Селиванова О.А. Толерантное поведение.pptx
- Количество слайдов: 19
Профилактика экстремизма и интолерантности
Религиозный экстремизм – отрицание системы традиционных для конкретного общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда "идей", противоречащих им проявляется нетерпимостью к представителям иных конфессий жестким противоборством в рамках одной конфессии
Основная цель – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры
Ментальная основа – ксенофобия (страх чуждого) Психологическая основа – конфликт между представителями разных конфессий, религиозных направлений, проживающих на одной территории Идеологическая основа «борьба с отступлением от догматов» , «очищение религиозного течения от сектантства» , «священная война с неверными» и т. д.
Специфика проявления в детском и подростковом возрасте • полное отсутствие религиозного знания и практики • половинчатое, отрывочное знание
Экстремистское поведение Способ привлечения внимания Способ получения желаемого Способ ощущения собственной дееспособностиуспешности Способ разрядки в ситуации фрустрацииспособ мести
Следует различать : тип поведения и психологическую характеристику личности экстремизм стремление к крайним способам действий (всегда сопутствует агрессия ) экстремальность стремление к крайним пределам ощущений, к их остроте и изощренности
Следует различать : Уровень сформированности и проявления поведения группы, собрания и пр. листовки, сайты, книги группиров ание, конфликты и пр. повышенная эмоциональ ность и пр. Осуществление реальных действий, акций нетерпимость (агрессивная) к иным точкам зрения, к иному типу поведения Присоединение «идеологических» признаков ссылка на мнение авторитетов ссылки на истинность и однозначность той или иной мысли ( в т. ч. религиозной) Бытовой уровень проявления «свой чужой» , автостереотипы, гетеростереотипы Проявление индивидуальных особенностей личностные психологические характеристики
Критерии Толерантный человек Интолерантный человек Знание самого себя Знает себя, свои достоинства и недостатки Замечает у себя больше достоинств, чем недостатков Критичность по отношению к себе Критичен к себе, не стремится во всем обвинять окружающих Менее критичен к себе, во всех проблемах чаще обвиняет окружающих Соотношение "Я идеальное" и "Я реальное" Существенный разрыв между "Я иде альное" и"Я реальное" "Я —идеальное" и "Я реальное" практически совпадают Способность к эмпатии Выражена в достаточной степени Практически не выражена Защищенность Чувствует себя в безопасности Опасается социального окружения и себя Ответственность Потребность в определенности Приверженность к порядку За происходящее берет ответственность на себя Признает многообразие мира, позиций и мнений Порядок не представляет большой ценности и отходит на второй план Стремится снять с себя ответственность за происходящее Мир видит с двух сторон: черное и белое. Людей делит на хороших и плохих Порядок важен во всем, особенно любит социальный порядок Ориентация на себя или на других Ориентирован на себя. Стремление к личной независимости Стремление принадлежать к общественным группам, институтам Чувство юмора Способен посмеяться над собой, обладает чувством юмора Чувство юмора выражено слабо Авторитаризм Предпочитает жить в свободном, демократическом обществе Предпочитает авторитарное общество с сильной властью
Внимание заметный Добрый (мама) Умный (бабушка) Присвоение, встраивание в структуру самооценки Самооценка ребенка Сильный (папа) Глупый Неуклюжий Не трогай, уронишь (папа) успешный дееспособн ый Глупый Ну что ты, понять не можешь? (мама) Самооценка Ребенка (Добрый Умный Сильный) Самооценка ребенка (мама) Присвоение, встраивание в структуру самооценки не происходит Неуклюжий Не трогай, уронишь (папа) Самооценка ребенка ?
агрессия ксенофобия страх одиночество бессилие
Привлечение внимания Призыв следовать за собой Идеология Экстремизм Агрессия Ксенофобия
Семь аспектов религии по Нинниану Смарту Обрядовый • Ислам Нарративный • Индуизм и иудаизм Эмпирический • Даосизм и буддизм Институциональный Этический • Конфуцианство Доктринальный • Христианство Материальный
Четыре компонента религии по Стивену Протеро Проблема Цель как решение проблемы Методы перехода от проблемы к ее решению Примеры для подражания
Христианство Проблема - грех Цель как решение проблемы – спасение души Методы перехода от проблемы к ее решению – определенное сочетание веры и добросовестной работы (ортодоксия-верное учение) Святая Троица, 10 заповедей Господних Примеры для подражания – святые (православие и католицизм), простые верующие (протестантизм)
Мусульманство Проблема – самонадеянность человека в том, что можно обойтись без Бога Цель как решение проблемы – душа, обретшая покой Методы перехода от проблемы к ее решению – исповедование религии (ортопраксия - верные действия) 5 столпов веры: шахада (свидетельство); салят (молитва); закят (пожертвование); саум (пост); хадж (паломн. ) ﺍ ﻭ ﺍﻟﻠ ﻻ ﻻ ﺍﻟﻠ Ашхаду алля иляхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадар-расулюл-лах Пример для подражания – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)
Идеология Ксенофобия – Агрессия Доверие Экстремизм Толерантность Умеренность Интерес
Опыт самостоятельного воспроизведения деятельности 1. Проявление внимания: А) прекращение действия Б) зрительный контакт В) уровень контакта ( физическая конгруэнтность) Г) Фраза: Я тебя внимательно слушаю. Д) Ожидание повторов Е) Итог: описание чувств и эмоций 2. Предоставление выбора Вопросы: Что ты планируешь в этой ситуации делать (действие)? Как ты это планируешь делать (последовательность операций)? 3. Обеспечение успешности Вопрос о необходимости помощи: хочешь ли ты, что бы я тебе помог (ла)? Как? В чем? В какой момент? 4. Предложение самостоятельной деятельности