Скачать презентацию Проблема познания в философии Гносеология философская теория Скачать презентацию Проблема познания в философии Гносеология философская теория

Тема 3. Теория познания. Презентация.ppt

  • Количество слайдов: 25

Проблема познания в философии Гносеология – философская теория познания, учение об истине и путях Проблема познания в философии Гносеология – философская теория познания, учение об истине и путях ее достижения

Рассмотрим следующие вопросы: 1. Основные гносеологические концепции в истории философии. 2. Проблема объекта и Рассмотрим следующие вопросы: 1. Основные гносеологические концепции в истории философии. 2. Проблема объекта и субъекта познания. 3. Многообразие видов знания. Критерии научности знания. 4. Понятие и основные концепции истины.

Две позиции по вопросу о возможности познания мира: • Скептицизм – отрицание истинности любого Две позиции по вопросу о возможности познания мира: • Скептицизм – отрицание истинности любого познания. Относительно любого суждения можно высказать противоположное, следовательно, всеобщего знания не существует (Пиррон, Тимон, Юм, Декарт). • Агностицизм – отрицание возможности познания сущности вещей (но не познавательной деятельности вообще), признание границ человеческого познания (Кант).

Теоретико-познавательные концепции • Наивный реализм • Натурализм • Праксеологические теории: прагматизм, диалектический материализм • Теоретико-познавательные концепции • Наивный реализм • Натурализм • Праксеологические теории: прагматизм, диалектический материализм • Идеалистические концепции • Имманентистские концепции • Трансцендентальные концепции • Неокантианство и феноменология

Гносеология И. Канта «Критика чистого разума» 1. Идея активности субъекта 2. Как возможны всеобщие Гносеология И. Канта «Критика чистого разума» 1. Идея активности субъекта 2. Как возможны всеобщие и необходимые суждения в математике и естествознании? • 1 тип суждений – аналитические (Прямоугольный треугольник есть треугольник) • 2 тип суждений – синтетические апостериорные строятся на основе опыта, выражают единичное, а не всеобщее (Наполеон – великий полководец)

Гносеология И. Канта • 3 тип суждений – синтетические априорные (доопытные), всеобщие необходимые суждение Гносеология И. Канта • 3 тип суждений – синтетические априорные (доопытные), всеобщие необходимые суждение в математике и науке. • Пространство и время – априорные формы чувственного созерцания, присущие не вещам, а субъекту. • Следовательно, мир делится на: мир «вещей в себе» и мир явлений.

Гносеология И. Канта • «вещь в себе» явление Вне пространства в пространстве и времени Гносеология И. Канта • «вещь в себе» явление Вне пространства в пространстве и времени • Агностицизм как следствие двойственной позиции: материализм и субъективный идеализм

Гносеология И. Канта Всеобщие суждения в естествознании возможны в связи с деятельностью Ø рассудка: Гносеология И. Канта Всеобщие суждения в естествознании возможны в связи с деятельностью Ø рассудка: априорные категории (количество, качество, отношение и модальность) Ø разума: способность к суждениям и умозаключениям Активность субъекта заключается в конструировании объекта своего восприятия и познании содержания, которое сам в него вложил

Гносеология И. Канта Если пространственно-временные характеристики прикладываются к миру «вещей в себе» , «чистый» Гносеология И. Канта Если пространственно-временные характеристики прикладываются к миру «вещей в себе» , «чистый» разум сталкивается с противоречиями (антиномиями): • Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; мир не имеет начало во времени и безграничен в пространстве • Каждая сложная субстанция состоит из частей; не состоит из частей

Гносеология И. Канта • В мире все причинно обусловлено; помимо причинной обусловленности существует свобода Гносеология И. Канта • В мире все причинно обусловлено; помимо причинной обусловленности существует свобода • Бог существует как необходимость; Бог не существует как необходимость Учение о трансцендентальном (доопытном) единстве апперцепции (восприятии): многообразие чувственного восприятия предметов доопытно, вследствие чего человек изначально воспринимает предмет как целостность

Объект познания • Объект – то, на что направлена активность познающего субъекта, что попадает Объект познания • Объект – то, на что направлена активность познающего субъекта, что попадает в сферу исследования. • Гносеологическое и собственное развитие объекта. Принцип единства исторического и логического. • Специфика познания социальноисторических объектов.

Субъект познания • Субъект познания – наделенный сознанием и творческими способностями человек, включенный в Субъект познания • Субъект познания – наделенный сознанием и творческими способностями человек, включенный в систему социокультурных связей, деятельность которого направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта. • Понятие трансцендентального субъекта. • Коллективный субъект познания.

