ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ рекламы.pptx
- Количество слайдов: 46
ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ и рекламы
ЭТИКА Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы. Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
Реклама базируется на манипулятивных техниках управлением сознанием и поведением, поэтому, вопрос этики для нее стоит особенно остро.
Международный кодекс рекламной практики, принятый в 1937 г. , неоднократно пересматривался (в 1949, 1955, 1966, 1973 и 1982 гг. ) и в последний раз был переработан в 1987 г. в соответствии с решением 47 -й сессии Исполнительного комитета Международной торговой палаты в Париже. Европейский Альянс по стандартам в рекламе.
Саморегулирование Концепция общественного маркетинга: требуется баланс интересов компании, потребителя и общественности. ПРИНЦИП: Саморегулирование поощряет добровольное изъятие вводящей в заблуждение рекламы.
Самодисциплина Нормативы разрабатываются, используются и проводятся в жизнь самой фирмой.
Все основные рекламодатели и рекламные агентства имеют внутри фирм механизмы для рассмотрения рекламы с точки зрения этических и правовых проблем. Некоторые рекламодатели в США (Colgate-Palmolive, General Foods, AT&Т) разработали собственные кодексы поведения и критерии приемлемости рекламы. Подобная практика принята также и на международном уровне. В рекламной индустрии Нидерландов назначают во все агентства и СМИ «офицера по этике» , ответственного за соблюдение голландского рекламного кодекса. В шведских рекламных агентствах есть исполнительный руководитель, получивший специальное образование и обладающий практикой применения законов, который известен как «ответственный редактор» , ведающий оценкой приемлемости рекламной продукции.
Чистое саморегулирование Нормативы разрабатываются, используются и проводятся в жизнь индустрией.
Отдел национальной рекламы в США NAD — постоянно действующий орган, штат которого работает полный рабочий день и состоит из специалистов рекламного бизнеса. Эти люди оценивают жалобы потребителей, потребительских групп, промышленных организаций и рекламных фирм. NAD также занимается мониторингом рекламы. Получив жалобу, NAD может попросить соответствующего рекламодателя представить подтверждение сделанного в рекламе заявления. Если таковое подтверждение оказывается неадекватным, от рекламодателя требуют либо изменить вызвавшую недовольство рекламу, либо снять ее. Если удовлетворительное решение не может быть найдено, дело передается в CNAD.
Кооперированное саморегулирование Индустрия сама вовлекает сторонних людей (например, представителей потребителей и правительства, членов независимых общественных организаций, специалистов) для разработки, применения и проведения в жизнь нормативов.
Совет обзора национальной рекламы CNAD — это группа правового регулирования из 50 членов, представляющих национальных рекламодателей, рекламные агентства и профессионалов из других областей. Когда какое-то дело попадает в CNAD, образуется жюри из 5 членов, в число которых входят представители трех рекламодателей, рекламного агентства и представителя общественности. Это жюри рассматривает жалобу и все то, что установлено персоналом NAD, а затем проводит слушания, где позволяется присутствовать обвиняемому по делу рекламодателю. Если после этого дело остается нерешенным, CNAD может: 1) публично идентифицировать рекламодателя, ознакомив общественность с фактами по делу и 2) передать жалобу соответствующему правительственному органу (обычно FT С).
Договорное саморегулирование Индустрия добровольно договаривается о разработке, использовании и проведении в жизнь нормативов с какими-то сторонними органами (например, правительственным департаментом или потребительской ассоциацией).
Местное регулирование На местном уровне саморегулирование поддерживается Бюро улучшения бизнеса (ВВВ). Функции ВВВ во многом подобны функциям национальных органов правового регулирования, но в дополнение к этому Бюро обеспечивает местный бизнес консультативной поддержкой во всем, что касается правовых аспектов рекламы. Хотя ВВВ не выполняет никаких властных функций, оно принимает и расследует жалобы, а также ведет досье нарушителей. Бюро также помогает местным официальным органам правового принуждения в преследовании нарушителей в судебном порядке.
Регулирование средств массовой информации и реклама Средства массовой информации могут отказаться принимать рекламу, которая нарушает стандарты правдивости или хорошего вкуса. Например, Reader's Digest не принимает рекламу табака и крепких спиртных напитков, а многие журналы и телевизионные станции отказываются размещать рекламу презервативов. Каждое отдельное СМИ обладает полной свободой принимать или отказывать в приеме конкретной рекламы.
