Лекция-3-форма - ордер(Гусева).pptx
- Количество слайдов: 105
«Профессиональные основы искусствоведения» Лекция 3. Пространство и форма. Проблема формы. Классический ордер. 2016
Что влияет? ФУНКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИЯ архитектурное пространство КУЛЬТУРА БЫТА КЛИМАТ ТРАДИЦИЯ ФОРМА (материальные структуры здания) Здание
Архетипы пространственных решений ( типология архитектурного пространства): 1. Атриум — 1) Зал/двор в древнеримском доме, имеющий в центре перекрытия большое сквозное осветительное отверстие 1) Открытый или перекрытый внутренний двор любой конфигурации Функции атриума: Свет, температура, Центр пространственной композиции здания Соединяет разрозненные элементы «площадь» для общения/коммуникаций
Антонио Гауди. Дом «Мила» (Casa Mila). 1906 -10, Барселона.
1959. Ф. Л. Райт. Музей Гуггенхайм. Нью-Йорк. 1949– 59
Архетипы пространственных решений ( типология архитектурного пространства): 2. Амфитеатр — размещение мест концентрическими, постепенно повышающимися рядами в театрах, и других зрелищных сооружениях Как правило расположение А. Связано с ландшафтом
XVІ в. : Амфитеатр внутри коробки здания новая типология театра и др.
1963. Ганс Шарун (Hans Scharoun). Здание филармонии в Берлине. 1957– 63.
1974. Луис Кан. Здание Национальной ассамблеи. 1962– 74. Дакка, Бангладеш.
3. Ротонда ди Сан Лоренцо. Мантуя. XІ в.
Дом Мельникова, 1927 – 29, К. С. Мельников. Москва
Здания - башни Норман Фостер и партнёры. Небоскрёб Мэри-Экс (The Gherkin ). 2001– 2004. Лондон http: //www. fosterandpartners. com/proj ects/30 -st-mary-axe/
Жан Ганг. 82 -этажный небоскрёб Aqua Tower, 2009, Чикаго Жильё, отель, офисы
Анализ формы и пространства
1926 г.
Первичные элементы точка линия плоскость объём Ching, Francis DK. Architecture: Form, space, and order. John Wiley & Sons, 2014. http: //www. slideshare. net/muhammadmahmed 526/francis-dk-chingarchitecture-form-space-and-order-3 rd-edition-nolles
Положение точки в пространстве/на плоскости -> драматургия композиции/восприятия
Работа линии Мост Гараби, пролет 165 м, 1885 -88
Вилла Кацура-рикю. 17 в. Киото
воображаемая линия John Hejduk. Wall House 2. проект 1970 -е. Реализован 2001, Гронинген
Линейный элементы используются для артикуляции углов, плоскостей и объёмов. Их воздействие зависит от: • массивности • интервала между ними • направления Здание Бейард билдинг (сейчас Бейард Кондикт) в Нью-Йорке, 1895 (Bayard– Condict Building)
плоскость
Горизонтальные плоскости Ф. Л. Райт Роби хаус, 1908 -10. Чикаго.
Мис Ван дер Роэ. Новая Национальная галерея. Берлин. 1962 -68.
Инсталляция арх. Д. Чипперфильда в здании Нац. Галереи. 2014
Объём
Архитектурная форма «Это та точка, где встречаются масса и пространство…» Эдмунд Бэкон. The design of cities, 1967
Свойства формы
Очертание (shape)
Виды форм — Общие архитектурные формы — главные объемы сооружения, группировка его масс, его пропорции — это объединяет понятие «композиция здания» + те же критерии к внутренним объёмам — Частные архитектурные формы: архитектурные и декоративные элементы (например, карнизы, фронтоны, балконы, наличники, скульптурные детали). Они дополняют, завершают основные объёмы здания, усиливают пластическую выразительность; уточняют масштаб здания. ( Бартенев и Батажкова, 1983, Введение)
Неизвестные мастера. Ц. Покрова Пресвятой Богородицы. (Покровская ц. ). 1770 -80. колокольня 1805 г. Где общие, где частные арх. Формы?
Анализ пространственной и формальной композиции здания
Виды архитектурных чертежей масса, очертания Поперечный разрез пространство конструкция, пространство Продольный разрез объём, форма Изометрия: сетка 30° Аксонометрия: 45°
Ле Корбюзье. Вилла Савой 1923 -31. Пуаси
1) структура 2) объём
3) пространств. схема 4) Движение по горизонтали и по вертикали
5) контекст
1) структура
2) объём
3) пространств. схема
Поэтажный план — пространственная организация/композиция 1 2 3
4) Движение по горизонтали и по вертикали
5) контекст
5 пунктов новой архитектуры Ле Корбюзье — принципы модернизма 1. стойки каркаса заменяют стены поднимают дом над землёй 2. кровля делается плоской и превращается в сад 3. создается свободный план, в котором расчленение пространства не зависит о стоек каркаса 4. окна получают горизонтальную протяженность 5. плоскости фасада, превращенные в ограждение, подвешенное к несущему каркасу, формируются свободно
Рэм Колхас. Здание ЦСИ «Гараж» . 2015 г.
