методика ДДЧ. Репкина А. 3 курс, 33 гр.pptx
- Количество слайдов: 22
Проективный тест «Дом. Дерево. Человек» Выполнила: Студентка 3 курса Дневного отделения Факультета СПи. П Репкина Алеся
Рисунок – продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Рисование играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики: -способствует формированию зрительных образов -способствует развитию конкретно-образного и абстрактно-логического мышления -способствует развитию моторной координации и речи
Нормативное развитие рисунка 1. Доизобразительный период Период каракулей, начинается в возрасте 1, 5 -2 лет и длится до 3 -3, 5 лет. Первые графические проявления возникают как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой, а завершаются тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка.
2. Изобразительный период Первый этап охватывает возраст 3 -5 лет. Его характеризуют рисунки с примитивной выразительностью. Ребенок начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, дает им название. Второй этап охватывает возраст 6 -7 лет. Рисунки еще имеют вид схематичных каракуль, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Обязательно прорисовывается туловище, и весь рисунок более детализирован.
3. Стадия правдоподобных изображений Эта стадия охватывает возраст 9 -11 лет. Характеризуется постепенным уходом от схемы и попытками воспроизвести действительный образ предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.
С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Вглядевшись в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе ребенка, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Для того, чтобы правильно анализировать творческую деятельность детей используются проективные методики.
Проективные методики- это совокупность методик, направленных на исследование личностных особенностей и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939). К наиболее распространённым методикам относятся: -тест «Несуществующее животное» -тест «Рисунок семьи» -тест «Дом. Дерево. Человек» -цветовой тест Люшера и др.
Итак, ребенок провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Наиболее доступным способом анализа детского рисунка является проективный тест «Дом. Дерево. Человек»
Проективный тест «Дом. Дерево. Человек» Эта одна из самых известных проективных методик была предложена клиническим психологом Джоном Бакком(John N. Buck; 1906 -1983) в 1948 году. Данный тест предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок.
Проведение теста Выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Информативными признаками рисунка считаются: -расположение рисунка на листе бумаги -пропорции отдельных частей рисунка -величина рисунка -стиль раскрашивания -сила нажима карандаша -стирание рисунка или его отдельных частей -выделения отдельных деталей
Интерпретация теста Для анализа рисунков используются аспекты оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Интерпретировать рисунки можно только тогда, когда ребенок их нарисовал в стандартной тестовой ситуации. При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков.
Детали
Интерпретация начинается с такого показателя как количество деталей. Дом должен иметь: -одну дверь -одно окно -одну стену -одну крышу и дымоход Дерево должно иметь: -ствол -ветви Человек должен иметь: -голову -тело -две ноги -две руки -два глаза, нос, рот, два уха
Дом
-труба символизирует теплоту отношений, её отсутствие говорит о недостатке тепла, заботы -дверь говорит о возможности доступности или отступления, её отсутствие говорит о замкнутости ребенка -крыша символизирует эмоциональные переживания ребёнка, степень развитости его мышления -окно символизирует образ визуального контакта, его изображение может означать уход в себя или чувство уверенности в себе -наличие дополнительных деталей(кусты, цветы, тропинка)-стремление заполнить окружающее пространство, отсутствие чувства безопасности, тревога, незащищенность
Дерево
-крупное дерево символизирует агрессию -маленькое дерево символизирует низкую самооценку ребенка -порезы на стволе, сломанные ветви могут говорить о переживании тяжёлой ситуации -ветер символизирует чувства подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются контролю -заходящее солнце говорит о подавленности, тревожности
Человек
-руки могут символизировать замкнутость, наличие стремлений, враждебность или зависимость от других людей -ноги символизируют движение; могут обозначать стремление к независимости или чувство беспомощности -глаза, нос, рот, уши представляют собой рецепторы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными, могут привести к конфликту или проблеме; их отсутствие указывает на отсутствие желания общаться
Пропорции рисунка и качество линий -если рисунок занимает маленькую площадь пространства, это говорит о чувстве неполноценности -если рисунок занимает почти весь лист или не умещается на нём, это говорит о проявлении сильной фрустрации в сочетании с чувством напряжённости, враждебности. -если рисунок выполнен жирными линиями, это указывает на напряжённость неопределённого характера -если жирные линии использованы лишь в изображении отдельных деталей, это может означать враждебность по отношению к конкретному нарисованному объекту.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Без активного использования проективных методик невозможно решить задачу выявления глубинных причин эмоционально-личностных нарушений адаптации детей на определенном этапе возрастного развития и социализации.
Спасибо за внимание!