Проблема сознания .pptx
- Количество слайдов: 53
Проблема сознания
Сознание как многозначное понятие. Релевантные понятия: психика, душа, дух, самосознание, бессознательное, рефлексия. Любая философская проблема, в том числе и проблема сознания может быть задана через соотношение: Абсолют (трансцендентные сущности, н. п. Бог, Высший Разум, Абсолютная идея и др. ) Я (моё) Ты Я Мир Мы Сознание, в строгом смысле слова, не есть что-то принадлежащее человеку. Сознание – всегда между мной и «ДРУГИМ» ! «Иметь сознание» - значит «быть со знанием» ! Невозможно строго логично определить категорию «Сознание» , поскольку нет реального феномена, который можно было бы связать с ней! Жан-Поль Шарль Эма р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма. «Сознание есть то, что оно не есть и не есть то, что есть. Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья …»
Психика : Релевантные понятия. 1. Сенситивный уровень (ощущения, восприятия, представления); 2. Эмоциональный уровень (избирательное отношение, селекция чувств); 3. Мыслительные процессы (понятия, суждения, умозаключения); 4. Волевые процессы (активность, целенаправленность, желание); 5. Бессознательные процессы. Начиная с Декарта (парадигмы ясности сознания) принято считать, что сознательными психическими процессами называются те, которые регулируются уровнем мышления. В первом приближении, психическое всегда рассматривается как сознательные и бессознательные процессы. Психика – самое широкое понятие. В первую очередь, СОЗНАНИЕ есть S (знание) O Сознание может рассматриваться в четырёх философских измерениях: 1. Онтологически: сознание всегда есть идеальные процессы, субъективная или объективная реальность. 2. Гносеологически: сознание есть знание, навык, умение, опыт, когнитивные установки. 3. Аксиологически: сознание как ценностно-смысловые установки, значения, знаки. 4. Праксеологически: сознание как воля, активность. Душа – собирательное понятие, которое выражает целостность психической жизни. Дух – надличностное трансцендентное образование сообщающее единство всем творениям в космосе (у стоиков); источник смысла. Самосознание – ступень становления сознания, когда жёстко формируются границы модальности «Я» . Рефлексия – самый глубинный слой сознания. Акцентуация сознания на самое себя. Оценочное, критическое отношение к самому себе.
Способы определения «Сознания» : 1. Сознание есть «Идеальное» (субъективная и объективная реальность) в противоположность «Материальному» . 2. Сознание – как оппозиция бессознательному. 3. Сознание – как свойство человеческой психики в противоположность психике животных. 4. Сознание – как состояние бодрствования в противоположность сну. Сознание есть парадокс! Акты сознания с одной стороны очевидны (т. к. «я могу транслировать, выражать» ), с другой стороны нет (т. к. «я не могу ничего утверждать о сознании другого» ). Рене Декарт. «Сознание самый очевидный, самый достоверный факт. Но при этом эта достоверность постоянно ускользает. » «Cogito ergo sum!» Декарт через мышление выражал достоверность сознания. Различные пути познания «Сознания» : а) логический; б) мистический; в) практический; г) гуманитарный; д) естественнонаучный. Сознание, согласно К. Ясперсу имеет три значения: 1) Осознание – интериоризация собственных переживаний, где очевидна дихотомия субъективных переживаний и объективного мира; 2) Осознание внешнего мира или предметности; 3) Самосознание – осознание личностью собственного «Я» , где личность есть социальная данность. Все три значения говорят о целостности психической жизни. Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor Jaspers; 23 февраля 1883, Ольденбург — 26 февраля 1969, Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. «Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы. »
Дуалистические теории сознания (физическая материя - мозг и субъективное сознание – реальные феномены, существующие независимо друг от друга) • ИНТЕРАКЦИОНИЗМ • ЭПИФЕНОМЕНАЛИЗМ • ПАРАЛЛЕЛИЗМ Монистические теории сознания (материя - мозг и сознание образованы единой базовой субстанцией ) • МАТЕРИАЛИЗМ (ФИЗИКАЛИЗМ): элиминативный редуктивный эмерджентный • ИДЕАЛИЗМ: Феноменализм • НЕЙТРАЛЬНЫЙ МОНИЗМ: функционализм
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ – идея двустороннего причинного взаимодействия между внешней физической реальностью и субъективной психологической реальностью, или между мозгом и сознанием. (Разновидность интеракционизма – дуализм Декарта). ЭПИФЕНОМЕНАЛИЗМ – физические изменения в сенсорных системах и в мозге вызывают оссознаные события в субъективной реальности. Не физические явления (ментальные, субъективные, сознательные) не могут причинять физическую активность. Они – эпи-феномены, всего лишь вторичные или побочные эффекты мозговой активности. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – утверждение того, что физическая реальность и внутренняя психическая реальность существуют синхронно в полной гармонии без какой-либо причинноследственной связи. Гармонию предустанавливает БОГ! (Г. Лейбниц) Дуализм Декарта Эпифеноменология Интеракционизм Психофизический параллелизм
ЭЛИМИНАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – Сознание не существует! Это всего лишь иллюзия, созданная сбитым с толку повседневным мышлением и языком. РЕДУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – Сознание реально, но представляет собой физическое явление – обычный нейрофизиологический процесс, протекающий в мозге. ЭМЕРДЖЕНТНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – Сознание реально, но представляет собой специфический тип мозговой активности – нейрофизиологический процесс более высокого уровня, возникший из процессов низшего уровня. 1 2 … n
ФЕНОМЕНАЛИЗМ – Всё что существует состоит исключительно из ментальных феноменов сознания! Материя есть результат наблюдения и ничего больше. Никаких прямых доказательств существования физического мира как такового нет и не может быть. ФУНКЦИОНАЛИЗМ – исходит из того, что сознание находится в абстрактной области сложных причинно-следственных связей между любыми данными элементами. Ментальное состояние определяется не столько материальной или нематериальной природой элементов, вступающих во взаимодействие, сколько совокупностью связей между ними. Функции сознания существуют на абстрактном уровне описания, не зависящем от нейрофизиологии мозга.
