Петрова А.А. соц.права.pptx
- Количество слайдов: 8
Проблемы социологии права в СССР в 50 -60 годы Выполнила: студентка 3 курса группы 36 с-151 з Петрова Алёна
Уникальность советской социологии заключается прежде всего в том, что будучи включена в процесс воспроизводства базовых политических и идеологических ценностей советского общества, она стала важным фактором его реформирования.
Одним важным толчком в возрождении дисциплины стал выход исторического материализма в «живую жизнь» (начало 50 -х годов). В определённой степени это была революция в научной дисциплине. Социология перестала быть чисто кабинетской наукой и стала развивать методы наблюдения за повседневным поведением. Эти ранние формы контакта исследователей с социальной реальностью соответствуют новейшим рекомендациям «качественной методологии» . Официально легализация «конкретных» исследований может быть датирована 1950 г.
В конце 1955 года советская делегация готовилась к Третьему Всемирному социологическому конгрессу. Задача делегации формулировалась следующим образом: с одной стороны, лучше узнать наших идейных врагов, а с другой, установить контакт с теми буржуазными социологами, которые придерживаются прогрессивных взглядов в области социологии.
В конце 50 -х – начале 60 -х годов начали создаваться социологические институции. Особенность этого процесса – существование сильнейших неформальных связей между лидерами начинаний. Первые социологические опыты так или иначе были сфокусированы на проблемах труда и экономики. Считалось, что эти проблемы удалены на безопасное расстояние от политики и идеологии и поэтому их изучение не станет взрывоопасным в социальном смысле. Кроме того, наиболее понятной представлялась практическая сторона дела.
В 1968 г в Московском университете была проведена дискуссия на тему «Структура марксистской социологии» . В ней определились 3 направления: исторический материализм, научный коммунизм и эмпирическая социология. Речь также шла и о разграничении между социологией и истматом. Некоторые участники представляли позицию, что марксистская социология и истмат идентичны. Для других не было сомнений в том, что именно научный коммунизм есть подлинная социология. Третья позиция – социология возможна только как эмпирическая социология и только как таковая может быть независимой и автономной наукой. Исторический материализм есть только философская, а именно марксистская, историческая теория.
Разрыв социологии с идейно-теоретическими основами марксизма в условиях свободной научной дискуссии обнаружил теоретический и методологический вакуум послесоветской социологии, в частности, в области общей теории и методологии, что стимулировало разработку основ теории российского общества, способствовало критическому и взвешенному отношению отечественных социологов к достижениям мировой социологической мысли.
Спасибо за внимание !
Петрова А.А. соц.права.pptx