Реклама все чаще адресуется к телесному низу, использует мат, порно или намеки на них. Нужны ли табу в рекламе или это вопрос маркетинговой целесообразности? Где проходит граница, за которой протестный бренд превращается в банального жлоба? И есть ли примеры брендов, которые нарушают половые табу, но делают это тонко?
Человечество, развиваясь, создает и разрушает свои табу.
Открытые высказывания, связанные с телесным низом, у большинства людей вызывают шок. Дело в том, что эти табу очень глубоко укоренены, так как сформировались очень давно. Слова, которые мы сейчас маркируем как мат, когда -то служили земледельческому культу и были сакральными, а не бранными. Потом через цепочку "святое - священное - опасное - нечистое - непристойное" сакральные понятий перешли в профанные, и все это объединилось в обсценной (бранной) лексике. Эпатажный фотохудожник Оливьеро Тоскани разработал календарь для итальянских производителей кожаных изделий консорциума Vera Pelle.
Свою роль в прохождении человечеством этой цепочки - от святого к непристойному - сыграла иудейско-христианская культура, которая в борьбе с языческими культами насаждала аскетизм, отдав все телесное в епархию дьявола. Поэтому неудивительно, что мат и прямые изображения того, что связано с телесным низом и с темой секса, воспринимаются многими людьми как неприличные.
Например, в США большая часть так называемых нецензурных слов свободно существует в СМИ, не говоря уже о литературе, кино и эстраде. Исследователи констатируют то, что мат, и в России, кстати, тоже, давно является частью офисной культуры. Ненормативная лексика среди работающих в тесном контакте людей теряет негативную окраску - непечатные слова служат выражением солидарности и доверия. В офисе "Студии Артемия Лебедева" честно висит табличка: "У нас ругаются матом". Обсценную лексику содержат песни группы "Ленинград", книги Сорокина, Довлатова, обоих Ерофеевых, Лимонова и др. Такие респектабельные и/или интеллектуальные издания как "Коммерсант. Ъ", News. Week, Esquare, "Крокодил" публикуют ее без купюр. Вирусная реклама часто содержит мат.
М. М. Бахтин великий русский ученый, литературовед и культуролог Миссия карнавала как раз и состоит в том, чтобы создавать амбивалентный смеховой перевертыш "верх"/"низ". Грубо говоря, это своего рода санитария общества, чтобы оно не закостенело в своих штампах и страхах. По Бахтину, народная, изнаночная, неофициальная культура, в противоположность монолитно серьезной официальной культуре - смеховая и находится в зоне непристойностей и свободы. Но непристойность эта не сводится к банальному бытовому цинизму. И смысл карнавальной культуры не только в том, чтобы на время разрешить то, что в обычной жизни запрещено. Она имеет метафизическую глубину и выражает обратную сторону мира, которая совершенно ускользает от внимания при серьезном и благопристойном подходе. Народная культура всегда, на всех этапах развития, стремилась победить смехом, протрезвить, перевести на язык материально-телесного низа (в амбивалентном значении) все узловые мысли, образы и символы официальной культуры.
Карнавальная культура как целостное явление давно умерла в связи с развитием светской культуры, которая взяла на себе некоторые ее функции. Такие явления как мат, порно и прочие нарушения приличий по шкале "верх"/"низ" - это осколки карнавальной культуры, но наличие их в нашей жизни говорит о том, что свобода в онтологическом смысле слова еще жива.
Мат играет цивилизующую роль в социуме, так как это вербальная сублимация агрессивного действия - своего рода выпускание пара, по Бахтину - "катарсис для снятия стресса". Грубо говоря, человек ругается, чтобы не бить в морду. Мат - это лингвистический ассенизатор, который берет на себя обсценную функцию и таким образом освобождает от инвективности слова типа "пенис", "член", "половой орган", "вагина", "коитус". Если каким-то образом из языка уйдет мат, то эти легитимные слова должны будут занять его место, поскольку в обществе есть необходимость в обсценной лексике. Инвективность -форма реализации конфликтогенного потенциала языка и речи
Легализация мата в силу его деструктивности опасна для личности и социума, так как ориентирует общество на негативное, циничное восприятие этических ценностей. Это создает нигилистическую, фрустрирующую модель поведения, что сказывается на нравственном здоровье человека и этноса. Цинично отрицая общепризнанные ценности, но не сопровождая это положительной программой, мат не способствует прогрессу. Из особого языка легализованный мат превращается в стилистический регистр литературного языка, что снижает силу его выразительности. Возникает замкнутый круг: уникальные возможности мата порождают богатую литературу, которая его же и хоронит, так как невольно способствует этим его легализации.