Идеальное и его структура. Идеальное может мыслиться как субъективная, так и объективная реальность. В онтологическом измерении: идеальное (где оно собственно и есть реальность) – способ существования противоположный материальному. В гносеологическом измерении: идеальное – как результат процесса отражения, отображения. В аксиологическом измерении: идеальное – ценности, смыслы. Идеальное как субъективная реальность есть совокупность психических процессов. Идеальные процессы – суть содержания сознания! Субъективная реальность – целостное образование. Всякий компонент этого образования есть психический процесс. Целостность субъективной реальности есть её персональность (уникальность внутреннего мира человека, выражаемое категорией «Я» - интегрирующей все психические функции человека). Эта целостность есть всегда историческое, биографическое, социально заданное образование – некий континуум, в котором происходит формирование всех наших образов, волевых интенций. «Я» - контролирующий, управляющий орган! В психопатологии зарегистрированы феномены, которые демонстрируют нарушение этой управляющей функции «Я» . (н. п. психические автоматизмы, чуждость «Я» , раздвоение «Я» , и др. ) Структура субъективной реальности характеризуется: 1) динамичностью (компоненты постоянно изменяются, по отдельности или вместе); 2) многомерностью (все явления субъективной реальности не являются линейно упорядоченными); 3) биполярностью (все интрасубъективные процессы есть противоположные начала); 4) самоорганизацией (центр эволюции психики; сама структура есть центр самоорганизации). «Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: «Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа. …» И. А. Крылов
Базисные структуры субъективной реальности – «Я» и «Не Я» 1. Единство «Я» и «Не Я» выражает фундаментальное интрасубъективное отношение, которое формирует смысловой каркас. «Я» и «Не Я» всегда образует динамический биполярный контур, в котором всегда происходит движение или содержание субъективной реальности. 2. В каждом интервале субъективной реальности или отношения «Я» и «Не Я» доминирует одно! Тем не менее все процессы активированы. Одно может перейти в другое. 3. Очень часто «Не Я» может переходить в «Моё» . 4. Отношение «Я» и «Не Я» выступает как отношение: • К внешнему миру (предметности) • К собственному телу • К «Я» • К «Ты» • К «Мы» • К «Они» • К Абсолюту (задаёт тон всем остальным отношениям) Эмпатия – сопереживание состоянию другого. В структуре субъективной реальности одновременно различаются: 1) Рефлексивные процессы – осознанное отображение (знания, понимание и др. ) содержания наличных переживаний. 2) Арефлексивные процессы – закрытость содержания переживания от понимания. Не тождественно бессознательным процессам. 3) Актуальное состояние субъективной реальности – то, что переживается сейчас. 4) Диспозициональные процессы – лежащие за пределами настоящего переживания. “das Fremde”
«Предметность»
“HOC EST ENIM CORPUS MEUM…” ( «Сие есть тело моё …» )
«Я»
«Ты»
«Мы»
«Они»
Фрида Кало. (Моисей Ядро Создания), 1945, Частное собрание
Проблема бессознательного в философии и психологии. Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Под бессознательным понимается целостность психической жизни (например, в сновидении - прошлое, настоящее и будущее сосуществуют). Бессознательные процессы, в отличие от сознательных, ни при каких условиях не могут регулироваться и не могут быть предметом теоретического анализа (в отличие от предсознательных процессов). К области бессознательного принадлежат: 1) Инстинкты (пищевой, самосохранения, сексуальный и др. ); 2) автоматическое поведение; 3) забытый опыт; 4) архетипы; 5) недостаточное внимание; 6) воспоминания; 7) комплексы; 8) психический материал, который не может быть подвержен цензуре; 9) творческие импульсы; 10) самоинтенция; 11) Защитные механизмы психики и др. Инстинкты – те напряжения, которые направляют организм к цели. Это наследуемый материал. Компоненты инстинкта: 1)цель; 2) источник; 3) импульс; 4) объект. В чем разница между потребностью и желанием? «Религия — общечеловеческий навязчивый невроз. Сновидения — это королевская дорога в бессознательное. » Зигмунд Фрейд
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания. Наиболее могущественные страхи: перед смертью, перед физической и душевной болью, перед болезнью, перед голодом, перед наказанием, перед потерей близких людей, перед потерей работы, перед войной, перед богами, и др. Три основных вида страха по Фрейду: реальный, невротичный и страх совести; соответствуют отношению "Я" к внешнему миру, "Я" к "Оно", "Я" к "Сверх-Я". Основные функции страхов: 1) охранительная; 2) стимулирующая; 3) принудительная; 4)оценочная; 5) регулирующая; 6) сигнализирующая; 7) эвристическая; 8 ) организующая (дезорганизующая); и др. Степени страха , отражающие его динамику: испуг, тревога, беспокойство, боязнь, ужас. Риск – ситуация, которая ставит человека перед проблемой сознательного выбора: действовать, преодолев страх или оставаться пассивным. Иррациональные неконтролируемые страхи, стабильно возникающие по отношению к сходным явлениям, независимо от их объективной степени угрозы, называются «фобиями» . «Ужасом приоткрывается НИЧТО!» М. Хайдеггер
