Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ppt
- Количество слайдов: 86
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ
ТЕМА 1. ЭТИКА КАК НАУКА И ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
1. Предмет этики.
«Этос» ( греч. ) – «обычай» , «нрав» , «характер» . Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль как специфический регулятор человеческого поведения и общественных отношений.
Предмет этики – мораль Мораль (нравственность) – объективно сложившиеся, реальные регуляторы поведения (система оценок, норм, требований, образцов долженствования). Этика – область философского знания, исследующая моральные принципы и нормы поведения.
2. Категориальный аппарат этики.
Категориальный аппарат этики üI. Долг, ответственность, совесть, достоинство, честь. Данные категории отражают совокупность побуждений, входящих в моральную установку. Они «срабатывают» , когда человек оказывается перед выбором поступка или линии поведения.
Категориальный аппарат этики üII. Благо, добро, зло, смысл жизни, счастье. Категории отражают ценностные ориентир, принятые в обществе. Отсюда историческая изменчивость категорий и зависимость от национальных и религиозных сторон общественной жизни.
Категориальный аппарат этики üIII. Идеал, добродетель, порок. Категории отражают представления о диапазоне морального развития личности. Данные представления являются для каждого нового поколения предметом освоения в процессе социализации.
3. Уровни этического знания.
Теоретическая и нормативная этика Нормативная этика Теоретическая этика • Разработка норм и принципов морального регулирования общества; • Формирование нравственных убеждений, ценностных ориентиров; • Исследование происхождения, структуры и функций морали; • Построение философских и научных концепции, объясняющих специфику морали.
4. Мораль как регулятор социального поведения.
1. Сущность и свойства морали. • Мораль – совокупность принципов или правил поведения, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим людям.
Свойства морали • 1. Императивность (от лат. imperative повелевать)- свойство морали требовать определенного поведения. • 2. Моральные нормы носят обобщенный характер. • 3. Моральные требования имеют всепроницающий характер: присутствуют во всех сферах культуры.
• 4. Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональная регуляция. • 5. Моральные требования имеют личностную форму, они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека.
УРОВНИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. • 1. Преконвенциональный, доморальный уровень (уровень внушения и подражания) - поведение человека регулируется исключительно страхом возможного наказания или ожиданием поощрения; 1. 1. Реакция на наказание. 1. 2. Желание получить награду, вознаграждение.
• Конвенциональный уровень (уровень ориентации на внешние моральные регуляторы) – человек действует в соответствии с принятыми группой моральными ориентирами. 2. 1. «Мораль хорошего парня или милой девушки» . 2. 2. Стадия закона и порядка.
• 3. Постконвенциональный, автономный уровень моральной саморегуляции - уровень развития личных нравственных принципов, которые имеют общечеловеческую широту и универсальность. 3. 1. Стадия соглашения и индивидуальных прав. 3. 2. Человек способен логически обосновать нравственные принципы, которыми он руководствуется в своих действиях.
Профессиональная мораль – конкретизация общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности • Ее функция – обеспечить такое поведение членов профессиональной группы, при котором данная деятельность приносит наилучшие результаты,
Сетка связи Журналистики и морали. : • 1. Журналистское сообщество непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта; • 2. В своих материалах ж. рассказывают о нравах общества, моральных коллизиях тенденциях, значит, - мораль, моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики;
• 3. Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируя его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещению общества, значит, журналистика выступает в качестве инструмента морали; • 4. При оценке описываемых явлений действительности ж. – создатели текстов исходят из нравственного опыта человечества, следовательно в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент; 5. журналистика оказывается «задействованной» в контуре саморегуляции общественного организма.
