инквизиция.ppt
- Количество слайдов: 16
ПРОЦЕССЫ НАД ВЕДЬМАМИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV-XVII ВЕКАХ. инквизиция Подготовила Русакова Юлия
Само по себе слово «ведьма» , «вѣдьма» не несет ничего негативного, на самом деле оно имеет положительное значение. Происходит оно в языке древних славян от двух слов: ВЕДАТЬ и МАТЬ. Следовательно, его буквальное значение: ВЕДАЮЩАЯ МАТЬ. В переводе на современное понимание «ведьма – это женщина, которая имеет знания» . И она не только обладает знаниями, но и умеет применять их на практике, так как слово ВЕДАТЬ означает не просто знания, а более глубокую стадию этого процесса – умение с этими знаниями работать. Давным-давно так называли такую женщину, которая много ведала, жила в ладу с природой, то есть не так, как живет большинство людей. Это женщина, родившая много детей, прожившая долгую жизнь и соответственно знает много и может дать совет. Она знает, какие травы нужно заваривать от определенной болезни и т. д. Ведьма, например, заменяла все то, что сейчас зовется здравоохранением. Примечательно, что в английском языке слово ведьма складывается таким же образом: wit - знать, ведать; witch - ведьма.
В древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Но подобные обвинения были делом редким. Отношение же христианской Церкви к колдовству было двойственным. С одной стороны, в нем видели скрытое язычество, с которым Церковь энергично боролась, а с другой, колдовство все еще считалось пустой выдумкой и обманом. Церковникам приходилось быть настороже, но повода для преследования колдунов они пока не находили.
Начало преследования колдунов трактуется в современной науке по-разному: 1) охота на ведьм стала продолжением практики искоренения ересей. Инквизиция воспринимала ведьм как членов организованной сатанинской секты, охота на них началась в XII веке, когда появляются сведения о секте катаров (т. е. «чистых» ; отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» еретик) и секте вальденсов, названной по имени ее основателя Пьера Вальдо. Обе секты сомневались в правильности господствующих церковных догм и осуждали стяжательство и безнравственность епископов, священников и монахов, проповедовавших жизнь, отличную от той, которую они вели сами; 2) преследование ведьм как неких фантомных «внутренних врагов» наравне с другими изгоями, прежде всего с евреями и прокаженными. Действительно, еще в XI веке появляются первые гетто для евреев в Германии и начинаются их массовые убийства в Испании. В 1179 году во Франции издается закон против прокаженных и гомосексуалистов. В конце XII века из Франции изгоняются евреи. В XIV веке в этой же стране происходят массовые убийства прокаженных; 3) согласно психоаналитической интерпретации ведовских процессов это была война мужчин против женщин. Эту версию выдвинул французский историк Жюль Мишле, опубликовавший в 1929 году книгу «Ведьма и женщина» . Эта оригинальная интерпретация и поныне вдохновляет идеологов феминистского движения; 4) охота на ведьм как следствие массового психоза, вызванного стрессами, эпидемиями, войнами, голодом, а также более конкретными причинами, в числе которых наиболее часто упоминается отравление спорыньей (плесенью, появляющейся на ржи в дождливые годы) или атропинами (белладонной и другими растительными и животными ядами); 5) «охоте» способствовало появление демонологических ученых трактатов – инструкций по поиску и искоренению ведьм. Они базировались на авторитете Ветхого Завета: «Ворожеи не оставляй в живых» , - гласит книга Исхода (22: 18). Одно из самых влиятельных руководств – знаменитый «Молот ведьм» ( «Malleus maleficarum» ) монахов-доминиканцев Якоба Шпренгера и Генриха Инститориса, изданный в 1487 году. Эта пагубная книга, состоящая из 3 частей, 42 глав и 35 вопросов, объединила все знания ученых-богословов о ведьмах и весь практический опыт борьбы с ними.
Признаки, по которым определяли ведьм. Чтобы «заслужить звание» ведьмы, достаточно было одного лишь доноса. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). Обвинение могло быть предъявлено на основании «Уголовно-судебного уложения императора Карла V» ( «Каролины» ), вышедшего в 1532 г. , где было четко описано, какие подозрения являются достаточными для обвинения в колдовстве или ведовстве. В колдовстве обвиняли преимущественно женщин. Колдунов чаще отыскивали в городах, нежели в селах. Ведьмы выявлялись путем определенных испытаний – «испытание водой» , поиск «ведьминой отметины» , «испытание плачем» , «испытание полета» . «Испытание водой» (называемое также «купанием ведьм» ) было одним из излюбленных испытаний. Для этого палач крепко связывал руки и ноги обнаженной женщины, обвязывал ее тело веревкой и сталкивал в воду. Если она всплывала на поверхность, - а так происходило с большинством, - то признавалась ведьмой, ибо вода, стихия чистоты не принимала ее. Поиск «ведьминой отметины» . Считалось, что Дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Этот-то знак и разыскивали судьи. Чтобы просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело. Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи, например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая при этом не чувствовала боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что это пятно и впрямь «ведьмина отметина» . «Испытание плачем» . Считалось, что ведьмы не могут проливать слезы, «верный знак, предание о коем дошло до нас от мужей, заслуживающих доверия» . Женщина, которая не плачет даже под пытками, наверняка является ведьмой. Однако если она заплакала, то никак не может считаться невиновной, ибо «пути Господни неисповедимы» и к тому же плачет-то она под пытками. «Испытание полета» – девушек, считавшихся ведьмами, приводили к большой скале и давали в руки метлу, если девушка разбивалась о скалы (что и происходило), то ее считали невиновной.
