Игровые технологии2003.ppt
- Количество слайдов: 17
Проект «Игровые технологии» { «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным» Блез Паскаль.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. { В процессе игры ребёнок движется, развивается, знания и новые сведения получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. . Принцип активности ребёнка характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на приобретение знаний и умений. Обучение, как правило, включает два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику. . { Можно выделить следующие виды дидактических игр: - игры – упражнения; - игры – путешествия; - сюжетная (ролевая) игра; - игра – соревнование; - деловая игра.
Игры-упражнения Занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки. { Игры – путешествия Служат целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.
Сюжетная (ролевая) игра Отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Игра – соревнование Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. {
Деловая игра Моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Они моделируют реальную производственную, научную или иную "взрослую" деятельность. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. { Все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Требования к организации игры на уроке: • Игра должна быть построена на интересе. • Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся. • Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, цель игры – достижимой, а оформление – красочным и разнообразным. { • Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа. • В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. • Учитель должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей.
Дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения: • игры, направленные на формирование и совершенствование навыков устного счета; • игры, направленные на актуализацию теоретических знаний; { • контрольно-обобщающие игры; • игры, направленные на составление задач по рисункам, таблицам, символическим записям; • игры по формированию вычислительных навыков и умений.
Основные направления реализации игровых приемов: • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; • учебная деятельность подчиняется правилам игры; • учебный материал используется в качестве её средства; { • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Урок геометрии в 8 классе. Тема: « Четырехугольники »
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цели обучения: Образовательные: актуализация знаний о четырёхугольниках (определений, свойств, признаков четырёхугольников); формирование умений и навыков использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях; формирование умения структурировать материал. Развивающие: развитие логического мышления, познавательного интереса, творческой активности, математической речи, интеллекта, воли, эмоций и умения преодолевать трудности. Воспитательные: воспитание математической зоркости, самостоятельной творческой активности; воспитание культуры речи; воспитание навыков командной работы. Оборудование: карточки «Домино» (см. Приложение 1); магнитные карточки с геометрическими фигурами; дифференцированные карточки-задачи.
Ход урока. 1)Организационный момент. Приветствие. Объявление темы урока. Постановка целей. Учащиеся разбиваются на 5 групп по 4 человека 2)Повторение основных понятий. Игра «Домино» . У каждого ученика имеется карточка, содержащая вопрос и ответ. Начинает игру ученик с карточкой, в которой обозначены слова: « Старт » и « Финиш » . Он задает стартовый вопрос, и он же заканчивает игру финишным ответом. Каждый ученик должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, ученик задает свой вопрос и т. д.
Приложение 1. Карточки «Домино» . 1) Финиш. Ответ. Прямоугольник, у которого все стороны равны. Старт. Вопрос. Какая фигура называется многоугольником? 2)Ответ. Фигура, составленная из отрезков так, что смежные отрезки не лежат на одной прямой, а несмежные не имеют общих точек. Вопрос. Какие вершины многоугольника называются соседними? 3)Ответ. Две вершины, принадлежащие одной стороне. Вопрос. … … 19)Ответ. … Вопрос. Что такое ромб? 20)Ответ. Параллелограмм, у которого все стороны равны. Вопрос. Что называется квадратом?
3)Повторение свойств и признаков основных видов четырехугольников. Групповая работа. Каждая группа получает задание: 1. Начертить заданный четырехугольник. 2. Указать его основные свойства и признаки. Виды четырехугольников: 1 группа - трапеция 2 группа - параллелограмм 3 группа - прямоугольник 4 группа - ромб 5 группа - квадрат 4) Систематизация знаний о четырехугольниках и их свойствах. Выступления представителей от каждой группы, по ходу которых на магнитной доске постепенно выстраивается классификационная таблица «Четырехугольники» .
Четырехугольники трапеция параллелограмм прямоугольник квадрат ромб
5) Обобщение. Учащиеся делают выводы о том, что квадрат имеет свойства ромба и прямоугольника, прямоугольник и ромб имеют свойства и признаки параллелограмма, трапеция и параллелограмм - это разные виды четырехугольников. . 6) Самостоятельная работа. Ученики решают задачи по карточкам. В зависимости от уровня подготовленности, решающий выбирает задачу № 1, № 2 или обе задачи. За две задачи оценка « 10» , за № 2 - « 6» , за № 1 - « 4» . . 7) Подведение итогов урока. 8) Домашнее задание.
Спасибо за внимание!