Культура.ppt
- Количество слайдов: 60
Проблема определения культуры: n n n Современный термин «культура» восходит к латинскому colere: Возделывать; Обрабатывать; cult: n n Почитание; Поклонение.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О КУЛЬТУРЕ Цицерон, «Тускуланские беседы» : «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. Возделывание души – философия: она выпалывает в душе пороки , приготовляет души…» В 18 в. слово культура становится философским понятием. Идея культуры как обобщенного обозначения отличия человека от всего остального мира.
И. Г. Гердер (1744 -1803) – один из первых ученых, кто ввел в научный оборот термин «культура» . В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство, а исторический процесс «после сотворения человека становится историей человеческого рода, проходящего различные культурные ступени на пути к совершенному и неизменному гуманному состоянию» .
КУЛЬТУРА: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Культура - всё, что создано человеком. Определение строится на оппозиции «естественный – искусственный» , разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение ( «натура» ) и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура). Антропологический подход максимально расширяет сферу феномена культуры, включая в неё всё, что связано с воздействием человека. Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860 -е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления
КУЛЬТУРА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Аксиологический — означает «ценностный» Культура - совокупность выдающихся произведений человеческой деятельности Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в неё одни позитивно-значимые ценности.
КУЛЬТУРА: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Отказ от принципа историзма, то есть признания "развития" в том или ином виде; Отказ, следовательно, и от эволюционизма; Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, "структур" - они одинаковы для всех обществ, народов, культур. Существуют общие функции во всех культурах. Они образуют "функциональное единство" культур. Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определённой потребности, функции. Единство общества обеспечивается единством его культуры, производством и воспроизводством функций (ритуал, нормы, традиции и т. д. ). А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард и др. (США), а также Б. Малиновски, А. Радклиф-Браун (Англия) и др.
КУЛЬТУРА: ИНФОРМАЦИОННОСЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Культура — социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств; Культура как мир артефактов, мир смыслов (знания, ценности, регулятивы), мир знаков.
КУЛЬТУРА: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Культура как способ деятельности, как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. (Э. С. Маркарян) Культура является процессом творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса. Здесь внимание акцентируется на том, что культура дает возможность человеку родиться «второй раз» .
КУЛЬТУРА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Культура как система, сложноорганизованное бытийное целое. (М. С. Каган, Л. А. Закс). Системный подход — общенаучный метод, направленный на познание механизма интеграции систем как целостных образований - При этом учитывается, что каждая система выступает как элемент более высокой системы. Культура представляет собой одну из самых сложных систем, сверхсистему, элементами которой являются подсистемы — отдельные культурные сферы (материальная , духовная культура). Каждая из них может также рассматриваться как самостоятельная система. Системный подход характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов).
Три смысла понятия «культура» n n n Культура есть граница, отделяющая природное бытие от социального бытия; Понятием «культура» выражаются сущностные признаки именно социального бытия; Культура определяется как внеприродный канал социального наследования. Специфика культуры состоит в том , что она свидетельствует, в какой мере человек стал для себя и для других человеком, как он ощущает и осознает себя таковым. Культура является качественной характеристикой развития человека и общества.
Природой в широком смысле слова называют все объективно существующее, т. е. понятие «природа» предельным образом приближено к понятию «материальный мир» ; n Словом «культура» в самом общем виде обозначают границу, которая отделяет природное бытие от социального бытия. В данном контексте культура объемлет всю полноту собственно человеческого, а не природного существования. n
Оппозиция cultura - natura Природа Культура возникающее само собой созданное человеком естественное искусственное врожденное приобретенное
Культурный ландшафт Церковь Покрова на Нерли – пример идеального сочетания архитектуры и природы
Основные этапы взаимоотношений в системе «природа-человек-культура» 1. Первобытная эпоха – человек ощущает себя органической частью природы. 2. Аграрный этап – характеризуется бережным отношением к природе, пониманием процессов, в ней происходящих, почитанием ее производящих сил. 3. Техногенный этап – характеризуется дистанцированием человека от природы, усилением прагматически-утилитарной установки в отношении к природе. 4. Современный этап – период становления планетарной этики с принципом личной ответственности за все живое и отказом от идеи антропоцентризма.