Бессознательное – след неверного решения жизненно важной проблемы, который позволяет временно снять аффект (следствие), но не снимает причину. Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Аффект возникает в ответ на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам предъявляет их себе), и возможностями выполнить эти требования. Комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание) – след задержанного аффекта, сцепление разнородных деталей ситуаций, которые связаны с аффектом; в психоанализе — неосознаваемое образование, обусловливающее структуру и направленность сознания. Явная часть комплекса – сам симптом, скрытая часть - его причина. Выявление комплекса и его содержания – движение от следствия к причине. (Пример: Эдипов комплекс, комплекс Электры, комплекс неполноценности, комплекс Ионы, комплекс Гризельды и др. ) Невроз - переход от рационального способа реагирования на требования внешнего мира и адекватного управления внутренними побуждениями к неким иррациональным феноменам, кажущимся странными и не подлежащими произвольному контролю. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Для состояния аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями.
З. Фрейд ввел термин "динамическое вытеснение бессознательного". Под бессознательным он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр. Особенность подобных проявлений бессознательного состоит в том, что осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), поскольку осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Основные инстинкты по Фрейду: 1) Либи до — сексуальное желание или половой инстинкт, инстинкт жизни (Эрос); 2) Мортидо – деструктивный инстинкт, стремление к смерти (Танатос). Конфликт между Либидо и Мортидо влечет, в свою очередь, три конфликта между тремя сферами психики: Зи гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud — Зигмунд Фройд, полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро. Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии. «Иногда сигара — это просто сигара. »
Подвергшись негативным воздействиям извне или опасаясь их (угроза безопасности, переживание унижения, а также внешний или внутренний запрет на осуществление желания), человек нередко прибегает к реакциям, которые нейтрализуют внутренний конфликт, причем протекают они на бессознательном уровне. Эти реакции выдаются непроизвольно и называются защитными механизмами психики. Первенство выделения защитных механизмов психики принадлежит Зигмунду Фрейду. Защитные механизмы психики — это психологические стратегии, с помощью которых люди снижают интенсивность таких негативных состояний, как внутренний конфликт и фрустрация. Замещение ( «В поисках козла отпущения» !) — перенаправление энергии подавленного чувства на другой объект или трансформации её в другое чувство, отличное от первоначального (энергия, связанная с сексуальным возбуждением, может выразиться в качестве агрессии, или, наоборот, агрессивная энергия по отношению к конкретному лицу начинает проявляться в сексуальной активности). Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее вследствие столкновения с реальным или воображаемым препятствием на пути достижения цели. В дословном переводе «фрустрация» означает «обман» или «тщетное ожидание» .
Отрицание ( «Этого просто не существует!» ) – стремление избежать новой информации не совместимой с положительным образом себя. Внимание блокируется на стадии восприятия. Отказ признать травмирующую психику реальность. Подавление и вытеснение — самые «простые, прямые и бесхитростные» защитные механизмы. Подавление — это реакция устранения из сознания, глушения, отвержения неприятной информации или опыта. При подавлении человек откровенно отказывает себе в том, что с ним «это было» , т. е. информация еще не ушла в бессознательное, а остаётся где-то в предсознании. Вытеснение — есть уже собственно избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. Материал уже ушел в бессознательное, и человек перестает о нем знать что-либо. Вытеснение – исключение из содержания конфликта не информации, а мотива своего поведения.
Проекция или перенос ( «Это они плохие!» ) — это приписывание своих мотивов или личностных характеристик другим людям, когда человек не только вытесняет знание о собственных желаниях, но и перемешает их за пределы своей личности. Регрессия ( «Назад, в прошлое!» ) - возврат к детским моделям поведения. Будучи неуверенными в своих силах, боясь взять на себя ответственность за что-либо, мы возвращаемся на ту стадию развития, где нам не грозила опасность, где мы чувствовали себя защищенными. Реактивное образование: «От любви до ненависти и наоборот» Используя данную защиту, человек заменяет неприемлемые для осознания тенденции - на полностью противоположные.
Рационализация ( «Да, но …» ) — это оправдание своего поведения, причина которого маскируется как для других, так и для себя. Помимо рационализации, есть еще интеллектуализация — тоже защитный механизм. Интеллектуализацией называется тщательное анализирование, которое приводит к росту чувства субъективного контроля над ситуацией. Этот защитный механизм помогает нам оправдать себя в чужих и в своих собственных глазах, если наши поступки или мысли не слишком-то нас красят и не добавляют нам очков. СУБЛИМАЦИЯ (лат. sublimo — возвышаю) — переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно З. Фрейду, сублимация — это процесс, заключающийся в том, что либидо переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму сублимации Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. Развитие человека как личности означает, что он пытается освободиться от различных защитных механизмов!