Благопристойные бренды дистанцируются от порнографии именно в целях брендинга, причем даже те, которые могли бы на ней подзаработать. Например, недавно Sony объявила, что не желает иметь ничего общего с порноиндустрией. Она не только отказалась сама издавать фильмы для взрослых на дисках нового формата Blu-ray, но и запретила это делать заводампартнерам.
• Какое влияние оказывает на бренд отсылка или прямое использование мата и порно? • Если мат и порно легализуются и выходят в массовую коммуникацию, то ущемляет ли это права потребителей, не желающих слышать и видеть это? Кто будет решать эту проблему? • Отчасти защита интересов потребителей, не желающих слышать мат и видеть порно, может быть решена с помощью точного таргета, когда бренд коммуницирует это лишь людям, которых это не оскорбляет. Но встает другой вопрос: что мы с этими узкотаргетированными аудиториями делаем? Куда их ведем? Ведь реклама, хоть и не призвана воспитывать, но все же создает культурную среду и формирует стереотипы поведения. • Должно ли общество защищать детей от коммуникации, содержащей даже намеки на мат и порно? Данные социологического опроса по вопросу об отношении россиян к использованию обсценной лексики в публичных выступлениях звёзд шоубизнеса, проведённого в июле 2004 Всероссийским центром изучения общественного мнения. Подавляющее большинство россиян (80 %) негативно относится к использованию обсценной лексики в публичных выступлениях звёзд шоубизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности. 13 % опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И только 3 % полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении — это просто ханжество.
Какое влияние оказывает на бренд адресация или прямое использование мата или порно? Олег Лапшин, креативный директор Grey Worldwide Moscow: "Для меня подобный эпатаж - это тактическое, краткосрочное предприятие бренда, который при минимальных вложениях хочет привлечь к себе внимание, чтобы быстро потеснить других".
Если же все-таки долгосрочный бренд строится с использованием мата и порно, то "это может быть лишь узконишевой продукт", - считает Эркен Кагаров, генеральный директор "Има-дизайн". Олег Лапшин с ним согласен: "Даже если воспринимать эпатаж как опору на протестные инсайты - то ведь они всегда нишевые, а в России реклама пока не работает на нишах, а бьет по большим площадям. Да и сами протестные инсайты в России сейчас не работают - в силу того, что общество боится, оно индифферентно".
Олег Лапшин из Grey Worldwide Moscow считает, что, скажем, "Евросеть" просто "играет на понижение, и никакой глубины, никакой философии за этим брендом не стоит. Если хулигантство целиком сводится лишь к внешним признакам, к языку, тогда это просто маргинализация бренда. Можно опустить марку настолько, что она будет восприниматься народом как своя, но к ней не захочется присоединяться. Когда бренд использует мат просто ради детскоподросткового эпатажа и чтобы выделиться из толпы - вот я вам сейчас писю покажу - то это просто смешно".
Некоторые признаки карнавальности в бренде "Евросеть": • Запрещенное разрешено: на дверях магазинов таблички: "С собаками - можно, с мороженым - можно". • Снижение пафоса и игра с элементами монолитно-серьезной официальной культуры: государственный флаг России на логотипе "Евросети". • В магазине на Тверской есть кукла менеджера, повешенного за плохое обращение с клиентами. Помимо назидательности персоналу, это еще и так называемая "веселая смерть", лишенная ужаса. Смерть, которая уже преодолена за счет осмеяния. • Высмеивание и снижение официально-серьезной офисной иерархии и культуры: приказы персоналу, оформленные в виде доверительных "Писем счастья" с ненормативной лексикой. • Площадные промоакции, провоцирующие людей на свободные раскрепощенные действия. Например, "День моржа" и "Голый телефон". • Опрокидывание "верха" в офисной иерархии: календари топ-менеджеров "Евросети" в стиле ню. • Похабные подарки "Евросети" своим партнерам. • Использование в широкой рекламной коммуникации мата как языка карнавала.
