проблема смерти человека в разных культурах.pptx
- Количество слайдов: 20
Проблема смерти человека в разных культурах Презентацию подготовили Дорофеева Дарья, Ефремова Ирина, гр. Соц-21
СМЕРТЬ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Игра расположена в начале линии жизни, любовь – на ее вершине, смерть – в конце. Смерть – не просто «событие» , но и «бытийное» постижение человека своей смертности.
Отношение к смерти входит в содержание многих философских доктрин, является предметом крупных научных направлений в психологии, психиатрии, антропологии и демографии. В рамках феноменологической социологии смерть понимается как одна из пяти основных экзистенциальных констант
Смерть – природный, внекультурный феномен Вопрос смерти в Древнем Египте
Вопрос смерти на Востоке (Япония)
Вопрос смерти в Индии
Вопрос смерти в Древней Греции
В эпоху Возрождения и Просвещения акцент в вопросе о смерти начинает переноситься из сферы в область разума и материалистического понимания. В XIX столетии появляется понятие сверхчеловек, который определяет судьбу человека как горизонт человеческого бытия. (Ницше)
По Ницше есть два уровня самоотождествления человека: 1. с наличным Я (ориентированным на «здесь и теперь» ) 2. с полным Я (возвращением к своей судьбе)
Два направления изучения смерти: 1. философское (позволяет определить место человека в повседневном и трансцендентном мирах ) 2. социологическое
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЙ Р. Моуди среди людей, которые получали предсмертный «опыт» , выделяет три категории своих пациентов: 1) люди, которых врачи считали или объявили клинические мертвыми и которые были реанимированы; 2) люди, которые были близки к состоянию физической смерти; 3) люди, которые находились при смерти и рассказывали о своих ощущениях другим, находившихся рядом.
Этапы и события во время умирания: невыразимость состояния словами; люди способны слышать происходящее; появляется ощущение покоя и мира; иногда слышен неприятный жужжащий шум; ощущается движение по тоннелю; ощущение себя вне тела; VI. происходит встреча с другими, помогающими умирающему перейти в новое состояние; VII. иногда появляется ощущение светящегося существа, чередой мелькают картины прошлого. I. III. IV. V.
ЖИЗНЬ КАК СОПРОТИВЛЕНИЕ СМЕРТИ. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. Два основных инстинкта человека (по З. Фрейду): 1. танатос (инстинкт смерти), связан с самосохранением жизни; 2. эрос (инстинкт жизни), связан с ее активностью.
Борьба со смертью проявляется в следующих формах: 1. При понимании смерти как момента перехода живого организма в состояние мертвого тела борьба ведется в двух формах: а) реанимация; б) эвтаназия.
2. При понимании смерти как акта окончательного исчезновения сознания (души) человека. Сопротивление ей проявляется в формах: а) мифологических и религиозных идей о переселении души; б) идей и ценностей светской культуры о сосредоточении жизненных усилий человека на «потусторонней» жизни, идей о продолжении себя в своих земных делах и потомках.
3. При понимании смерти как процесса умирания (старения, дряхления организма). Сопротивление смерти проявляется в формах: а) сохранения и укрепления индивидуального здоровья, физического и психического; б) развитие физической культуры и спорта; в) развитие экологической культуры.
В социально-антропологическом смысле решающими факторами отдаления смерти, сопротивления ей являются: 1. функционирование системы здравоохранения общества и развитие медицинской науки;
2. формирование жизнеспособных поколений, грамотно и естественно адаптирующихся к изменениям во всех сферах жизни;
3. обеспечение мира между народами внутри страны и мирное сосуществование народов на Земле.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
проблема смерти человека в разных культурах.pptx