Функции профессиональной морали журналиста • Регулятивная – регулирует поведение субъектов взаимоотношений. Включает в себя нормы запрета, ориентиры, ограничения. Норма - руководящее начало, признанные (например, не обнародовать неправильную информацию, не платить за инфо. ) Саморегуляция – не предписанная законом деятельность журналиста. • 2. Оценочно – императивная – оценка с позиций добра и зла. Императив ( от лат. - требования – моральное предписание). Критерии оценки – сохранение и развитие человеческой жизни, создание условий для его улучшения, физического и духовного. • 3. Воспитательно-гуманистическая. • 4. Познавательная – приобретая знания, укрепляет человек свои связи в обществе. • 5. Прогностическая – развитие инновационных технологий, модификация профессионально – моральных программ).
• Аристотель ((384 -322). Именно с появлением его книги «Никомахова этика» исследователи связывают и рождение науки, изучающей мораль, и само название этой науки – этика. Этос – древн. греч. слово. Возникло прилагательное этикос – группа индивидуальных качеств человека, добродетелей. У Гомера – место нахождения, общая пещера, дом, гнездо. Приобрело со временем новое значение: привычка, темперамент, характер. В Риме приблизит. аналог – сущ. maralitos (Цицерон(10643), ориентация на греч. опыт с прямой с посылкой на Арист. )
• Становление профессиональной этики журналиста происходит под влиянием процесса – роста влияния СМИ на жизнь общества, Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении журналистов. Профессиональная этика создаёт стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.
• Однако тождества между моралью и нормативной этикой нет и быть не может. Ведь мораль есть объективно сложившийся механизм в регулятивных структурах общества. • Этика же – объективно-субъективное отражение данного механизма. Она предназначена для постижения принципов его функционирования и содействия развитию, т. е. для получения знания о морали.
Существуют две точки зрения насчёт появления профессиональной этики журналиста • Она моложе профессии (возникла, когда профессия стала массовой и журналисты осознали себя единой общностью, стало быть, где-то к середине прошлого века); • Она едва ли не старше самой профессии: профессиональный этос, т. е. набор фактически действующих в практике некодифицированных норм, существует, однако этическая рефлексия в сознании журналистов представлена минимально;
Категории профессиональной этики журналиста • Категории являются системой профессионально – этических регуляторов поведения. Они определяют ключевые установки на профессиональную деятельность. Категория с греч. в переводе означает « высказывание» , признак. Представляют собой наиболее фундаментальные понятия, которые отражают значимые особенности. Возникли в процессе исторического развития.
1. Категории первой группы – • долг, ответственность, совесть, достоинство, честь – отражают совокупность побуждений, входящих в моральную установку. Этот внутренний инструментарий сформировался у человека для реализации нравственного закона в пору становления социума и воспроизводится в индивиде каждого нового поколения.
2. Категории второй группы – • благо, добро, зло, смысл жизни, счастье – отражают те «точки отсчёта» для ценностной ориентации, те критерии морального поведения, которые общество выработало в совместной созидательной деятельности и содержательно обогащает на протяжении всей своей истории, создавая при этом возможности для освоения их каждым новым поколением.
2. Категории третьей группы – • Идеал, добродетель, порок, которые отражают представления о диапазоне морального развития личности и тем самым образуют шкалу оценок этого развития на основании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств.
Кроме того существуют следующие категории: 1. Профессиональная позиция оказывается проявлением в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Именно профессиональной позицией и задаются ему необходимые для его профессиональной деятельности психологические установки. В их ряду – и установки на систему профессионально-нравственных отношений, обусловленные мерой идентичности, соответствия его профессионально-нравственных представлений тем представлениям, которые аккумулированы в профессионально-нравственном сознании группы.
2. Профессиональный долг журналиста -это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Долг – основное понятие в профессиональной морали. Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны: объективную и субъективную(личностное самоопределение профессионального долга, рождающее убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых общностью обязательств, ведущее к возникновению системы внутренних побуждений, устойчивых профессиональных установок)
• каждое средство массовой информации формирует в рамках общей формулы свое, приближенное к реальным условиям деятельности представление о профессиональном долге, ориентируясь на особенности отражаемой сферы действительности, на состав и ожидания аудитории, на свою идейно-политическую платформу - субъективное начало долга. Задачи коллективапроизводное от профессионального долга.