Культура в обрамлении природных процессов: n n n Культура на фоне природы обнаруживает структурность и упорядоченность: действующие в природе силы рисуются лишенными меры. Человек создает особый мир вещей, инструментов, живых и действующих сил, наделенных связью, последовательностями и соответствиями; Разделение мира на культурный и дикий переносится на понимание человеческого сообщества: это деление фиксировало различие между «своими» и «чужими» ( отождествление своего с «культурным» , а «чужого» с «диким» )
«Естественный порядок» природы – образец для культуры Нового времени. n n n Природа это – простая мера, которой следует подражать, законосообразность, которую можно разуметь; Природа - внешний масштаб для характеристики и оценки культуры; Стремление к естественному порядку вещей доминирует и в научном познании и в устроении общественной жизни.
Натуралистическая модель сформировалась в философии Просвещения, рассматривала культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека» , видела в ней человеческое продолжение природы. Французские просветители вместо понятия культура использовали понятие цивилизации = проект идеального социального устройства, основанного на разуме, справедливости и нравственности. Немецкие просветители связывали понятие культуры с личностным развитием человека, а понятие цивилизация применяли для характеристики социально-политической
Двоящиеся образы природы и культуры: n n Образ природы раздваивался: на тот, что воспринимался чувствами и познавался с помощью логики и тот, что этим культурным средствами не «поддавался» , оставался непроницаемым для культуры и поэтому еще более притягательным. Двоился и образ культуры: на виду была культура стандартов и норм ( во многом близкая к природе), скрытой оставалась культура потенциальная, творческая, не реализуемая через стандарты.
Классическая модель культуры сложилась в ХIХ в. Отказ от натуралистических тенденций. Человек – субъект культуры – провозглашается свободным от религиозной и природной зависимости , творцом культуры. В основе данной модели лежат принципы романтизма, гуманизма, рационализма, историзма (идея прогресса), европоцентризма. Культура - не только совокупность результатов, но и сам процесс человеческой деятельности, направленный на создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека.
Возможны два образа природы и два образа культуры: n n n Природа – это действительность, понятая посредством обобщений, отвлекающихся от конкретно-индивидуальных особенностей предметов. Это конструкт , получаемый в результате использования абстрактно-общих понятий, причинноследственных зависимостей; Культура – это действительность, выявляемая индивидуализирующим подходом, т. е. представленная в ее уникальных, неповторимых , единичных образцах; Один и тот же объект может быть трактован и как объект природы и как культурная индивидуальность.
(модернистская) модель возникает в ХХ в. Реакция на трудности рационалистического познания культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в ее изучении, сомнения в линейной прогрессивности развития культуры. Ориентируется на повседневную жизнь человека, рассматривает культурную реальность как объект переживания, а не рационального осмысления. Для модернистской модели культуры характерны пессимизм, идея абсурдности бытия, отказ от систематизации и упорядоченного моделирования мира
Постмодернистская модель культуры n Отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности. n Она основывается на постулате о бесперспективности попыток творческого преобразования мира, на установке отказа от попыток его систематизации, сводимости всех проявлений культуры к какойто первооснове, акцентируя
n n n n n Постмодернизм получил статус философской концепции после выхода работы Ж. -Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» Метод деконструкции обосновал Ж. Деррида Ключевые понятия постмодернизма: деконструкция симулякр ризома Принципы постмодернизма: цитатность отрицание объективных оснований истины плюрализм Главный объект постмодернизма: текст
Основой концепции природы является экологическая проблематика. n n n Преодоление традиционного дуализма природного и культурного; Понимание того, что культура является одной из систем природы; Уяснение сути экологической проблемы как проблемы культуры. Дисбаланс культуры и внешнего окружения – это результат деятельности самих людей, их организации.
Ноосфера по Владимиру Ивановичу Вернадскому это качественно новый этап в развитии биосферы, при котором определяющим фактором глобального развития становится разумная деятельность человека.