Анализ формы С точки зрения гештальт-психологии Рудольф Арнхейм (1904– 2007) 1984
Christopher Alexander (р. 1936)
Ostrich pillow http: //www. studio-kg. com/
Классический ордер и его элементы
6 принципов архитектуры по Витрувию (5 из них к форме и пространству и одна к рентабельности) 1) Ordinatio — систематичность, порядок, ордер —пропорции, соотношение размеров 2) Dispositio — расположение, основа — организация пространства, проект и его отображение в чертежах (поэтажный план, фасад, перспективный вид) 3) Eurythmia — красота пропорций, композиция объёмов и частей 4) Symetria — у Витрувия качество антропоморфности — модуль, основанный на частях тела 5) Decor —декор и ордерная система (если есть) 6) Distributio — способ использования объекта экономически
Несомые элементы: • антаблемент • кровля Несущие элементы: • стилобат • колонна
дорический ионический коринфский
Дорический ордер
Гефестейон, ок. 415 г до н. э. Афины
Ионический ордер
Коринфский ордер
Коринфский ордер
Храм Зевса Олимпийского, 124 – 125 н. э. Афины
Римский коринфский или «Композитный ордер» Арка Тита, 82 г н. э.
Римский Тосканский ордер
Пять ордеров: пропорциональное соотношение
Интерколумний – промежуток между двумя колонами
Типология греческих храмов по организации пространства и расположению колонн 2. простиль 1. храм в антах 3. амфипростиль Анты – боковые стены Наружная коллонада- птерон 5. Перипетер число колонн: 2 n +1 N=число колонн по торцу 4. Диптер 6. Псевдоперипетер (Рим. арх-ра) 7. Псевдодиптер
Типология храма по числу колонн дистиль октастиль тетрастиль гексастиль декастиль циклостиль
Пример описания типа храма: 1) «дистиль (число колонн на фронтоне), храм в антах (тип организации пространства и располржения колонн) 2) Гексастиль, периптер
Храм в Гарни, 76 г.
фасад план
Ионический ордер Угловая капитель
целла
1824 г. архитекторы Бове, Жилярди. Перестроен 1850 г. Арх. Кавос
аттик фронтон антаблемент ниша пилястра колонна пьедестал Коринфский (сложный) ордер
ордер карниз капитель Ствол/фуст архитрав фриз
сима Карнизная плита Дентикула (зубчик, сухарик) фасции пальметта абака волюта Листья аканта астрагал
Боковой фасад Аттический этаж филёнка рустовка
Рустовка — от лат. rusticus — буквально «деревенский» , производное от лат. rus — деревня; «простой» , «грубый» , «неотёсанный» ) — декоративная обработка стенной поверхности, напоминающая кладку из крупных камней или имеющая вид горизонтальных полос равной ширины( точнее высоты), рельефно выступающих над фоном. Алмазный руст
Палаццо Питти, 1457 – 1469 – 1472. Фасад со стороны пьяцца деи Питти. Флоренция
Колонна/пилястра рустованная или муфтированная: имеющая широкие поперечные выступы Палаццо Питти, внутренний двор
Филёнка — от нем. Füllung — начинка 1) Средняя часть дверного портала 2) Обрамлённый или заглубленный глухой участок фасада либо настенной панели, имеющий форму прямоугольника или близкую к нему (например с выкружками на углах или с полукружиями в торцах)
Пропорции Золотое сечение Golden ration a : b= b : c или с : b= b : а. Пропорция: 1: 1. 618 Бумажные форматы: Пропорция: 1: 1, 414 А 4 : 297/210 мм «спираль Архимеда»
Пропорция в архитектуре: отношение подобных отрезков или фигур, составляющих архитектурное сооружение и придающих ему целостность и гармоничность. Архитектурные пропорции определяются как художественным замыслом, так и конструктивно-техническими требованиям Вилла Ротонда, 1566, арх. Андреа Палладио.
Анализ - ἀνάλυσις — разложение, расчленение) — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования Описание - словесное устное или письменное изображение кого-либо, чего-либо. Этимология: о-писать. Родств. : греч. ποικίλος «пестрый» лат. pingo, -еrе «рисовать, вязать иглой»