• 3. Профессиональная ответственность – реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности журналиста и теми последствиями, которые он может иметь для общества. • 4. Профессиональная совесть - ориентирует его на качественное исполнение профессионального долга. • 5. Профессиональное достоинство и профессиональная честь – отражают ценностно ориентированные представления. Объективные корни категории профессиональная честь кроются в реально существующей зависимости между нравственным уровнем профессии и отношением к ней со стороны общества.
Виды профессиональной этики • Проф. этика- вырабатывает механизмы защиты прав и интересов тех, кто является членами проф. групп. Прикладная этика: медицина, экология, политика, бизнес, право, экономика, журналистика. Профессиональная этика: корпоративный стандарт(внутренний эталон поведения профессионалов, в котором в явной или неявной форме учитываются мельчайшие детали. Предписания профессиональной этики передаются из поколения в поколение
Вопросы для повторения • Как возникли термины «этика» и «мораль» ? • 2. Совпадает ли теоретическое содержание терминов «мораль» , «этика» , «нравственность» с их повседневным употреблением? • 3. Каково содержание золотого правила нравственности? • 4. Какое обобщающее определение можно дать морали? • 5. Каковы функции этического знания?
• 6. Какие структурные блоки можно выделить в структуре этики? Дайте им развернутую характеристику. • 7. Дайте полную классификацию этических направлений? • 8. Как Вы думаете, выполнима ли такая задача этики как «учить морали» ? • 9. Можно ли с помощью теоретических знаний научить человека быть моральным? • 10. Любые ли ситуации в жизни можно описать, применяя моральные нормы?
1. 2. Объясните смысл высказываний: • 1. «Нравственность – это разум сердца» . (И. Песталоцци) • 2. «Я никогда не смогу убедить другого иначе, как с помощью его собственных мыслей» . (И. Кант) • 3. «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим» . (Конфуций) • 4. «Морализирование – это творчество бездарных людей» . (М. Пришвин) • 5. «Совесть – тысяча свидетелей» . (Античный афоризм)
1. 3. Вопросы для дискуссии: ▫ 1. Почему признание безусловной ценности другой личности с необходимостью ведет к требованию отказа от насилия? ▫ 2. В чем состоит парадокс моральной оценки? ▫ 3. В чем состоит парадокс морального поведения? ▫ 4. Каково отношение между знанием и поведением в морали?
1. 2. Объясните смысл высказываний: • 1. «Кто многое сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи» . ( «Дао дэ Цзин» ) • 2. «И если бы Ты был из грешников наигрешнейший, Ты переплывешь на лодке все злое» ( «Бхагаватгита» ) • 3. «Люди с разными принципами не могут найти общего языка» (Конфуций) • 4. «У людей с красивыми словами и притворными манерами мало человеколюбия» (Конфуций) • 5. «Блаженному не нужно никакое существование» (Будда) • 6. «Тот кто искренне стремится к человеколюбию не совершит зла» ( «Лунь Юй» )
1. 3. Попробуйте завершить мысль: ▫ 1. «Знающий не доказывает, доказывающий …. » (даосизм) ▫ 2. Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но …. прекращается она» (буддизм) ▫ 3. «Учитель сказал: благородный муж знает только долг, низкий человек знает только …. » ( «Лунь Юй» ) ▫ 4. «Тот, кто говорит, не знает, тот, кто не знает …. » (конфуцианство) ▫ 5. «Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить, но тот, кто хорошо говорит необязательно …. . » ( «Лунь Юй» )
1. 4. Определите, к какой школе относятся авторы высказываний: ▫ 1. «Только обладающий человеколюбием может любить и ненавидеть людей» . ▫ 2. «Сдерживать себя, чтобы во всем следовать ритуалу – это и есть человеколюбие» ▫ 3. «Жизнь подвержена старению, прилежно трудись для спасения» ▫ 4. «Человек с высшим дэ бездеятелен и осуществляет недеяние» ▫ 5. «Жить соответственно природе – вот высшая мудрость»
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики. • Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная. Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с варновой (кастовой) социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане — тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном — стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности
• • Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками: 1) традиционализм, т. е. непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия; 2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений 3) аскетическая жизнь, т. е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным «путем правильной жизни» ; 4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности — раствориться в духовном первоначале.