коэволюция n n n Условия, необходимые для обеспечения коэволюции Природы и Общества, а коллективная воля людей - для их реализации, т. е. для обеспечения пути в эпоху ноосферы. Эти необходимые условия получили название экологического императива. Он стал обозначать ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах. Термин "коэволюция" означал такое поведение человека, которое имело своим результатом не деградацию биосферы, а ее развитие, т. е. усложнение самой системы за счет роста числа ее элементов, развития связей и разнообразия организационных форм существования живого вещества.
Тело человека как точка пересечения природы и культуры Единство и противоречие природы и культуры происходит из внутренней двойственности и единства самого человека, который принадлежит одновременно и миру природы, и миру культуры; n Описание тела ввиду его дуальной природы постоянно ставит исследователей в двойственное положение, склоняя то к натуралистическим, то к социальным характеристикам. n
Социальная топология n n n n Социальная топология показывает, что окружающий нас мир создан самим человеком и большинство форм мира являются продолжениями человеческого тела: одежда есть продолжение кожи, оружие и инструменты – продолжение руки, колесо – продолжение ноги, дом – продолжение всего тела, электронные сети – продолжение нервной системы. Язык и коммуникация являются продолжением телесных взаимодействий людей.
«Исчезающее естественное тело» Одной из важнейших проблем современности выступает мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека. Аборты, эвтаназия, смертная казнь, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, опыты клонирования, смена пола – все это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке
Соматические украшения Агрессивные соматические украшения становятся знаковым явлением нашей эпохи
«пол» и «гендер» Понятием «пол» определяются биологические характеристики человека, морфологические и функциональные различия между мужчинами и женщинами, изначально заданные природой. Словом «гендер» обозначается «социокультурный пол» человека, определяющий его поведение в обществе и то, как это поведение воспринимается.
n n n Гендерное различие – это то различие, которое управляется социальным миром, поскольку без него невозможно социальное воспроизводство. Тело женское и тело мужское есть результат социальных трансформаций, и потому они выступают в качестве социальных тел, представленных телесными техниками. Перед современностью стоит задача внедрения в общество таких телесных техник, которые способствовали бы , не стирая их различия , коммуницированию мужчин и женщин на равных.
Сегодня мужчины и женщины нередко меняются ролями
Пространственно-временные координаты бытия культуры Все существующее обладает пространственновременными характеристиками. Выделяют три основных уровня пространственно-временных параметров: физическое пространство и время, социальное пространство и время, и пространство и время культуры.
Социальное время и социальное пространство n n Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм и их воспроизводимость, Социальное пространство есть координация людей, их действий , предметных условий, средств и результатов жизненного процесса.
n n n В традиционных формах общества пространственные характеристики социального бытия выражали время и подчиняли себе его измерение; В ходе формирования индустриального общества время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей; ( абстрактное пространство и абстрактное время) Поворот науки к качественному анализу сложных систем связал пространство и время с их организацией, с особыми отношениями между их элементами. (идея хронотопа)
Хронотоп по М. М. Бахтину n Неразрывное единство пространства и времени в художественных произведениях, а также законы, по которым естественное времяпространство трансформируются в координаты, соответствующие условиям того или иного литературного жанра
Пространство культуры представляет собой специфическую форму бытия социального пространства. Оно характеризуется осуществлением культурной деятельности, объектом и субъектом которой выступает человек. Для различения понятий «социальное пространство» и «пространство культуры» возможно использовать понятия «социализация» и «инкультурация»
Социализация предполагает постепенное вовлечение человека в жизнь общества, усвоение норм и ценностей этого общества, овладение необходимыми навыками существования в нем (такими как коммуникация, умение «играть по правилам» , соотносить свои желания и возможности с условиями и требованиями общества и т. п. ) Инкультурация – это вхождение человека в мир созданной предшественниками культуры, усвоение определенного культурного кода, приобщение к ценностям и идеалам, обычаям, традициям, а также овладение механизмами культурного творчества.