Коллективное бессознательное. Архети п (от греч. archetipos первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Г. Юнгом — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Архетипы индивидуализируют наше сознание и создают мифологию. С архетипами всегда ассоциировано множество символов. Напрмер: «Мать» - кормилица, Венера, воспитатель, Св. дева Мария, ведьма, девственница и др. Базовые архетипы по Юнгу: Эго является центром сознания и одним из главных архетипов личности. Эго обеспечивает чувство постоянства и направления в нашей Карл Гу став Юнг (нем. Carl Gustav Jung (26 июля 1875, сознательной жизни. Персона является внешним проявлением того, что мы предъявляем миру (социальные роли, одежда, привычки и т. д. ). Сильная «персона» стремится «задушить» индивидуальность. Функции: 1) защищает Эго от тех социальных сил, которые на него покушаются; 2) создаёт символы прикрытия для себя; 3) средство коммуникации. Тень – то, что полностью вытеснено в бессознательное; наша энергия, которая вызывает спонтанность, обеспечивающая доступ к информации, которую отвергает Эго. Тень, как архетип – опасна, поскольку её стараются не признавать. Отсюда человек занимается проекцией себя на другого. Кесвиль — 6 июня 1961, Кюснахт) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. «Неумение адаптироваться к внутреннему миру — столь же тяжкое по последствиям упущение, как и невежество и неловкость во внешнем мире. »
Анима – проявление феминных качеств у мужчин. Анимус – проявление маскулинных качеств у женщин. Юнг считал очевидным, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Эта основная психическая структура служит средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те непознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам. Самость — наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности; выражение уникальности человека, которая интуитивно ощущается и верифицируется. Самость — архетип центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики.
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля» , то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» . Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов). Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми» , что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти). Цель превосходства: 1. Позитивная – забота о благе других. 2. Негативная – господство над другими. Борьба за личностное превосходство это всегда личностное извращение. Коренится всё это в естественном отборе. Комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости. У невротика жизненные цели, которые формируются комплексом неполноценности всегда расходятся. Альфред А длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро. Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Великобритания)— австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Ввел термин «комплекс неполноценности» . «Одни органы сильнее или слабее других. Человек тренирует слабый орган. »
Комплекс неполноценности
Тревожность Подавленная агрессия Боязливость Нерешительность Ипохондрия Инфантильность Биполярное расстройство
Никотиновая зависимость Шизофрения
Измененные состояния сознания (ИСС). Под ИСС понимают процесс деформации структуры субъективной реальности в наличных актах. Феномены ИСС: 1. Дереализация – нарушение восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок и при котором происходят нарушения памяти. Часто сопровождается состояниями «уже виденного» (deja vu) или «никогда не виденного» ( jamais vu ). 2. Деперсонализация - состояние, сопровождающееся изменением или потерей чувства собственного «Я» (диссоциативное расстройство). Больным кажется, что события их жизни происходят с кем-то другим, что они как бы «просматривают» свою жизнь в кинотеатре. Деперсонализацию в большинстве случаев сопровождает дереализация и психическая анестезия. Фактически, синонимом деперсонализации является «анестетическая депрессия» . Длительная деперсонализация является мучительным состоянием, часто приводящим к суицидам. 3. Множественная личность — психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эгосостояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Людям с множественной личностью определяют диагноз «диссоциативное расстройство идентичности» , или «расстройство множественной личности» . Данное явление известно также под названиями «расщепление личности» и «раздвоение личности» .
4. 5. 6. 7. Повышенная концентрация внимания (интеллектуальная). Доминирующие идеи в сознании. Персонификация животных и предметов. Эмоционально-обусловленные состояния психики человека. Общая характеристика ИСС – их мотивированность, понятность или различаемость, возможность взаимоперехода в состояния бодрствования. ИСС причиняют процесс расширения сознания (преодоление допустимых границ известного, обычного; пересмотр сложившихся ценностей, принятых понятий и категорий). 1. Подлинное расширение сознания – интуитивное соответствие себе своей самости. Выражается в творческом отношении, что ведёт за собой расширение горизонтов смысла и ценностей. 2. Неподлинное расширение сознания – сужение смыслового поля, самоотрицание. 3. Суженное сознание – фиксация психики на ограниченном круге переживаний, отрицание других аспектов реальности. (Пр. , паранойя) Функции ИСС: 1) адаптивная; 2) компенсаторная; 3) стимулирующая; 4) саморегуляция и самосовершенствование. Факторы вызывающие ИСС: 1. Действие психоактивных средств и интоксикация; 2. Сенсорная депривация; 3. Гипервентилляция лёгких и задержка дыхания (асфиксия); 4. Психотехники (когнитивно-конфликтные формы – например коаны в Дзэн; религиозные обряды; аутотренинги; медитативные практики, гипноз и др. ). Паранойя - психическое нарушение, характеризующееся подозрительностью и хорошо обоснованной системой сверхценных идей, приобретающих при чрезмерной выраженности характер бреда.
