, более современной, чем Borland Pascal и Turbo Pascal, более простой для изучения, чем Borland Delphi, но в то же время близкой к стандартным компиляторам языка. Pascal ABC
Для написания программы на языке Pascal. ABC используются три группы знаков: Латинские буквы: A. . Z, a. . z. Цифры: 0. . 9. Специальные символы: @, #, $, * и т. д. Специальные символы образуют группу символов: : =, <>, <=, >= и Из латинских букв складываются слова которые подразделяются на три группы: 1. Зарезервированные слова. 2. Стандартные идентификаторы1. 3. Идентификаторы пользователя. Идентификатор1 - от глагола «идентифицировать» , что означает обозначать, символизировать.
Зарезервированные слова - являются основой языка и не могут изменяться программистом. Например: PROGRAM, BEGIN, END, PROCEDURE, FUNCTION. Стандартные идентификаторы - обозначают стандартные типы данных, процедуры, функции, наиболее часто используемые программистами. Например: INTEGER, SIN, COS, SQR, WRITELN, READLN. Идентификаторы пользователя – это имена данных, процедур, функций, которые определяет сам программист (не стандартные), но следуя правилам. Например: x, y, a, b, t 1, Summa, Vedomoct_1, В 3, prim, r 25.
Правила написания идентификаторов: 1. Идентификатор может состоять из букв, цифр, знака подчеркивания. 2. Идентификатор может начинаться только с буквы или знака подчеркивания. 3. Между двумя идентификаторами должен быть хотя бы один пробел.
Структура программы
program <имя>; - {заголовок программы} program <имя>; uses . . . ; - {раздел описания модулей} uses var . . . ; - {раздел описания переменных} begin {последовательность операторов} end. - {конец программы} end.
вид: Программа на языке Pascal. ABC начинается с заголовка, имеющего следующий заголовка program <имя программы>; Имя программы – произвольное. Его задает программист. Далее следует раздел описания переменных. Он начинается переменных зарезервированным словом var (variable – переменная), затем через запятую перечисляются все имена переменных, которые будут использоваться в разделе операторов и через двоеточие следует их тип. var <список переменных>: <тип>; После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со операторов служебного слова begin (начало) и заканчивается служебным словом end (конец). В этом разделе задаются действия над объектами программы, описанными в предыдущем разделе. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова end ставится точка.
Типы данных
При решении задач выполняется обработка информации различного характера. Это могут быть целые и дробные величины, строки и др. Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых может участвовать данная величина, используется указание её типа данных.
Типы данных в языке Pascal. ABC Простые § § § Целые типы; Вещественные типы Логический тип Перечисляемые типы Тип-диапазон Символьный тип Составные (структурированные) § § Массив; Запись; Множество; Файл. При решении задач мы будем использовать лишь простые типы – целые и вещественные.
Целые типы Предназначены для описания переменных, которые в ходе работы программы будут принимать целые значения. Идентификатор integer word longint Диапазон (множество значений) - 32768. . 32767 0. . 655535 - 2147483648. . 2147483647 ПРИМЕР: var x, y: integer; {т. е. значения x и y не должны выходить из диапазона – 32768. . 32767} var symma: word; { значение переменной symma не должно выходить из диапазона 0. . 65535}
Вещественные типы Предназначены для описания переменных, в записи которых присутствует десятичная точка. Вещественные числа могут быть представлены в двух видах: 1. С фиксированной точкой. Это обычная запись десятичных чисел: 0. 1, 3. 14, 5. 789 и т. д. 2. С плавающей точкой. Десятичные числа с плавающей точкой имеют формат m. E+p, где m – целое или дробное число, а E+p означает 10 в степени p. Например: 10 Е-03=10*10 -3=0. 01, 3. 14 Е+00=3. 14*100=3. 14, 1. 84 Е+02=1. 84*102=184. ПРИМЕР: var x 1, x 2: real;
Задача. Составить программу вычисления суммы двух чисел. Ранее рассматривались 1, 2 и 3 этапы решения этой задачи: начало Дано: a – первое число; b – второе число. Найти: с – сумму чисел a и b. Связь: с=a+b. a b с: =a + b с конец Перейдем к IV этапу – составлению программы
program summa; var a, b, c: real; begin началооператоров} {имя программы} {описание переменных} {начало раздела a Readln(a); {ввод первого числа в переменную a} b Readln(b); {ввод второго числа в переменную b} с: =a+b; {вычисление суммы} Writeln(S); {вывод результата – суммы с} с: =a + b с конец End. {Конец программы}
Алгоритм отражает всю логику наших рассуждений при решении задачи и кладется в основу программы для компьютера. При составлении программы каждой команде алгоритма, выраженной на языке блок-схем, соответствует оператор языка программирования Pascal. ABC: Блок ввода данных Блок вывода данных Оператор ввода Read (переменная); Readln (переменная); Оператор вывода write (переменная); writeln (переменная); При использовании оператора Read после ввода первого значения переменной курсор не переходит на новую строку, то есть следующий ввод или вывод начнется в этой же строке. При использовании оператора Readln после ввода данных курсор переходит на новую строку и следующий ввод данных будет осуществляться с новой строки. Отличие в работе операторов вывода Write и Writeln такое же, как и операторов ввода Read и Readln. .
Основные операторы системы: Имя программы program Начало и Конец Begin и End. Переменные VAR Целое число Integer; Вещественное число Real; Вывод на экран Write (‘x = ‘, x); Вывод на экран с новой строки Writeln (‘x = ‘, x); Модуль числа Abs (х); Возведение в квадрат Sqr (х); Квадратный корень числа Sqrt (x); Синус числа Sin (x); Косинус числа Cos (x); Арктангенс числа Arctan (x); Логарифм числа Ln (x); Возведение числа Е в степень Х Exp (x); Вычисление числа Пи Pi; Отбрасывает дробную часть числа Trunc (x); Округление дробного числа до ближайшего целого Round (x);