Экзистенц. Маша.ppt
- Количество слайдов: 15
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Д. А. Леонтьев, психологические основания свободы: 1. Множественность и многоуровневость регуляции поведения. Систему психической регуляции можно представить в виде иерархии уровней, на каждом из которых действуют свои специфические детерминанты и закономерности. 1 - это уровень индивидуальных потребностей и влечений. 2 - это уровень условных рефлексов. 3 - это стереотипы, установки, диспозиции. 4 - социальные нормы, предписания, ожидания, санкции. 5 - логика смысловой регуляции или логика смысловой необходимости. 6 - механизмы свободного выбора и ответственности личности.
2. Бифуркационные точки активности. Активность личности не протекает механически и реактивно по логике причинно-следственных отношений. В ней имеются разрывы между действием причины и проявлением следствия. Эти разрывы заполняются психической активностью субъекта, перерабатывающего входящий стимул и выбирающего оптимальную реакцию. Субъект в силах приостановить реакцию, отсрочить или вовсе задержать ее.
3. Осознание как основа свободы. Осознание детерминант, влияющих на активность личности, является фактором контроля и преодоления этих детерминант. Практически во всех психологических концепциях свобода личности ассоциируется с ее способностью рационализировать воздействующие на нее стимулы. Эрих Фромм: свобода – это акт принятия сознательного решения в отношении условий жизни. Это решение всегда касается вопроса: подчиняться или не подчиняться жизненным обстоятельствам. Д. А. Леонтьев: «Я не могу быть свободным, если не осознаю силы, влияющие на мои действия. » . С учетом изложенного, осознание следует рассматривать как одну из психологических предпосылок свободы личности.
4. Инструментальные ресурсы свободы можно условно подразделить на объективные (внешние) и субъективные (внутренние). Внешние ресурсы – это объективно существующие внешние обстоятельства, в той или иной мере способствующие реализации личностной свободы. Внутренние ресурсы свободы – это совокупность полезных приспособительных знаний, умений, навыков личности, которые расширяют возможности выбора и воздействия на окружающий мир. +
5. Духовность как ценностная предпосылка свободы. С психологической точки зрения духовность – это качественная ступень личностного развития, на которой бытие личности определяется общечеловеческими ценностями и смыслами жизни. Духовность или духовная личность – это личность, приобщенная к универсальным духовным ценностям. Без духовности невозможна свобода, ибо нет выбора. Бездуховность равнозначна однозначности, предопределенности» . Духовность, таким образом, образует ценностное основание свободы, которое отвечает на вопрос о том, ради чего реализуется личностью ее свобода.
На основе баланса физиологических, социальных и психологических потребностей выделяются два отличные типа личностного развития Конформистский тип личностного развития и существования основывается на биологических и социальных потребностях, которые навязывают человеку логику удовлетворения сиюминутных нужд и следования социальным нормативам. Конформист всецело отдается во власть социальной системы, над ним довлеют биологические импульсы, он пасует перед необходимостью воплощения смысла жизни и необходимостью контролировать свой жизненный путь. Индивидуалистический тип личностного развития и существования опирается на сильно выраженные психологические потребности, в особенности на потребность в поиске смысла жизни. Индивидуалист реализует смысловую логику регуляции жизненного пути, поступаясь, где необходимо, своими биологическими и социальными потребностями. Он не подстраивается под социальные нормативы, биологические импульсы не диктуют ему готовых решений; он свободно и ответственно детерминирует свою жизнь.
Е. Р. Калитеевская вычленила четыре типа личностного развития в подростково-юношеском возрасте: Автономный тип Импульсивный тип Конформный тип Симбиотический тип
Концепция уровней общения в экзистенциальной психологии (Джеймс Бьюдженталь). Первый уровень, который можно наблюдать, когда отношения только завязываются, называется формальным общением. На данном этапе над общающимися довлеет забота об имидже – они стараются произвести впечатление и завоевать благосклонность партнера. Второй уровень определяется как поддержание контакта. Многие барьеры общения были преодолены на первом этапе, поэтому партнеры здесь являются уже более расслабленными, но все равно придерживаются поверхностного уровня общения. На третьем уровне общение преимущественно заполняется стандартными беседами на «избитые» и психологически безопасные темы. Коммуниканты по-прежнему заботятся о собственном имидже, тем не менее, между ними уже проскакивает искра доверия. Четвертым уровнем общения является обсуждение личных проблем. Именно здесь люди приоткрываются и приступают к выяснению отношений или разговорам на волнующие их темы. Пятый уровень соответствует наиболее глубоким и откровенным формам человеческого общения. По этой причине он называется уровнем интимности. Люди абсолютно не уделяют внимания впечатлению, которое о них создается у партнера по общению. Они захвачены содержанием общения.
Ролло Мэй вывел 4 типа любви. Секс – это наиболее естественное биологическое проявление любви, заключающееся в физической близости. Эрос – это психический компонент секса, состоящий в плотском влечении партнеров друг к другу. Филия – это близкая дружба, не имеющая сексуальной окрашенности. Агапе – это духовная альтруистическая любовь к ближнему. Полноценная любовь между мужчиной и женщиной подразумевает наличие всех четырех составляющих – физической, психической, социальной и духовной.
Ключевое понятие экзистенциальной психологии – понятие существования, «экзистенции» . Это тема человека как строителя собственной жизни во всех ее проявлениях. Основное движущее противоречие развития личности с точки зрения экзистенциальной психологии есть противоречие между наличными жизненными обстоятельствами и долженствованием, которое исходит от индивидуального смысла жизни.
В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «Жизнь начинается завтра» «Жизнь как творчество» «Жизнь как достижение» «Жизнь есть сон» «Жизнь по правилам» «Жизнь – трата времени» «Жизнь против жизни»
Экзистенциальная антипсихиатрия Рональда Лэнга. Больны не те, кто содержится в клиниках, а общество, которое их туда поместило. Величайшим бичом современного общества является конформизм, в силу которого всякий человек, выпадающий из рамок социальных нормативов, клеймится и шельмуется как психически больной. Поэтому разделение людей на психически больных и психически здоровых зависит от действующих социальных норм, то есть общество само порождает безумие и выбрасывает некоторых людей «за борт» нормальной жизни. Рональд Лэнг
И. Ялом путем прямого опроса своих пациентов установил относительную значимость различных психотерапевтических факторов и в результате их факторного анализа вывел 11 базовых условий психотерапии. 1. Вселение надежды. 2. Универсальность переживаний. 3. Снабжение информацией. 4. Альтруизм. 5. Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы. 6. Развитие навыков социализации. 7. Имитационное поведение. 8. Межличностное научение. 9. Сплоченность группы. 10. Катарсис. 11. Экзистенциальные факторы» . Ирвин Ялом
Экзистенц. Маша.ppt