ИСС, в первую очередь, вызывают изменения ценностно-смысловых, а затем деятельно-волевых структур. На основе исследований, связанных с влиянием препарата ЛСД на сознание человека, Гроф выделил 4 следующих области психики: • сенсорный барьер; • индивидуальное бессознательное; • область рождения и смерти (перинатальный уровень); • трансперсональный уровень. Гроф утверждает, что существующие популярные концепции психологии человека (например, теория Фрейда) обычно не принимают во внимание все эти уровни, и потому не способны описать человека в общем, хотя и имеют применение и подтверждение в некотором контексте. На основе своих и схожих исследований Гроф заложил фундамент пре- и перинатальной психологии, которая со временем развилась во всестороннюю картину человеческой психики. В этой теории он связал сложные психологические модели и явления у человека с его внутриутробным и послеродовым опытом. Продолжение изучения измененных состояний сознания после запрета ЛСД в конце 1960 -х привело (вместе с женою) к открытию техники «холотропного дыхания» — инструмента самопознания и лечения. Психосемантический подход к ИСС – примощном воздействии на психику человека по иному строятся психосемантические пространства, которые вызывают переживания нереального, необычного, нестандартного - «иной» опыт. Смыслом всех ИСС – является личностный смысл, как катализатор всех смыслов и ценностей. Опыт переживания смерти – ИСС! ( «-» – страх, неприятие смерти; «+» – принятие этой данности) Станислав Гроф (Stanislav Grof, род. 1 июля 1931 в Праге, Чехословакия) — американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, основатель трансперсональной психологии, один из пионеров в изучении изменённых состояний сознания для лечения, роста и самопознания человека.
Психологический анализ ИСС в психологии это те психические состояния, которые вызваны: 1) физиологическими; 2) психологическими; 3) фармакологическими агентами. ИСС объективно отражают отклонения от нормы в поведении, качественные изменения в индивидуальном паттерне психического функционирования. Первое научное объяснение предпринял А. Месмер. В современной психологии выделяются следующие модели: 1. Дискретная модель ИСС (Ч. Тард) – понимается как новое состояние по отношению к состоянию бодрствования; подсистема психики с новыми психическими характеристиками (пример – гипнотический сон). Переход к ИСС происходит скачком. 2. Континуальная модель ИСС (М. Дейл) – понимается как функциональная регрессия психики. Переход к ИСС является плавным. (пример – медитация, приём ЛСД ) 3. Континуально-дискретная модель ИСС (Дитрих, В. Вунд) ИСС вызваны постоянными переходами психики от состояния сознания к бессознательному плавно и скачкообразно.
1. Сознание фанатика – динамизм структуры «Я» минимален. Всё сознание устремлено к одной сверхценной идее. Всё другое мыслится только в границах этой идеи или скальпируется с неё. Современные суггестивные технологии успешно используются в тоталитарных сектах различного толка. 2. Мистическое сознание – редуцируется обычное чувство «Я» , память не утрачивается. Фиксируется тождество с Абсолютом. Иное переживание пространства и времени. 3. Экологическое сознание искусственного природному. – происходит отчуждение 4. Виртуальный мир – комплекс необычных переживаний, которые обусловлены трансформацией границ физического и психического. Пределом этого ИСС является полное тождество с «Не Я» . Состояние ГРАТУАЛА – полная ясность сознания; быстрая переработка большого количества информации; способность к прогнозированию. Состояние ИНГРАТУАЛА – рассеянное внимание; вязкость психики; расстройство памяти; возможны соматические расстройства. Всё содержимое виртуального мира – арефлексивно!
Психофизическая проблема ( «психика-мозг» , «mind-body problem» )— в широком смысле — вопрос о месте психического в природе, об отношении материального и духовного; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае психофизическую проблему правильнее называть психофизиологической. В междисциплинарном дискурсе психологии, психиатрии и общей медицины принято говорить о психосоматической проблеме. Психофизи ческая проблема (дух – материя) Психофизио логическая проблема ( сознание – мозг) Психосоматическая проблема ( психика – сома)
Психосоматические заболевания: • гипертоническая болезнь • инфаркт миокарда • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки • бронхиальная астма • стенокардия • энурез • аллергия • сахарный диабет • синдром раздражённого кишечника (СРК) • колит • гастрит • бессонница • боли в позвоночнике • телесные боли и дискомфорт любой локализации • артрит • псориаз и многие другие кожные болезни • многие сексуальные дисфункции, вагинизм, фригидность, импотенция и слабая потенция, преждевременное семяизвержение и. т. д.
Методологические принципы: Монизм (Парменид, Фома Аквинский) – существует единая субстанция, которая обуславливает и детерминирует наличие всех остальных форм бытия, свойств реальности. Это может быть материальная или духовная субстанция. Дуализм (Платон, Аристотель, Декарт) – существует два не сводимых друг к другу начала бытия: материальное и духовное. Плюрализм (Лейбниц, У. Джеймс) – идея многообразия форм и принципов организации бытия. Психофизическое взаимодействие (Р. Декарт) - согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т. д. ), с другой — способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Психофизический параллелизм (Лейбниц, Спиноза, Д. Гартли) - утверждение невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. Принцип приобрёл большую популярность в 19 в. , когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма.