Петр Банков, креативный директор "Дизайн Депо": "Личная харизма Чичваркина, его уверенность в своей правоте - это окупает все. Сеть растет, народ ходит, люди покупают, прутся, им нравится. Он веселится, показывает жопы, устраивает конкурсы. Чичваркин - это редкий тип людей, которые умеют не только строить свой бизнес, но и делать из этого гигантское шоу - с матом, с голыми девками на роликах. Сделать шоу в формате бизнеса - это потрясающе сложно. Я считаю, что он точно попадает в свою аудиторию".
Николай Полуэктов, создатель и совладелец бренда "Косогоров самогон" честно в этом признается: "То, что делает "Евросеть" - это просто незатейливые манипуляции с толпой. Я вот, скажем, к этой толпе не принадлежу, поэтому мне интеллигентские хулиганские выходки, как у Мостовщикова (главный редактор журнала "Крокодил" - прим. ред. ), ближе". А его партнер по бизнесу Алексей Ходорыч считает, что "критерий всегда есть - талантливо или не талантливо. Этот критерий универсален, и нет ни одной причины не применять его в рекламе".
Даже если философия у бренда есть, очень важно, в чем она, собственно, заключается. Леонид Фейгин, совладелец и креативный директор брендингового агентства Direct Design Visual Branding: "Реклама "Сосу за копейки" для меня невозможна, потому что она вводит в сознание людей идею, что сосать за копейки - это положительно. То есть количество отсосов на единицу денежного измерения должно быть больше. И тот, кто получил больше отсосов за одну денежную единицу - молодец. Эта фраза обращается именно к этому менталитету, а он неправильный, потому что унижает отсасывающегося. А многие отсасывают из любви к искусству или из любви к другому человеку. И это не является эксплуатацией человека, а является волеизъявлением его любви. Мне не хотелось бы, чтобы проституирующая психология и философия воспринималась как базовая идеология общества. Поэтому реклама, которая отсылает к такой идеологии, для меня однозначно неприменима. Тогда как, например, слова "*уй войне", которые были написаны на футболках "Тату", для меня приемлемы, хотя слово "*уй" - нехорошее слово. Для меня это выражение возможно - потому что это абсолютно реальное выражение и язык молодежи. Они ругаются матом, не стесняются этого, и, к сожалению, невозможно от этого отказаться. Но, по крайней мере, если они будут ругаться матом на нехорошие вещи, на такие, как война, это послужит отсылкой к базовой идеологии общества, что война - это нехорошо. Мне кажется нормальным, когда любая реклама ниже пояса обращается к позитивной идеологии общества. А "Сосу за копейки" - это не позитивная идеология. Я против. И вовсе не потому, что там слова нехорошие, а именно из-за смыслов".
В нормальном гражданском обществе потребители вполне в состоянии себя защитить. Как это случилось, скажем, в 2002 году в случае с рекламой духов Calvin Klein. Члены Совета борьбы за общественную нравственность добились того, чтобы провокационный билборд, который, по их мнению, оскорблял общественность, был снят. Совет на этом не остановился и обратился в Британскую Палату стандартов по рекламе с требованием проанализировать этот постер. Палата вынесла свой вердикт: постер "сексуально агрессивен, вызывает непристойные ассоциации, его не рекомендуется показывать детям". И обратилась к мистеру Кляйну с пожеланием впредь быть скромнее. Правда, реклама уже была к тому времени напечатана в нескольких модных журналах, а тиражи раскуплены. Сам же Кляйн высказался в том смысле, что сексуальные образы достаточно часто используются в рекламе духов, а обнаженное человеческое тело, причем иногда в очень фривольных позах, можно увидеть в музеях, где выставлены скульптуры и картины старых мастеров.