Основные понятия древнеиндийской этической традиции: • брáхман — духовное первоначало мира; • майя — материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию» ; • сансара — «колесо перерождений» , понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию; • карма — в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации; • нирвана — угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство» .
Основные учения в этике Древней Индии. Буддизм. • Этическая доктрина буддизма базируется на «четырех благородных истинах» : • жизнь есть зло и страдание; • причиной страданий являются наши желания и жажда жизни; • чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний; • к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения» , который уже на первой ступени предполагает: воздержание ото лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь» .
• Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не причинять зло живому» , не только избегать чувственных наслаждений, но и постоянно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью. • Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.
Социокультурные предпосылки древнекитайской этики. • Базовый текст древнекитайской культуры — «Книга перемен» ( «Ицзин» ), согласно которой мироздание зиждется на двух равноправных первоначалах (ян и инь), которые сочетаются различными способами, образуя 64 комбинации состояний мира. В результате китайская традиция тяготела не к определению минимума этических принципов, а к созданию многообразных конкретных рекомендаций на все случаи жизни. • Рано сформировавшееся в Древнем Китае государство представляло собой бюрократическую пирамиду из чиновников, сама принадлежность к которой придавала индивиду моральный статус. Приобретение и повышение социального (и морального) статуса человека было возможно благодаря сдаче государственных экзаменов. Таким образом, выходцы из низших слоев общества получали потенциальную возможность для социального и духовного продвижения. Закономерно, что «правильный путь жизни» в этой традиции ассоциировался с приобретением социальных знаний и социальными успехами индивида.
• Особенности древнекитайской этики: • 1) чрезвычайное почитание традиции и почтение к старшим как главные нравственные заповеди; • 2) этика представляет собой не систему теоретических принципов, а набор конкретных рецептов поведения, оформленных в ритуале; • 3) социально-политический характер этики, основной проблемой которой были отношения человека и общества
Основные учения в этике Древнего Китая. • Конфуцианство. Основатель — Кун Фу-цзы (V в. до н. э. ). Главный текст — «Лунь юй» ( «Беседы и высказывания» ). • Центральное понятие конфуцианства — жэнь ( «гуманность» ). Жэнь предполагает шу — «взаимность» . Взаимная гуманность воплощена в «золотом правиле нравственности» : чего себе не хочешь, того другим не делай, — и реализуется в ли ( «ритуале» ). Однако взаимная гуманность предполагает не равенство между людьми, а справедливую иерархию. Критерием возвышения в ней является знание (конфуцианских канонов, древних текстов и, конечно, ритуала). Идеалом конфуцианства выступает «благородный муж» , который заботится о соблюдении социальных правил и ритуалов; он противопоставляется «низкому человеку» , думающему лишь о личной выгоде. Благородные люди должны подавать пример народу нравственный пример, что гораздо эффективнее, чем правовое принуждение, будет способствовать действенности государственного управления.