Теоретические трудности проблемы «сознание и мозг» , начинаются уже с определения сознания. Понятие сознания многомерно, не поддается линейной экспликации, требует специального анализа. Сознание обладает специфическим и неотемлимым качеством субъективной реальности (СР), которое представляет осознаваемые психические состояния индивида, удостоверяющие для него факт его существования (Декарт). Качество СР обозначается в аналитической философии и другими терминами: «ментальное» , «феноменальное» , «интроспективное» , «субъективный опыт» , «квалиа» . (Онтологическая проблема) Явления сознания могут адекватно описываться лишь средствами естественного языка, художественной литературы или с помощью философских и психологических терминов, выражающих понятия ценности, интенциональности, смысла. Однако последние не имеют прямых логических связей с основными понятиями естествознания, посредством которых описываются нейрофизиологические процессы, протекающие в головном мозге, функционирование отдельных его структур и целостная деятельность головного мозга как материальной системы. Сюда относятся понятия массы и энергии, всевозможные пространственные характеристики, понятия физической причинности и химического взаимодействия, которые не могут служить для описания феномена сознания. (Гносеологическая проблема) Суть проблемы «психика и мозг» заключается в выяснении двух главных вопросов: 1) Как объяснить связь явлений СР с мозговыми процессами, если первым нельзя приписывать физические, в том числе пространственные свойства, а вторые ими по необходимости обладают ? 2) Каким объяснить способность явлений СР служить причиной телесных изменений, если им нельзя приписывать физические свойства (массу, энергию и др. )? Можно поставить и третий вопрос: как объяснить феномен свободы воли в свете детерминированности мозговых процессов? В науке выделяются три разных концептуальных подхода к проблеме «сознание и мозг» : 1. Физикалистский п-д 2. Бихевиористский п-д 3. Информационно -функциональный п-д
Физикалистский подход (радикальный редукционизм, параллелистическое решение, материалистический монизм, биологизаторская коцепция). Методологический постулат: Психическая реальность не может быть выделена как самостоятельная, поэтому она должна быть описана как физическая или физиологическая. Все события и отношения, в том числе и ментальные, являются проявлениями физических событий и отношений. Психическое редуцируется к физиологии по типу биопсихохимических копий. Определённая комбинация этих копий даёт определённый образ (целостность идеального образа). В первой половине 20 века Рудольф Карнап разрабатывал универсальный язык науки ( «вещный язык» ), построенный на языке физики. Переживания субъекта элиминировались из научного дискурса. Сэр Джон Кэ рью Экклс (1903 — 1997) —австралийский нейрофизиолог. Знаменитый гомункулус Пенфилда - кукольник, дергающий за нитки сухожилий наши души, приводящий в движение наши кисти, лицо и язык – бог Нового времени! Уайлдер Грейвс Пенфилд (1891 — 1976) — канадский нейрохирург американского происхождения.
Проблема: 1) Для данного подхода невозможно сопоставить физические объекты с некоторыми феноменами психики. (Например: Бог, Душа, Дух, вера, любовь, интроекция, смысл, ценность, значение, интенциональность и др. ) 2) Элиминативизм противоречит интуиции человека о реальности его внутреннего Я! КАРНАП, РУДОЛЬФ (Carnap, Rudolf) (1891– 1970), американский философ немецкого происхождения, видный представитель логического позитивизма, внесший значительный вклад в развитие логики и философии науки. Сторонники данного подхода считают, что паранормальные явления не имеют места в физической реальности и не имеют объяснения, и речь может идти только о физическом поле.
Основные стратегии исследования: 1. Принципы и регулятивные идеалы «жесткого» физикализма (Б. Скиннер, Р. Карнап, У. Куайн, У. Селларс). • Всё в мире является физическим или имеет физическую основу. • Онтологическая посылка – тезис о «физической полноте Вселенной» , о ее «закрытости» для нефизического предполагает каузальный фундаментализм (исключение понятий: «непредсказуемые эмерджентные качества» , «жизненные силы» и т. п. ) • Базовой наукой считается физика, все другие области знания расцениваются как производные. (Эрнест Резерфорд: «Существует физика и существует коллекционирование марок» . ) • Подлинная онтология должна строится на знании базисных структур, составляющих физический мир. • Сознание и ментальные свойства должны быть встроены в каузальную физическую архитектуру Вселенной и объяснены физическими причинами, а не неизвестными науке силами вроде «велений души» или «внутренней активности самости» . Редукционизм противоречит факту, что люди с одинаковыми мозгами мыслят по-разному! 2. Функционализм. Сознание как нейтральные операции (Х. Патнэм, С. Шумейкер, Д. Деннет, Н. Блок, Ф. Дретчке, Дж. Фодор, Д. Челмерс) «Функционализм в философии сознания – доктрина, согласно которой нечто оказывается ментальным состоянием определенного типа не благодаря его внутренней конституции, но в зависимости от способа его функционирования или ролей, выполняемых им в системе, частью которой оно является» . Стэнфордская энциклопедия по философии. • Виды ментальных состояний следует считать не материальными или идеальными свойствами, а нейтральными функциональными состояниями ( «нейтральный характер функций» ). Природа состояний определяется не свойством носителя, а каузальными ролями в процессе поддержки рабочего состояния объекта. Ментальным состояниям приписывается каузальная действенность в инициативе поведения, а специфика функции ставится в зависимость от типа каузальной роли в сознательном процессе.