Сущность, основные типы знаний • Знание – зафиксированные в познавательном образе субъекта существенные черты Сущность, основные типы знаний • Знание – зафиксированные в познавательном образе субъекта существенные черты и закономерности познаваемого объекта. • Многообразие видов знания обусловлено: - спецификой познаваемых объектов; - различием в методах познания; - своеобразием сохранения и передачи познанной информации.

Типология знания • Согласно внутренней логики развития гносеологии: практическое, духовнопрактическое, теоретическое знание. • Явное Типология знания • Согласно внутренней логики развития гносеологии: практическое, духовнопрактическое, теоретическое знание. • Явное и неявное знание. • По сферам деятельности: научное, философское, религиозное, обыденное, техническое, художественное.

Формы вненаучного знания • • Ненаучное Донаучное Паранаучное Лженаучное Квазинаучное Антинаучное Псевдонаучное Формы вненаучного знания • • Ненаучное Донаучное Паранаучное Лженаучное Квазинаучное Антинаучное Псевдонаучное

Все виды знания включают: • Моменты опосредованного и непосредственного; • Элементы личного и безличного; Все виды знания включают: • Моменты опосредованного и непосредственного; • Элементы личного и безличного; • Моменты явного и неявного содержания.

Критерии выделения научного знания в классической гносеологии • Рациональная обоснованность, доказательность • Нацеленность на Критерии выделения научного знания в классической гносеологии • Рациональная обоснованность, доказательность • Нацеленность на познание сущности и закономерностей развития объекта • Особая организация знания согласно определенным принципам в виде теоретической системы • Проверяемость на практике

Два уровня научного познания • Эмпирический: сбор, систематизация, классификация эмпирического материала, выявление внешних связей Два уровня научного познания • Эмпирический: сбор, систематизация, классификация эмпирического материала, выявление внешних связей и отношений изучаемого объекта. Форма знания – научный факт. • Теоретический: выявление внутренних связей и отношений, закономерностей познаваемого объекта. Формы знания – гипотеза и теория.

Методы познания • Метод – система правил, принципов и операций, применяемых в познавательной деятельности. Методы познания • Метод – система правил, принципов и операций, применяемых в познавательной деятельности. • Частные и общенаучные методы • Эмпирические и теоретические методы • Общелогические методы • Философские методы • Междисциплинарные методы

Понятие истины в философии • Онтологический уровень: истина – свойство самого бытия; подлинное бытие, Понятие истины в философии • Онтологический уровень: истина – свойство самого бытия; подлинное бытие, противостоящее иллюзорному. • Логический уровень: истина тождественна «правильности» , «корректности» , «достоверности» . • Ценностный уровень: истина как правда, правота, ценностно продуманная и прочувствованная.

Гносеологический уровень • Истина – содержательная характеристика человеческих знаний, объективное содержание знания, не зависящее Гносеологический уровень • Истина – содержательная характеристика человеческих знаний, объективное содержание знания, не зависящее от человека и человечества. • Истина – мнение – ложь – заблуждение • Принцип конкретности истины: истина имеет предметные границы, выходя за которые, трансформируется в заблуждение.

Теории истины • Корреспондентская – знание соответствует объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Бэкон, Теории истины • Корреспондентская – знание соответствует объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Бэкон, Спиноза и т. д. ) • Когерентная – знание соответствует имманентным характеристикам идеальной сферы, логически дедуцируется из аксиом некоторой непротиворечивой теории.

Теории истины • Прагматическая – знание истинно, если его практическое использование ведет к достижению Теории истины • Прагматическая – знание истинно, если его практическое использование ведет к достижению цели. • Конвенциональная – знание истинно на основе принятых соглашений (определений).

Критерии истины • Критерий истины – разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание либо как истинное, Критерии истины • Критерий истины – разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание либо как истинное, либо как ложное. • Общественно-историческая практика • Эмпирические критерии: эксперимент, принципы верификации и фальсификации • Логические критерии: непротиворечивость, критерий независимости аксиом, критерий полноты теории

Теоретические критерии • Критерий внутренней и внешней когерентности знания, т. е. системной упорядоченности и Теоретические критерии • Критерий внутренней и внешней когерентности знания, т. е. системной упорядоченности и внутренней согласованности, а также согласованности с фундаментальным знанием в науке • Критерий простоты теории: решение проблемы наиболее экономным и рациональным способом • Критерий красоты теории: стройность, неординарность, эффектность