• Даосизм (VI-III вв. до н. э. ). Легендарный основатель — Лао-цзы. Главный текст — «Дао дэ цзин» ( «Книга о дао и дэ» ). • Центральное понятие даосизма — дао ( «путь» ) — безличный мировой закон, по которому движутся все вещи и должен двигаться человек. Жить по дао означает «следовать естественности» , не искажать своими действиями порядок вещей в мире, следовать принципу недеяния (у-вэй). Недеяние подразумевает не ничегонеделание, а особые гармоничные действия, абсолютно адекватные многообразным проявлениям дао в конкретной ситуации. Не следует активно «творить добро» , а тем более делать зло, так как и то, и другое искажает естественный порядок вещей. Следующий дао не «делает добро» , но естественно излучает добро, подобно тому, как солнце излучает свет, не ставя это себе целью
Легизм, или школа «законников» • (IV-III вв. до н. э. ). Основной представитель — Хань Фэйцзы. • Легизм считал мораль, основанную на «ли» , ненадежным средством государственного управления и предпочитал в качестве такового закон ( «фа» ). Соблюдение закона зиждется на принуждении и наказании. Абсолютизация роли права в обществе может трактоваться и как тоталитарное подавление личности государственной машиной, и как идеология правового государства, где перед законом все равны.
Этические учения Древней Греции Социокультурные предпосылки этики Древней Греции. Создание основ научного знания можно назвать специфической чертой древнегреческой культуры. Другой ее особенностью было формирование рабовладельческой демократии как формы социальной жизни. Эти предпосылки обусловили: Особенности древнегреческой этики: 1) светская, нерелигиозная этика, опирающаяся в своих построениях на идеалы естествознания; 2) рационалистическая этика, которая считает разум лучшим руководителем нравственной жизни; 3) нравственным идеалом является мудрец, т. е. человек, обладающий полнотой разума; 4) индивидуалистическая этика, согласно которой задача личности состоит в максимальном самораскрытии своих возможностей. В большинстве этических учений подразумевалось, что такое самораскрытие идет на благо полиса, индивидуальная этика находилась в гармонии с социальной.
Основные проблемы древнегреческой этики: 1) проблема истинного блага: как составить иерархию благ в жизни человека, чтобы она соответствовала нравственным критериям; 2) проблема отношения к наслаждениям: выделение предпочтительных в нравственном отношении наслаждений, определение статуса наслаждений при построении нравственной жизни; 3) проблема приобретения добродетелей, т. е. положительных нравственных качеств, приближающих человека к истинному благу. Наиболее почитаемыми добродетелями были мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Выделенные проблемы получили свое разрешение в ряде учений.
Основные учения древнегреческой этики. • Софисты, начали этические размышления с того, что усомнились в существовании общезначимой морали. Относительность человеческих суждений о благе, счастье и смысле жизни побудила их перейти к анализу моральных явлений в противовес обыденному некритическому усвоению нравственности как неких очевидных правил. Релятивизм софистов, их рассуждения об относительности нравственных норм, разрушали догматические представления о морали, однако не содержали положительной моральной программы.
• Релятивизм софистов, их рассуждения об относительности нравственных норм, разрушали догматические представления о морали, однако не содержали положительной моральной программы. • Сократ в противовес софистам считал, что мнения разных людей о добре относительны в сравнении с истинным понятием добра. Задача личности — «познать самого себя» , т. е. перейти от «мнений о добре» к знанию добра, которое приобретается благодаря разуму. Знаменитые «сократические диалоги» показывают, каким образом разум может проясниться до понимания истинной, а потому единственной и всеобщей нравственности. Разве, зная истинный путь жизни, кто-нибудь пойдет безнравственным? Таким образом, для Сократа быть мудрым и быть нравственным — одно и то же. Безнравственность же — разновидность безумия. Все люди желают блага, значит, никто не делает зла по своей воле, зло — это ошибка в суждении, ведущая, как и всякая ошибка к несчастью.
• Сократические школы унаследовали от рационалистической этики Сократа идею достижения счастья через мудрость, однако, разошлись в конкретной интерпретации данной моральной программы. Киренаики считали высшим благом удовольствие, и чувственные удовольствия предпочитали духовным. Разум при этом служит тому, чтобы избегать страданий, связанных с избытком наслаждений. Киники же (самым знаменитым из которых был Диоген Синопский) отождествляли высшее благо с внутренней свободой, в том числе свободой от удовольствий. Аскетический образ жизни Диогена стал способом его индивидуалистического самовыражения, чем отличался по смыслу от религиозного аскетизма.