• Тезис о «множественной реализации» - указывает на изоморфизм систем, имеющих разные свойства и функции ( «прогонка» содержательных состояний сознания не обязательно осуществляется на материале мозга). Ключевые термины функционализма: «реализация» , «имплантация» , «воплощение» . • Сознание разделено на два уровня – «высший уровень» активных ментальных когнитивных свойств и «низший уровень» физических реализаторов. Сознание сопрягается только с с «высшей» - когнитивной (информационной или логической) компонентой, которая в принципе может быть выражена языковыми средствами (пропозициональными суждениями). Имея корни в физическом мире (в телесном мозге), эта компонента необходимо не связана с ним. Трудности: 1) Из теоретического описания сознания выпадает феноменальная компонента (квалиа), относящаяся к качественной, субъективной окрашенности сознательного опыта. Её невозможно отождествить с «логическим состоянием» или выразить в пропозициональных суждениях, и она не поддается компьютеризации. 2) Если свести состояния сознания к функциям, возникает вопрос об их онтологическом статусе: являются ли они материальными или нематериальными? 3. Супервентный физикализм – аномальная связь ментального и физического (Д. Дэвидсон). • Тезис о «супервентности» (от англ. “supervenience” – «действие, возникающие как следствие чегото другого» , «дополнение прежнего чем-то новым» ; в философии – «А-различие не может быть без Вразличия» . ) сводится в общей форме к тому, что процессы ментальной жизни целиком зависимы от телесных процессов и детерминированы ими: два существа не могут быть идентичными по своим ментальным свойствам и в то же время различаться по физическим свойствам. Вместе с тем супервентный тип зависсимости сознания от материи не требует его спецификации какимим-то законами, действующими для сферы физического. Соответственно не требуется и применение принципа редукции. Считается, что толкование зависимости как супервентности не противоречит материалистическому монизму ив то же время сохраняет специфику сознания.
Бихевиористский подход (параллелистическое решение, материалистический монизм, биологизаторская коцепция). Девизом бихевиоризма (от англ. behavior) стало понятие о деятельности как поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Категория деятельность в структурном смысле включает в себя – цель, задачу, операцию, мотив. Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально только то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, всё поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Джон Броадус Уотсон (1878— Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул — реакция» (S-R). 1958) Лидер бихевиоризма. Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы — будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.
Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, то есть к любому приобретению знаний, умений, навыков — не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение — более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R). Бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и закономерности развития человека. Эту идею взял на вооружение Карл Маркс. В эмоции, по Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом — в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха). Проблема: Как включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу? Например: В чем смысл любви, дружбы? Как объяснить экзистенциальные переживания – одиночество, тоска, абсурд, страх? Категория деятельность не в состоянии объяснить самые глубинные феномены психики, которые связаны со смыслом, со значением, переживанием! Ива н Петро вич Па влов (1849 — 1936) — физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» .
Информационно-функциональный подход (дуализм, психофизическое взаимодействие) Методологические постулаты: 1. Информация необходимо воплощена в своем физическом (материальном) носителе, который является определенной кодовой формой ее существования. 2. Информация инвариантна по отношению к физическим свойствам своего носителя, т. е. может кодироваться по-разному ( «принцип инвариантности» ). ИНФОРМАЦИЯ Содержание (семантика, идеальные процессы) Смысловой код Материальный носитель (мозг) инвариантность Мозговой код 3. Явления СР могут интерпретироваться в качестве информации (В силу интенциональности явлений СР, их «содержательности» ; ни одно из них не бывает «пустым» !) Но рберт Ви нер (Norbert Wiener, 1894 — 1964) — американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интелекта. «Индивидуальность — это пламя, а не камень; форма, а не материальное наполнение. Эта форма может быть передана по каналам связи, изменена или скопирована» .
1. Явление СР связано с определенным мозговым процессом как информация со своим носителем. Это особый тип функциональной связи, отличающийся от причинной связи. Например: Я сейчас вижу дерево за окном. Переживаемый мной образ дерева есть явление СР (обозначим его О), его носителем (согласно современным представлениям) является определенная мозговая нейродинамическая система (обозначим ее Х). Связь О и Х является функциональной, она специфична в том плане, что О и Х есть явления одновременные и однопричинные, они находятся в отношении взаимооднозначного соответствия. Такой тип функциональной связи можно назвать кодовой зависимостью. Х является кодом О. Поэтому нейрофизиологическое объяснение данного явления СР О состоит в расшифровке его нейродинамического кода Х. Задача такого рода отличается в ряде отношений от задач классического естествознания, так как носит герменевтический характер, она поставлена уже наукой (вслед за расшифровкой кода ДНК и генома человека). Говорить о пространственной локализации явления СР можно лишь в том смысле, что оно воплощено в определенном нейродинамическом коде. Что означает задача расшифровки кода? Поскольку информация существует исключительно в кодовой форме, это может означать лишь одно: преобразование непонятного для данной системы кода в понятный. А постольку существует два типа кодов: 1) «естественные» и 2) «чуждые» . «Естественные» коды – непосредственно «понятны» той системе, которой они адресованы, «прозрачны» для нее, не требуют операций декодирования (слово «дерево» сразу понятно человеку хорошо знающему русский язык, ему не нужно специально (сознательно) анализировать физические и структурные свойства этого кодового объекта и т. п. ). Информация в форме естественного кода «готова» для управления. «Чуждые» коды – требуют декодирования. Но это означает не что иное, как преобразование «чуждого» кода в «естественный» код. После того как найден и закреплен способ такого преобразования, «чуждый» код становится для самоорганизующейся системы «естественным» , что знаменует акт ее развития. В самоорганизующейся системе существует «первичные» , фундаментальные коды (например, код ДНК, частотно-импульсный код в нервной системе), над которыми настраиваются в процессе филогенеза и онтогенеза новые кодовые зависимости.
