Гносеология.ppt
- Количество слайдов: 15
Проблема познания в философии
Гносеология (от греч. gnosis — познание, logos - учение) Раздел философии, изучающий проблемы познания
Основные вопросы гносеологии § проблемы природы познания и его возможностей, § отношения знания к реальности, § исследуются всеобщие предпосылки познания, § изучающий источники, формы и методы научного познания, § выявляются условия его достоверности и истинности и др.
Философские подходы по отношению к вопросу о возможности познания § Агностицизм – философская позиция, в соответствии с которой познание окружающего мира невозможно (солипсизм Беркли и Юма). § Скептицизм - познание окружающего мира в принципе возможно, но человеческий разум слишком для этого ограничен (Кант) § Гносеологический оптимизм – познание окружающего мира возможно (большинство философов).
История вопроса
Протагор (491 -481 – к. Vвв. До н. э. ) «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют. И в том, что они не существуют» . Всё относительно, нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Мудрец – это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное.
Сократ (к 470/469 – 399 гг. до н. э. ) Исследовал вопросы духа, сознания человека. Лучшей формой философствования является живая беседа в форме диалога «майевтика» . Принцип «Я знаю, что ничего не знаю» .
Средневековье характеризуется схоластическим стилем мышления Схоластический - формальный, оторванный от жизни и опыта (книжн. ).
Уильям Оккам Говорил о пропасти между разумом и верой. Есть что-то нечестное в попытках рационально обосновать Откровение. Мир разведен на мир божественного и мир множественного. Мир состоит из индивидуальных элементов. Реально лишь индивидуальное, универсалии не существуют. Принцип «Бритва Оккама» : не следует умножать сущности сверх необходимости. У него это метафизические построения.
Френсис Бэкон - учение об «идолах» или призраках познания. § Идолы рода – присущи всем людям, т. к. они примешивают к природе познаваемых вещей природу своего духа. § Идолы пещеры – индивидуальные особенности каждого человека: особенности воспитания, психологии и пр. § Идолы рынка – возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка» . § Идолы театра – доверие или поклонение тем или иным научным авторитетам.
Основные пути познания: § «Путь паука» схоластический стиль мышления. § «Путь муравья» акцент на фактах, без умения увидеть общее. § «Путь пчелы» сочетает достоинства первых и вторых.
Правила дедуктивного метода Р. Декарта: § Начинать с простого и очевидного, чтобы не было никакой возможности сомневаться в исходных посылках. § Путем дедукции получать всё более сложные суждения. § Действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, т. е. постоянно сохранять непрерывность цепи умозаключений. § Критерием истины следует считать интуицию, с помощью которой усматриваются первые начала знаний, и правильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них. § Расчленять проблему на составные ее частные проблемы и задачи.
Особенности философии эпохи Просвещения § Философские идеи пропагандируются более широко, т. к. создаются на языке народа, которому принадлежит философ. § Значительное развитие получает материализм и атеизм во взглядах на объяснение явлений природы. § Лозунг эпохи П. «Дерзай пользоваться своим разумом» . § Главная цель – необходимость пересмотра знания от интеллектуальных предрассудков и метафизических догм. § Вера в прогресс человечества.
И. Кант - Антиномии чистого разума 1. 2. 3. 4. Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не имеет начало во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени и пространстве. Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого. Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения мира явления необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы. К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Нигде нет никакой безусловно необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира – как его причина.
Основные школы философии ХХ века § Сциентистские: неопозитивизм и постпозитивизм, прагматизм, аналитическая философия и пр. § Антисциентистские: психоанализ, феноменология, философия жизни, герменевтика, феноменология, экзистенциализм и пр.
Гносеология.ppt