лекция-2(гусева).pptx
- Количество слайдов: 69
«Профессиональные основы искусствоведения» Лекция 2 Витрувианская триада. Конструкция. Арки своды. термины 2016
«витрувианская триада» польза прочность красота АРХИТЕКТУРА
ри важнейшие характеристики архитектуры: ФУНКЦИЯ ЭСТЕТИКА КОНСТРУКЦИЯ АРХИТЕКТУРА
Витрувий, римский архитектор (1 в до н. э. ) De architectura libri decem Манускрипт Перевод 1936 г, Ф. А. Петровский § Первый пер. на русс 1792 – 97: В. Баженов и Ф. Каржавин § 1936 – переовод Ф. А. Петровского § 2000 – издание в обработке В. Л. Глазычева
Классический храм. Илл. Из книги Витрувия «Об архитектуре» Храм Портуна ( т. н. «Храм Фортуны Верилис). Ок. І в до н. э. Рим
10 книг: I. Градостроительство, архитектура и инженерия; квалификация архитектора и его требует эта профессия II. Строительные материалы III. Храмы и архитектурные ордера IV. Продолжение Книги 3 V. Гражданские сооружения VI. Жилые здания VII. Мощение, украшение фасада и декор VIII. Водоснабжение и акведуки IX. Науки, оказавши е влияние на архитектуре: геометрия, астрономия, … X. Использование и создание машин
1) Польза
Изучая памятники архитектуры с глубоки времен до наших дней, мы видим, что классика отражала в своих строениях то задание, которое ей давалось при сооружении зданий. Жилище, храм, цирк…. » [перечисляет типы…. . ] То есть внешние оформление соответствовало своему внутреннему содержанию» . Архитектор Яков Чернихов. Основы современной архитектуры. Л. : Изд. Ленинградского о-ва архитекторов, 1930. С. 10.
Идеальный город эпохи Возрождения Фра Карневали (прип. ) 1480 -84. Walters Art Museum, Балтимор
Римский ипподром в Кесарии. 2 в н. э. (Израиль)
Олимпийский стадион. Рио. 2003 -07. (Бразилия).
ФУНКЦИЯ – Это назначение здания. Определяет количество помещений, их состав, расположение и размеры. Функция направлена на удовлетворение потребностей людей. ТИПОЛОГИЯ: 1) Общественные здания ( стадион, концертный зал, школа, церковь…. ) 2) Жилые здания ( многоквартирный дом, вилла, городской особняк…) 3) Промышленные здания и сооружения ( заводв разные, фабрики, лаборатории… 4) Здания для нужд сельского хозяйства ( птицеферма; силосная башня…
2. ПРОЧНОСТЬ
2. прочность Своды, купола Перекрывающие (балки, своды) арки конструкция Поддерживающие (стены, опоры) материал колонны
Древнейшие материалы: глина и дерево Храм Рамзеса ІІ. Фивы. Кирпич
МАТЕРИАЛЫ иногда маскируются под другие Дерево под кирпич и камень Фанера под железо
Работа материала в здании Стена из кирпича Стена из стекла
1932. Пьер Шаро (Pierre Chareau). Стеклянный дом/Maison de Verre. Saint-Germainde-Pres, Париж
Римский бетон Камень + песок и известь
Современный бетон Изобретен в 19 веке: строительная смесь ( цемент) + заполнители +вода
Сочетание материалов столбы: дерево. Верхняя часть стены : дерево и штукатурка. Крыша : черепица
ВИДЫ КОНСТРУКЦИИ 1) Стоечно-балочная балка стойка postand-lintel systempost and lintel/ trabeated system
Несущие опоры: стена столб
простейшая архитектурная конструкция, состоящая из вертикальных опор (стен, столбов, колонн) и опирающегося на них горизонтального перекрытия. Стоечно-балочная конструкция лежит в основе греческого храма – периптера, всех прямоугольных зданий (от изб до дворцов), перекрытых плоской или двускатной крышей.