В явлениях СР личности дана информация , так сказать, в «чистом» виде (т. е. те мозговые коды, в которых воплощены явления СР, нами не ощущаются, не отображаются). Этот фундаментальный факт нашей психической организации объясняется тем что, в силу посылки (2) у живых существ для приспособления к среде развивалась в процессе эволюции способность приобретения информации и эффективного оперирования ею, а отображение носителя информации оказывалось для этой цели не существенным и потому не развивалось. На основе этого принципа объясняется и сам факт субъективного переживания – почему объективно существующие в мозгу нейродинамические коды переживается в качестве образов, мыслей и т. п. , которых в мозгу нельзя обнаружить самих по себе. Расшифровка мозговых кодов явлений СР – реальная научная задача. В этой области уже сейчас достигнуты значительные результаты. Ее решение способно вызвать судьбоносные для земной цивилизации последствия как позитивного, так и негативного характера. Если мозговые коды явлений СР будут в существенной степени расшифрованы, то это поставит нас перед лицом чрезвычайных рисков, так как затронет фундаментальный принцип социальной самоорганизации – относительную «закрытость» внутреннего, субъективного мира личности. Будет нарушено неотъемлемое право личности: «открывать» другому свои мысли, намерения, чувства и т. п. лишь по своей воле. Кто, как, зачем станет «открывать» другого? Каковы могут быть социальные и иные последствия этого? 2. Явление СР способно выступать причиной телесных изменений в качестве информационной причины. Ее отличие от физической причины определяется принципом инвариантности: причинный эффект (цель, процесс и результат производимого действия) вызывается тут именно информацией на основе сложившейся кодовой зависимости, а не самими по себе конкретными физическими свойствами носителя данной информации, поскольку они могут быть разными. Психическая причинность есть вид информационной причинности, и важно подчеркнуть, что она ни в коей мере не затрагивает принцип физической причинности. В самоорганизующихся системах именно информация служит фактором управления. Явление СР способно выступать не только причиной телесных изменений, но и причиной других явлений СР (когда, например, одна мысль влечет другую и т. п. ). Феноменологическим центром активности здесь выступает наше Я.
Но если я могу по своей воле оперировать своими явлениями СР, то это равносильно, что я могу по своей воле оперировать их нейродинамическими кодами, т. е. управлять некоторым классом своих мозговых нейродинамических систем, а это означает , что Я представляет особую самоорганизующуюся подсистему головного мозга. Эго-система образует высший уровень мозговой самоорганизации самоуправления; именно на этом уровне функционируют кодовые структуры типа Х. Она охватывает не только сферу сознательных, но и сферу бессознательных психических процессов, регулирует их взаимодействие. Только в контурах эго-системы информационные процессы приобретают качество СР, что связано со специфическими кодовыми преобразованиями. Эти кодовые преобразования представляют, в частности, и уникальные особенности эго-системы (и, значит, личностные особенности индивида), в том числе и такой Ро джер Уо лкотт Спе рри личностный параметр как волеизявление. (1913 — 1994) — Таким образом, акт свободы воли есть акт самодетерминации. Сила воли есть сознательное, целеустремленное поддержание психического напряжения, т. е. особого режима собственной мозговой деятельности, высокой энергетики и жесткой направленности нейродинамических кодовых преобразований. Рассмотрение задач и результатов исследований в области психофизиологической проблематики, которые интенсивно ведутся в многих крупнейших западных научных центров, позволяет говорить о сравнительно новом направлении в когнитивных науках – нейрокриптологии. американский нейропсихолог, профессор психобиологии, олучивший п в 1981 году вместе с Дэвидом Хьюбелом и Торстеном Визелом Нобелевскую премию по физиологии и медицине "за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга".
Мозг состоит из очень большого числа (приблизительно 10, 000, 000) нейронов, соединенных многочисленными связями (в среднем несколько тысяч связей на один нейрон). Нейроны - это специализированные клетки, способные распространять электрохимические сигналы. Нейрон имеет разветвленную структуру ввода информации (дендриты), ядро и разветвляющийся выход (аксон). Аксоны клетки соединяются с дендритами других клеток с помощью синапсов. При активации нейрон посылает электрохимический сигнал по своему аксону. Через синапсы этот сигнал достигает других нейронов, которые могут в свою очередь активироваться. Нейрон активируется тогда, когда суммарный уровень сигналов, пришедших в его ядро из дендритов, превысит определенный уровень (порог активации). «Диоды» из нейронов, созданные израильскими исследователями (иллюстрация из журнала Nature Physics)
Проблема сознания .pptx