Проблема познания в философии Платона.pptx
- Количество слайдов: 17
Проблема познания в философии Платона
"Учителем человечества" называют представителя античной классики – Платона. Точная дата рождения его неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428— 427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.
Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. , Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.
После смерти Сократа в 399 г. до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399— 389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. «Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузского основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления» [4] В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.
Теория познания Платона
Познание – это «приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира, совокупность знаний в какой-нибудь области» Познание – это усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. В философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто» .
В познании всегда содержится узнавание. Новое, которое не зависит от внутреннего и внешнего опыта может иметь место только в виде творческой фантазии. В этом отношении как мне кажется, Платон преуспел. С представлением Платона о природе души связано его понимание познания. Душа и тело, как считает Платон, противоположны. Платон считал, что человек, как существо телесное, смертен. Бессмертной является его душа.
Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).
Если тело является темницей души, то сама душа является бессмертной сущностью, которая вселилась в телесную оболочку. Даже под бременем тела на Земле, вдали от занебесной области, душа хранит истинное знание. Это воспоминание о чувственном бытии, которое она созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их.
Идеи по Платону – вечны и совершенны и неизменны. Бытие человека подобно мрачной пещере с небольшим выходом в ослепительный мир идей.
Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания – это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т. е. познавать. Платон отличал знание от субъективного ощущения.
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.
Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым — уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.
Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению. Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере» )
Платон внес вклад во многие сферы философии, и его идеи оказали разностороннее влияние на западную социальную мысль, например, на политическую науку и теории образования. Его последователи в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.
«Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся чтонибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока» . Платон
Проблема познания в философии Платона.pptx