Виды соединений стоек и балок Каркасная система
Ферма — ( от фр. ferme, от лат. Firmus – «прочный» ) — система, остающаяся геометрически неизменяемой после замены её жёстких узлов шарнирными англ. : truss неустойчивая
Деревянная стропильная ферма. Базилика Санта Кроче, Флоренция, 1294 – 1385
ПЕРЕКРЫВАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ Крыша
ПЕРЕКРЫВАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ПЕРЕКРЫВАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ Крыша-терраса Ле Корбюзье. Вилла Савой, Пуасси, 1928 -31
СВОДЧАТЫЕ КОНСТРУКЦИИ Свод — перекрытие, имеющее криволинейные очертания и порождающее горизонтальное давление — распор
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СВОДОВ 1 2 1. Цилиндрический 2. Цилиндрический на распалубках 3 4 5 3. Крестовый 4. Крестовый на нервюрах 5. Сомкнутый
крестовый свод Перекрытие прямоугольной ячейки, состоящие из четырёх распалубок и передающие нагрузку на угловые опоры. сомкнутый свод (=котельный свод). Свод на четырёхугольным помещением, составленный из лотков, передающих распор на стены
Распалубка — это 1) равнобедренный треугольный участок цилиндрической поверхности с дугообразным основанием, опирающимся на две точки. 1 2) Сводик с треугольной, стрельчатой, параболической, пятиугольной или прямоугольной проекцией, нависающий над проёмом и врезанный в основной свод помещения. 2
Лоток — это равнобедренный треугольный участок цилиндрической поверхности, опирающийся на горизонталь. Сомкнутый четырёх лотковый свод
Нервюрный свод
Купол — свод, образуемый путём вращения кривой (дуги, окружности) вокруг вертикальной оси. Практичность купола: наименьшее количество материала (сфера) внешняя площадь купола на 1/3 меньше, чем у параллелепипида с такой же площадью Аэродинамика конструкции Высокая прочность - равномерное напряжение во все точки
Как строится купол : Иглу эскимосов http: //www. randonner-leger. org/forum/viewtopic. php? id=22105
Вершина купольного искусства: Римский Пантеон — храм во имя всех богов. 2 в н. э. Полусферический купол (d=43. 3 м); окулюс 9 м
Конструкция купола: 5 ленточных ярусов Чередование материалов в конструкции Вулканическая пемза кирпич и туф битый кирпич туф и битая черепица H цилиндра = R купола Туф и травертин распределение распора через наружные разгрузочные арки
Венчающий шар Orb finial Световой фонарь Окулюс (окна) купол Ребра купола аттик боковой купол барабан (здесь 16 гранный) Купол собора Св. Петра в Риме. Микельанджело, Джакомо делла Порта, 156 D 41, 47 м, h 138 м
окулюс тамбур барабана купола Кессоный купол Паруса (penedentive)
Типы куполов Зонтичный (melon dome) Купол-блюдце saucer dome Геодезический купол (купол Фуллера) Луковичный купол
Арка – криволинейное перекрытие проёма Арка из каменной кладки 1. Замковый камень 2. Клинчатый (сводчатый) камень 3. Внешняя поверхность свода (экстрада) 4. Пятовый камень (импост) 5. Внутренний свод (интрадос) 6. Стрела подъёма 7. Пролёт 8. Опорная стена 1
Типы арок //en. wikipedia. org/wiki/Arch
Подковообразная (мавританская) стрельчатая
Св. София в Константинополе, 532 – 537
«Огромное купольное помещение стало средоточием Софийского собора. Присоединением с востока и запада полукуполов и экседр оно несколько вытянуто в продольном направлении. Мощные столбы спрятаны в очертаниях стен, как бы растворены, невидимы. С трёх сторон средняя часть храма окружена двухъярусным обходом, поднимающимся до уровня пят центральных арок. В нижнем ярусе этот обход состоит из крайних нефов и нартекса, отделенного от главного помещения стеной, хотя и прорезанной девятью порталами, но всё же обособляющей пространство храма…. А. И. Комеч. С 9 1852
Крестово-купольный храм Основа: 4 столба, 9 ячеек Перекрытие: цилиндричские своды Центр: на подпружных арках барабан с куполом
Крестово-купольный храм План крестово-купольного храма а, б, в - апсиды; г, д, ж, е - ветви архитектурного креста; и - южный портал; з - северный портал; (и, з - боковые порталы); к - лопатка с полуколонной; л - столбы; м - главный, западный портал. N
3) КРАСОТА
3. Красота — стиль Стиль — включает в себя 1. Форму 2. Приёмы построения пластической композиции 3. Приёмы построения объёмной конструкции 4. Конструкция 5. Строительные материалы 6. Региональность (признаки характерные для данного региона) 7. Формы и мотивы отделки
Европейская традиция периодизации истории архитектуры 1. Древня архитектура (Египет, Месопотамия) 2. Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э. 3. Романский стиль. X—XII вв. 4. Готика. XII—XV вв. 5. Возрождение. нач. XV — нач. XVII в. 6. Барокко. кон. XVI века — кон. XVIII в. 7. Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в. 8. Классицизм + палладианство, ампир, Сер. XVIII—XIX в. 9. Эклектика. 1830 -е — 1890 -е гг. 10. Модерн. 1890 -е — 1910 -е гг. 11. Модернизм. Нач. 1900 -х — 1980 -е гг. 12. Конструктивизм. 1920 -е — нач. 1930 -х гг. 13. Постмодернизм. С сер. XX в. 14. Хай-тек. С кон. 1970 -х гг. 15. Деконструктивизм. С кон. 1980 -х гг. Древняя Америка Индия Китая Япония Юго-восточная Азия
стиль Интерьер — архитектурное и художественное оформление внутреннего пространства здания. Более податлив к изменениям (особенно жилой) На что обращать внимание при анализе : • соответствие стилю экстерьера или противоречие, контраст, несоответствие • Пространственное решение • Отделка стен, потолков, полов • живопись, скульптура, предметы ДПИ; • Изменения произошедшие в интерьере
Проблема формы /красоты и функции в идеале: Форма отражает содержание Для каждой функции своя форма Форма следует функции
Сохранение типологии: Тип круглого храма Храм Геркулеса Победителя. к. ІІ в до н. э. Рим.
Сохранение типологии и функции Tempietto (di San Pietro in Montorino), Рим, 1502 -1512, архитектор Браманте
Изменение функции при сохранении типа Пример: базилика 1) В Древнем Риме Здание для суда, совета, культа императора, спортивных состязаний Базилика Максенция и Константина в Риме, 308 - 312 г н. э.
2) В христианской культуре здание храма Базилика Св. Петра в Риме, 1626
Пример 2: Одна форма — разные функции ГЗ МГУ МИД Гостиница «Украина» Жилой дом на Котельнической наб
Пример3. Функция одна — разная форма Африка Великобритания
Самая изменяемая часть — форма Что влияет? ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ИДЕОЛОГИЯ ФУНКЦИЯ ФОРМА и ее смыслы РЕЛИГИЯ ТИПОЛОГИЯ ЗДАНИЯ Функциональн ое назначение КУЛЬТУРА БЫТА КЛИМАТ ТРАДИЦИЯ