Платон • Платон — ученик Сократа, развивший идею своего учителя о существовании абсолютного добра. Согласно Платону, подлинное добро как идеальный образец существует в «мире идей» , на земле же — его бледные подобия, копии, тени. Задача личности — познать идею добра с помощью разумной части души, которая припоминает тот образец добра, что когда-то созерцала в «мире идей» , когда сама была идеей. Чувственные удовольствия затемняют разумную часть души, поэтому злоупотреблять ими не следует. Индивидуальная этика у Платона дополняется социальной: теорией идеального государства, само устройство которого укрепляет добродетель граждан.
Аристотель • — ученик Платона — классифицировал античное знание, выделив при этом учение о добродетелях в особое учение — этику, написал ряд специальных этических сочинений и, таким образом, конституировал этику как философскую дисциплину. В отличие от Платона, Аристотель считает, что этика — это не наука, постигаемая лишь с помощью разумной части души, а практическое знание о том, как стать счастливым благодаря добродетели. Добродетель достигается с помощью разумной части души, которая управляет страстями (подобно тому, как возница управляет горячими конями), правильно направленные страсти не вредят нравственности, но являются ее необходимым элементом. Быть добродетельным — значит знать «золотую середину» между крайностями, одна из которых состоит в недостатке какого-либо качества, а другая — в избытке того же самого качества (так мужество является серединой между трусостью и безумной отвагой). Главная же добродетель разумной части души — это мудрость, а интеллектуально-созерцательный образ жизни, жизнь мудреца, представляет собой нравственный идеал. • Итак, этические системы Древнего мира сформулировали базовые парадигмы в осмыслении этической проблематики.
Профессиональная ответственность журналиста. • Профессиональная ответственность реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и последствиями, которые он может иметь для общества. Всякая профессиональная деятельность ориентирована на удовлетворение тех или иных общественных потребностей, стремится чтобы ее результат устраивал общество. Профессиональная деятельность творческого характера, обречена на непредсказуемость последствий от ее результата.
Риск. Факторы риска • Риск, представляя собой особый тип принятия решений в процессе деятельности, является неизбежностью во всех случаях, когда мы имеем дело с творчеством. Степень допустимости риска может меняться в зависимости от объективной необходимости деятельности в данный конкретный момент и значимости ее мотивов. в момент принятия и осуществления решений.
• Конкретные источники неопределенности – факторы риска: противоречивость общественных явлений, относительность процесса познания человеком окружающей действительности, невозможность однозначных оценок происходящего из-за различий в системах ценностей и социально-психологических установках людей, в их интересах, намерениях, стереотипах поведения; ограниченность временных, материальных, физических и психических ресурсов субъекта деятельности
Опасность неправомерного риска. • Личность, будучи персонально носителем профессиональной ответственности, выступает в качестве гаранта добросовестного выполнения профессионального долга и минимизации отрицательных последствий своей деятельности. Чем выше рискованность деятельности, тем выше профессиональная ответственность ее субъекта. «Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием» ( межд. принципы). Проявления проф. ответств. Жур-та зависят не только от его «морального согласия» быть ответственным высокий уровень гражданской зрелости, профессионализма, чтобы заблаговременно определять, чем жизнь может
Нормы профессиональной морали как гуманистические критерии журналистской деятельности. Роль журналистской практики в процессе создания новых норм. • Норма – исходная точка профессиональной морали. Нормы – это выработанные в опыте профессии представления, подталкивающие к таким вариантам поведения в ходе деятельности, которые позволяют в конкретных условиях с наибольшей вероятностью достигать оптимальных отношений и добиваться хорошего результата.