Инквизиция. Латинское слово inquisitio означает «розыск» . Папа Римский создал могущественное ведомство, занимавшееся вопросами ереси, - инквизицию, которая сыграла решающую роль в развязывании охоты на ведьм. Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось в 1215 году на 4 -м Латеранском соборе. С 1231 по 1235 год функции преследования ереси передаются специальным уполномоченным – инквизиторам. Изначально преследование ведьм не входило в компетенцию инквизиции, но позже происходит уравнивание понятий «еретик» и «колдун» , ересь и колдовство постепенно в глазах инквизиторов соединялись в одно целое. Были беспощадные инквизиторы, одно имя которых наводило на людей трепет – Пьер де Ланкр, Боден. Интересно, что современником последнего был знаменитый Монтень, который в своих «Опытах» писал о ведьмах и колдунах следующее: «Эти люди представляются мне скорей сумасшедшими, чем виноватыми в чем-нибудь. Но до чего высоко надо ставить свое мнение, чтобы решиться сжечь человека живьем!» . БОДЕН
Действительность ведовских процессов. У инквизиционного (следственно-розыскного) процесса форма судопроизводства преимущественно по уголовным делам. Характерны широкая инициатива компетентных государственных (церковных) органов в возбуждении судебного преследования, проведении расследования (негласного дознания с применением обысков, допросов, в том числе под пыткой, для признания обвиняемого). Судопроизводство было по преимуществу письменным. Судья обычно выступал и в роли следователя, а часто и обвинителя. Адвокаты, конечно же, были. Однако сведения, которые они получали, были зачастую обрывочными. К тому же им нужно было зорко следить за тем, чтобы их самих не обвинили в колдовстве. Поэтому многие ограничивались просто призывами к соблюдению судебных правил. Переход от состязательного процесса к инквизиционному происходит в Западной Европе в XII-XIII вв. Инквизиционный процесс применялся преимущественно по политическим и религиозным делам. Пытки на ведовских процессах были более жестокими, длительными и частыми, чем на обычных процессах. Продолжительность и суровость пыток определяли исключительно судьи. Процессы проходили удивительно быстро, судопроизводство было максимально упрощено. Часто подсудимые допрашивались по 8 -10 человек вместе, и их признания записывались в одном протоколе, причем для краткости они назывались не по именам, а по номерам: 1, 2, 3, и сжигались на одном костре по 8 -10 человек. Большинство процессов завершалось смертным приговором. Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главная цель которого – предостеречь и устрашить собравшихся зрителей.
Причины прекращения процессов над ведьмами. Как и в случае возникновения процессов в их прекращении тоже действовал ряд причин. В том числе идеология Просвещения, в образованных кругах стало немодным и даже неприличным верить в ведьм, издание трактатов, отрицающих могущество дьявола и реальность ведьм, с развитием медицинских знаний появилось представление о психических заболеваниях. К окончанию охоты вело и изменение социального портрета ведьмы. Если первыми «козлами отпущения» становились слабые и увечные, старые нищенки и бедные служанки, то с ростом ведовской паники доносчики уже не считались ни с социальным положением, ни с полом и возрастом обвиняемых. Смертные приговоры за колдовство стали выноситься школьным учителям, дамам с безупречной репутацией, пасторам, младенцам благородных кровей и даже членам семей судей. Неудивительно, что в такой ситуации скептицизм судей рос, они уже менее рьяно вершили свою миссию и рассуждали о том, что настоящую ведьму определить сложно.
Вывод: Охота на ведьм продлилась несколько веков и унесла жизни, по разным оценкам от 60 до 100 тысяч человек. Своего апогея ведовская истерия достигла в Германских государствах, Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени затронув Англию, Италию и Испанию, и почти не коснулась Восточной Европы и России. Лишь несколько процессов было в Америке, самый известный пример – Салемские события 1692 -1693 годов. Ведовские процессы подорвали религиозное самосознание Европы и способствовали распространению атеизма, соединявшего в своей критике религии христианскую веру и веру в ведьм.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!