Социализация и инкультурация Социализация – усвоение законов бытия в обществе. Инкультурация – приобщение к культуре. Начинается в семье.
n n Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Социальная среда является необходимым, но не достаточным условием инкультурации индивида. Инкультурация подразумевает усвоение и символического пространства культуры
Структурированность пространства культуры: n n n Горизонтальные и вертикальные параметры; Отношения могут строиться по оси центр-периферия; Координаты внешнего существования личности и внутриличностный аспект восприятия пространства культуры.
Идентификация реализует потребность человека в единстве с другими людьми, избегании чувства одиночества, определении своего места в мире.
глобализация n n Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественнополитических и культурных связей на основейших средств телекоммуникаций и информационных технологий. Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия.
Культурная глобализация: феномен и тенденции n n Глобальная культура - американская по своему содержанию. Глобальная культура принимается, но с существенными местными видоизменениями. (проникновение с Запада в Россию ресторанов быстрого питания привело к распространению фастфудов, предлагающих блюда традиционной русской кухни, с соответствующими русифицированными названиями. Буддистские движения на Тайване заимствовали многие организационные формы американского протестантизма, чтобы распространять религиозное учение, в котором нет ничего американского. ) n Формой культурной глобализации является так называемая «обратная глобализация» или «истернизация» , (культурное воздействие на Запад Азия оказывает в форме так называемой культуры New Age. Очевидно ее влияние на миллионы людей в Европе и Америке как на уровне представлений (перевоплощение, карма, мистические связи между индивидом и природой), так и на уровне поведения (медитация, йога, тай-чи и боевые искусства).
Важным последствием культурной глобализации оказывается проблема идентичности личности. n n При отсутствии механизмов традиционной связи между людьми в условиях глобализации, где «другого» гораздо больше, чем «своего» , идентичного «себе» , накапливается синдром усталости, агрессивной неопределенности, отчуждения, неудовлетворенности жизненными возможностями. В условиях все большей атомизации личности и погружения в виртуальный мир, создаваемый компьютерной техникой искусственной реальности, человек все меньше ориентируется на «другого» , утрачивает связь с ближним, этносом, нацией.
Проблема идентичности обострилась в связи с процессами глобализации n В результате происходит жесткое подавление и выхолащивание национальных культур, что ведет к обеднению мировой цивилизации. Подобное положение может привести к установлению одномерного унифицированного вида, лишенного ценностей национальной религиозно-культурной идентичности.
Диалог – необходимое условие развития культуры и человека
Основные формы диалога культур n Диалог культур Запада и Востока
n n n Связи, которые обусловлены морфологией культуры: Диалог светской и религиозной культуры; Диалог художественной и научной культур; Диалог массовой и элитарной культур; Диалог профессиональной и народной культур.
Диалог может происходить не только с реальным собеседником, но и с людьми прошлого (через их творения), Богом, Абсолютом, самим собой…
В культуре всегда существовало два противоположных отношения к различиям Толерантность – уважительное отношение к «другому» Ксенофобия – боязнь незнакомцев, отрицание ценности «другого»
Культура формирует в человеке две составляющие: личность и индивидуальность Личность всегда активна, обращена к обществу. Индивидуальность – своеобразие человека самого по себе.
Понимание места и роли личности в культуре отражается в терминах «я-сознание» и «мы-сознание» Я-сознание утверждает ценность личности Мы-сознание утверждает ценность коллектива
Имидж – сознательно творимый внешний облик человека, отражающий его индивидуальность.
Этикет – нормативная подсистема культуры: n функция: регулирование повседневных взаимодействий n сфера действия: социально-коммуникативное взаимодействие людей разного статуса n характер норм: обязательный, всеобщий, анонимный
Этикет n n n Отражение социальной организации общества, его социальной структуры; Содержание этикета определяется конкретноисторическими условиями; Выступает средством символического хранения стандартов поведения; Природа этикета ориентирована на формирование человека конформистского типа; Соотносится с культурой прошлого, за счет этого обладает известной устойчивостью.
Культура.ppt