1. «Нормы журналист-аудитория» : защищать свободу прессы; уважать право людей знать правду, уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения, уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории, укреплять доверие людей к средствам массовой информации. 2. Нормы « журналист – источник информации» . Три типа источников: 1. Документ – продукт чьей- то деятельности по переработке первичной информации. 2. Предметно- вещественная среда – обладает способностью нести на себе естественные отпечатки контактов с людьми, событиями. 3. Человек - в американской среде « живой источник» .
Нормы: v 1. при работе с источниками использовать для получения информации исключительно законные, достойные действия; v 2. уважать право физических и юридических лиц на отказ от предоставления информации, если её предоставление не является обязанностью, предусмотренной законом, не позволять себе бестактности, шантажа. v 3. указывать в материалах источник информации во всех случаях, кроме того, когда есть основания сохранить в тайне; v 4. хранить профессиональную тайну относительно источника информации, если есть основания для его анонимности; v 5. Соблюдать оговоренную при получении информации конфедециальность.
3. Журналист – герой: Ø 1. Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными. Ø 2. Уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ними корректность, такт и выдержку. Ø 3. Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, кроме тех случаев, если человек является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный интерес общественный. Ø 4. Быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя. Ø 5. Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намёков, способных унизить героя: ироническое обыгрывание его фамилии, имени, деталей внешности; раса, религия, болезни и т. д.
4. Журналист - авторы: 1. Строить отношения с авторами на основе взаимного уважения, ориентируясь на добровольность сотрудничества, терпеливо добиваясь взаимопонимания и обязательности, избегая « заавторства» . 2. Ценить самобытность автора, при редактировании материала стремиться сохранить его авторское своеобразие, как в мыслях, так и лексико-стилистические решения. 3. Согласовывать с автором все изменения в его произведении, вплоть до стилистических поправок. 4. Самым тщательным образом аргументировать автору отказ в публикации его произведения, когда это неизбежно. 5. Беречь свою профессиональную репутацию.
5 Журналист – коллеги: 1. Поддерживать профессиональную солидарность, уважать общность интересов и целей журналистского содружества. 2. Заботиться о престиже профессии, не допуская действий, подлежащих уголовной ответственности и наносящих ущерб авторитету журналистики: не принимать подарков и т. д. , избегать отступлений от требований права и предписаний морали в личной жизни. 3. Незамедлительно приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах, попавших в беду.
4. Уважать нормативы служебных отношений, принятые редакционным коллективом. 5. Заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата. 6. Уважать авторские права своих коллег и отстаивать свои авторские права. 7. Уважать право коллеги на мотивированный отказ от выполнения задания.
6. Журналист- власть: v 1. Проявлять уважение к власти. v 2. Оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций. v 3. Отстаивать право журналистики на независимость от власти. v 4. Отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур.
v 5. Разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах общественного и частного сектора. v 6. Опровергать фактами заявления представителей властных структур и утверждения политиков, не соответствующие действительности. v 7. Заботиться о точности и доказательности критики властных структур в публикациях.
Нормы( по Ворошилову): Ø 1. Обязательные – запрет плагиата Ø 2. Допустимые – требование проверять сведения менее категорично. Ø 3. Дискуссионные - нет единого мнения, например, о допустимости совмещения нескольких профессий или о пользовании диктофона скрыто от собеседника. Так, личная встреча с героем публикации обязательна лишь тогда, когда предполагается дать его поведению негативную оценку, в остальных случаях встреча лишь желательна.
Правовое регулирование в журналистике • Для современного человека СМИ являются одним из основных и наиболее референтных источников информации. Они выступают одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей действительности и поддержании профессиональной квалификации. Вполне естественно, что возрастание роли СМИ в современном обществе приводит к расширению государственного вмешательства в эту сферу человеческой деятельности. Создаются и совершенствуются различные способы воздействия на СМИ, расширяется необходимая нормативная база. По мнению целого ряда ученых, сегодня уже можно говорить о формировании новой отрасли права - права СМИ, или, еще шире, - информационного права, обладающего собственным предметом и методом регулирования.