Путь освобождения общественного сознания - это, по сути, путь расширения и уточнения фреймов. Почему британский Совет борьбы за общественную нравственность не требует подкорректировать классическую мировую культуру? Потому что непристойности, скажем, на картинах Тициана, помещены в нашем сознании в иной фрейм, который условно можно назвать "музей" или "классика". Но во времена Тициана просто не было более достоверных носителей (кино и фотографии, например). А откровенная натура в камне или на холсте часто воспринималась, как сейчас - в штыки. И все это художникам Возрождения приходилось отвоевывать точно так же, как это происходит сейчас. В культуре, которую обычно называют классической, как в Яндексе - найдется все. Изображение коитуса - пожалуйста: античные вазы. Обнаженные половые органы - пожалуйста, их сколько угодно в искусстве Возрождения. А японская гравюра и индийская скульптура - это вообще иллюстрации к Камасутре, и там такое выделывают! Весьма фривольно и насыщено откровенными сексуальными изображениями искусство эпох рококо и ар нуво. Не говоря уж о народном искусстве во все времена.
Очень распространенный аргумент против порнографии: считается, что она, в отличие от эротики, некрасива. Сейчас даже странно вспоминать, что, скажем, импрессионистов тоже упрекали в некрасивости и в индигомании. Так что все относительно, и такие утверждения - лишь следствие переноса нравственных проблем в область эстетики. Ренуар. Девушка с веером» (ок. 1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург),
Порнография и откровенно обнаженная натура в культурной истории человечества присутствовала гораздо дольше, чем отсутствовала. Язычество относилось к наготе спокойно. Достаточно вспомнить так называемых первобытных Венер - женские фигурки с подчеркнутыми вторичными половыми признаками. А античная эротика - чего уж там говорить. Некоторый перерыв наметился лишь в эпоху раннего и классического христианства, когда аскетизм активно противопоставлялся язычеству и, прежде всего, разнузданной и распутной жизни античных богов. И даже Адаму и Еве тогда нацепили на причинные места фиговые листочки.
А уже с Ренессанса опять пошла обнаженка, которая сначала, после нескольких веков аскетизма, воспринималась так же, как сейчас порно. Нужно отдать должное таким религиозным деятелям, как Папа Юлий II, который позволил Микеланджело в "Страшном Суде" в Сикстинской капелле все фигуры сделать абсолютно обнаженными. И только уже в эпоху контрреформации срамные места были записаны драпировочками.
-Выставка Караваджо в Пушкинском разочаровала. И два египетских зала (самых любимых) были закрыты "на реконструкцию с реэкспозицией" - полечить расстроенные выдающимся гомосексуалистом рубежа 16 -17 веков нервы было негде(( -Любоыптно, а что тебя разочаровало? -Крохотный зальчик под небольшую экспозицию, всего 3 знаковых полотна, какаято бессистемная выставка. Кто не знает Караваджо, не сможет оценить всю полноту его творчества (он же писал не только религиозные сюжеты и женоподобных мальчиков).
Все половые табу, хоть и глубоко укоренены, но достаточно искусственны и нефункциональны. Пример Индии, создавшей великую культуру, показывает, что отсутствие табу вовсе не ведет к деградации общества. Вообще, христианский мир в вопросах сексуальной свободы сильно отстает от буддистского. Осевое время (плюс-минус 500 лет от Рождества Христова), в которое были рождены все основные ценности нашего современного общества, сильно развели мир в разные стороны - буддизм пошел в сторону большей сексуальной свободы, а ислам и христианство - в сторону большей жесткости. А Россия отстает не только от буддистского мира, но и от Запада. Таких сисек-писек, которые были в Европе в эпоху рококо, у нас себе представить невозможно. Сильно эротизированный Серебряный век на время сравнял нас с Западом, но потом пришел гегемон и все пошло прахом. Когда там уже были написаны "Тропик Рака" или "Любовник леди Чаттерлей" - у нас были "Молодая гвардия" и "Дни Журбиных".
Англиканская церковь активно обсуждает вопрос: может ли священник быть гомосексуалистом. Открытость и обнаженность постепенно перестают восприниматься как безнравственность. Конечно, у западного мира тоже есть свои тараканы, но общая тенденция ясна, тогда как мы в России живем практически в мрачную эпоху контрреформации. Обвинение в безнравственности всегда было любимым занятием стареющих развратников и власти, которая по своей сути всегда одинакова - ей нужно сдерживать. И сдерживать в данном случае приходится натиск культуры, роль которой как раз и состоит в том, чтобы идти впереди общества, захватывать все новые смысловые пространства, освобождая человечество от предрассудков.
