Русск __Игровая_Труд_Фрейд.ppt
- Количество слайдов: 25
Проблема происхождения культуры 1. Трудовая концепция происхождения культуры. 2. Игровая концепция происхождения культуры Й. Хейзинги. 3. Психоаналитическая концепция происхождения культуры З. Фрейда.
Трудовая концепция происхождения культуры Основная идея - исключительное значение труда в происхождении культуры
Определение труда “Труд есть прежде всего процесс, в котором человек собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой” К. Маркс Капитал
“Труд есть первое и основное условие всей человеческой жизни… труд создал самого человека» Ф. Энгельс Диалектика природы
Условия возникновения культуры изготовление орудий труда и их дальнейшее совершенствование формирование и развитие сознания возникновения языка совместная деятельность порождает человеческое общество и культуру
основные составляющие культурогенеза: труд сознание человек социальность формируются одновременно, выступая одновременно и предпосылками, и следствиями
Видные исследователи роли игры в происхождении и развитии культуры Платон: «Человек - это какая-то выдуманная игрушка бога и по существу это стало наилучшим его назначением. Надо жить, играя» В игре человек освобожден от житейских нужд и мира земных вещей и предается «прекраснейшим играм» , уподобляясь в них самим богам.
И. Кант Игра – необходимое условие художественного творчества. Искусство – «свободна игра познавательных способностей, игра душевных сил - воображения и разума - которая сама по себе доставляет удовольствие»
Ф. Шиллер Способность к игре - сущностное свойство человека: “Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» . игра - наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил.
О. Финк Игра - важнейший феномен человеческого бытия среди других — смерти, труда, господства и любви Основание игры - фантазия как способ оперирования воображаемым Связь игры с творчеством Присуща только человеку
Классическая концепция игрового происхождения культуры Йохан Хейзинга (1872 - 1945 ) - нидерландский философ, историк, исследователь культуры
Основная идея концепции “Homo ludens” (“Человек играющий”) Именно игра, а не труд – формообразующий фактор культуры
Универсальный характер игры Игра предшествует культуре все основные черты игры уже присутствуют в игре животных
Признаки игры свободная деятельность, не может носить принудительного характера, осуществляться по приказу, ради чего-то “Игра есть некое излишество, она не диктуется физической необходимостью, она не есть задание, она протекает в свободное время»
Признаки игры самоцельность - смысл заключается в ней самой игра – вымысел, виртуальная реальность, противостоит реальности, обыденности “Игра не есть “обыденная” жизнь и жизнь как таковая”
Признаки игры ограниченность – осуществляется в определенных временных и пространственных рамках; после окончания игры виртуальная реальность исчезает и все возвращается в реальный мир Структурная упорядоченность, наличие правил
Признаки игры как источник реализации возможностей человека, так и риск. Отсюда – увлеченность, азарт, надежда на успех
Определение игры (Хейзинга) “Добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени, по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия» , нежели обыденная жизнь»
Всеохватывающий характер игры «Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры» ( «Homo ludens» )
Перспективы развития культуры Кризисное состояние европейской культуры в связи с почти полной утратой ею игрового элемента, утрачивается равновесие между духовными и материальными ценностями. Основа успешного развития культуры – сохранение в ней игрового измерения
Информация к размышлению «Весь мир — театр, в нём женщины, мужчины — все актеры» Как Вы понимаете известное высказывание У. Шекспира? В своих ответах Вы имеете возможность использовать багатый литературный материал, в частности – произведение С. Моема “Театр”, а также свой жизненный опыт.
Психоаналитическая концепция происхождения культуры З. Фрейда З. Фрейд (1856 -1939) — австрийский психолог и психиатр, основоположник психоанализа, разработал собственную концепцию происхождения и сущности культуры Основные роботы: “Тотем и табу”, “Я и Оно”, “Неудовлетворенность в культуре”
Основные идеи исключительное влияние неосознанных импульсов на поведение человека; антагонизм между природным началом в человеке и культурой; выделение основных элементов психического аппарата человека
три уровня психики человека сфера сверх-Я социокультурная реальность, внутренний центр человека, воплощается в общественных нормах и требованиях; сфера Я - разум, сознание; сфера Оно неосознаваемые импульсы, исходящие Из биологических инстинктов и влечений человека. сверх Я Я Оно
Основные категории психоанализа Бессознательное - особая иррациональная сила, обусловленная могучей энергией либидо Либидо (от лат. – желание, влечение) – энергия желаний, половых инстинктов, вытесняемая в сферу бессознательного Сублимация - процесс замены запрещенных влечений целями более “высокими”, на достижение которых и растрачивается энергия либидо
Русск __Игровая_Труд_Фрейд.ppt