• По крайней мере, можно констатировать факт существования института правового регулирования СМИ. В силу универсального характера самой информации этот институт приобрел межотраслевой характер. На сегодняшний день в него включены нормы практически всех отраслей российского права: конституционного, административного, гражданского, уголовного, экологического, финансового и ряда других. Представляется, однако, что основу данного института составляют нормы конституционного и административного права. Это связано с тем, что ключевым для определения правового статуса СМИ является принцип свободы массовой информации, закрепленный в Конституции и международно-правовых документах.
Изучение данного принципа наряду с иными правами и свободами человека и гражданина осуществляется в курсе конституционного права. При этом свобода массовой информации, как и любая другая свобода, ограничивается в первую очередь государством в лице органов исполнительной власти. Деятельность этих органов изучается уже в курсе административного права.
Опыт разрешения моральных конфликтов в журналистике. «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» М. В. Ломоносова. Задолго до превращения журналистики в массовую профессию в её среде возникли нравственные конфликты. Этому есть подтверждения. Одно из них – письмо Ломоносова к Л. Эйлеру и его « Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии» , относящиеся к 1755 году в Амстердамском журнале. Поводом к « Рассуждениям» послужила неверная информация о работе Ломоносова, опубликованная в Лейпцигском научном журнале.
• В ответ учёный написал специальную диссертацию. В ней он изложил правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться журналисты. Ломоносов их от предостерегает их от злоупотребления свободой суждения, причину которого он усматривает в том, что большая часть пишущих « смотрит на своё авторство как на ремесло и на средство к пропитанию, вместо того, чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскание истины» . Круг вопросов, поставленных Ломоносовым достаточно широк: • Он призывает журналистов к тщательному рассмотрению того, о чём они берутся писать, осуждает невнимательность, небрежность, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность. « Чтобы быть в состоянии произнести приговор искренний и справедливый, нужно освободить свой ум от всякого предубеждения, всякого пристрастия» .
• Он поднимается в своей диссертации до постановки принципиальных вопросов журналисткой этики, к которым он подходит с позиций общечеловеческой нравственности. В диссертации подчёркивается необходимость защищать людей от от несправедливых нападок прессы и не допускать искажения истины, которую она обязана нести читателю. Журналист не должен спешить с осуждением гипотез. Нет ничего позорного, чем красть высказывания, суждения и присваивать их себе. Журналисту позволительно опровергнуть в новых сочинениях то, что заслуживает этого по его мнению. Не должен создавать себе слишком высокого представления о своём превосходстве, о ценности своих суждений. Изгнать всякое предубеждение. Журналист должен взвесить прежде всего свои силы.
• О том, что инцидент с Лейпцигским журналом вызвал беспокойство в мире читающей публики, говорит возмущённое письмо Эйлера, который немедленно передал работы Ломоносова секретарю Берлинской академии наук Формею для публикации. • Правила иногда называют первым кодексом, но это не обосновано т. к. Кодексом становятся только те правила, которые поддерживаются профессиональной корпорацией, а её тогда в России просто не было.
Всеобщая декларация прав человека и вопросы профессиональной этики журналиста • 10 декабря 1948 года. • 1. Все люди рождаются свободными и равноправными в своём достоинстве и правах. • 2. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность. • 3. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
• 4. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. • 5. (статья 19) Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Причины возникновения и цели первых кодексов профессиональной этики журналиста. • Кодексы - выход в создании саморегуляции прессы. Попытка защитить свободу печати и оградить читателя – разработка кодексов. Свобода творчества все чаще стала оборачиваться журналистским произволом –форма проф. поведения в тексте или непосредственном общении, при которой оно не согласуется ни с нормами морали, ни с интересами общества, ни с чем, кроме личного «хочу» .
v 1 Кодекс – 1900 г. в Швеции. v 2. « Хартия поведения» 1918 г. v 3. Каноны журнализма США 1923 г. v 4. Кодекс норм и этики журналисткой практики (1921) – Джеймс Броун.