Отчасти защита интересов потребителей, не желающих слышать мат и видеть порно, может быть решена с помощью точного таргета, когда бренд коммуницирует это лишь тем людям, которых это не оскорбляет. Но встает другой вопрос: что мы с этими узкотаргетированными аудиториями делаем? Куда их ведем? Ведь реклама, хоть и не призвана воспитывать, но все же формирует стереотипы поведения.
Наталья Богомолова, режиссер, экскреативный директор РА "Родная речь": "Табу, конечно, нужны. И продиктованы они должны быть не только РПЦ или Комитетами. Мы должны отдавать себе отчет, что реклама - тот самый эфирный шум, который формирует культурную среду. Предел там, где начинается территория нашего внутреннего запрета. У каждого своя, им самим определенная граница - в силу воспитания, этических и моральных принципов. И где одного уже тошнит, другому - по приколу".
Все это связано с переосмыслением концепции свободы в обществе. Очевидно, что мера свободы будет увеличиваться вместе с качественной трансформацией общества: уменьшением примитивной экономической и политической зависимости людей друг от друга и этической отчужденности человека от общества. Моральные требования социума должны перестать противоречить личности, как нечто чуждое. И тогда есть шанс, что внешняя, навязанная обществом нравственность превратится во внутреннюю.
Самвел Аветисян, преподаватель: "Мат - это всего лишь форма артикуляции. А сущность - в другом. По Фрейду, в человеке, если его упростить до некой схемы, - что, в общем-то, неправильно, но помогает упорядочить мир - живут только два начала: страх (смерть) и секс (жизнь, вечность). Вот и все. Поэтому любое рекламное сообщение можно отнести либо туда, либо сюда. Третьего не дано. Тема секса, порно - это про жизнь, про любовь, про вечность, потому что любовь побеждает смерть. Эрос должен победить Танатос. Дальше начинается вопрос культуры. Скажем, Чичваркин - это всего лишь медиатор, оформитель - он сообщает то, чего от него ждут. Он, конечно, может с высокой рекламной трибуны читать Бродского (у Бродского тоже, кстати, есть мат - прим. ред. ), но вряд ли его услышат. Когда нас с Тиньковым обвиняли в пропаганде группового секса или агитации за лесбийскую любовь - мы тоже обращались к потребителю с тем, что он от нас ждал. В принципе, бизнес и реклама аэтичны. Это не моральные категории. В противном случае - иди и постригись в монахи. Там, кстати, тоже много циничного, неэтичного и безнравственного. Хотя бы то, что религия пытается монополизировать истину и этические нормы. Мерой является сам человек, и эта мера опирается на некую культурную базу. А что такое культура? Это опыт предыдущих поколений и диалог - когда ты осознаешь другого. Причем воспитанный человек и культурный человек - это не всегда тождественные понятия. Воспитанный человек - тот, кто уважает принятые рамки приличия. Даже морфология слова "приличия" показывает, что это человек при личине. Коко Шанель была невоспитанной женщиной - она нанесла пощечину общественному вкусу, одев женщин в брюки. Но она была высококультурной женщиной, потому что, опираясь на весь культурный опыт, добавила к нему что-то свое. Вот такие и люди двигают вперед культуру.
Уничтожение табу - конечно же, закономерный путь развития общества, и человек, освобождаясь от табу, растет как личность. Но рано или поздно, он приходит к самоограничению, к внутренним запретам. К тому, где он сам себе - Бог и судья. Самое главное табу высокоразвитой личности в том, что нет абсолютной истины. Поэтому главный запрет - это запрет на ее глаголение".
Кстати, есть такой рекламный ролик аргентинского музыкального канала MTV, идея которого примерно такова: "Дети об этом должны все знать". "Папа, а откуда я появилась? " - спрашивает маленькая девочка. "Сейчас, малышка, я тебе все объясню", - отвечает папа. И дальше мы вместе с ребенком смотрим ретроспективу стараний родителей по его созданию. За несколько секунд ролика на экране около десяти совокуплений в разных позах, включая оральный секс, а также секс животных. Так что - таргетирование и еще раз таргетирование!
ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ рекламы.pptx