Становление научного метода__Бэкон и рац познание.pptx
- Количество слайдов: 13
Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона
Предпосылки • В течение XVI-XVII вв. в Европе создаются предпосылки ускоренного развития техники, которые привели потом к промышленному перевороту. Но потребности практики, требующей новой техники и новых технологий, приходили в противоречие со старым мировоззрением. Основными чертами схоластического метода были: • · некритическое следование авторитету; • · догматизм; • · умозрительность; • · отсутствие эксперимента; • · преобладание дедукции.
• Наука, в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них ей необходимы особые средства деятельности - специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы
• Поэтому главной проблемой стал поиск достоверного метода познания. • Первым философом, который сознательно решил разработать новый метод науки, был Френсис Бэкон (1561 -1626). Главный труд его — «Новый органон» ( «Органон» — свод логических трудов Аристотеля). • Согласно учению Ф. Бэкона чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Такой взгляд называется сенсуализмом.
• Почему человек делает ошибки? • Дело в том, что научные знания нам дает разум. А разум делает ошибки. • Бэкон убежден в возможности получения достоверного знания. Для этого нужно усовершенствовать метод познания. Он предлагает метод индукции.
• Следующее условие реформы науки — очищение разума от заблуждений. Таких заблуждений у него четыре — четыре вида «идолов» или «призраков» . 1. «Идолы рода» — препятствия обусловленные природой человека. То есть из-за несовершенства органов чувств мы далеко не видим, плохо слышим, с трудом различаем запахи и т. д. Современная наука избавляется от этих идолов с помощью приборов
• 2. «Идолы пещеры» — ошибки вследствие субъективных предпочтений (симпатий, антипатий). Так Бэкон назвал их из-за Платона. Платон сравнивает нас с сидящими в пещере и наблюдающими тени на стене. От «идолов пещеры» наука избавляется проведением многочисленных экспериментов, которые и устраняют субъективность восприятия отдельного ученого. • 3. «Идолы рынка» — препятствия из-за общения с использованием слов (старые слова сохраняют и старые представления). Для избавления от этих идолов сегодня в каждой отрасли знаний создаются словари терминов. • 4. «Идолы театра» — препятствия, порождаемые некритическим усвоенным ложным мнением. От этих идолов можно избавиться с помощью проведения экспериментов.
• По Бэкону, непосредственная задача познания — исследование причин предметов. Человек должен открывать законы природы, которые Бог скрыл от него. Природа и Писание — дело рук Божьих. Они не противоречат другу, а согласуются. Познание нужно не для самого познания, а для пользы человека. Знание — сила.
Специфика научного познания Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы теоретических знаний. Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью следующих приемов: • Универсализация — распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. ( «Все тела при нагревании расширяются» . ) • Идеализация — в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает. • Концептуализация — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение.
Используя эти приемы, ученые формулируют Законы науки - повторяющиеся, необходимые существенные связи между явлениями. Первоначально на базе классификации эмпирических данных (эмпирический уровень познания) формулируются обобщения в виде гипотез (начало теоретического уровня познания). Гипотеза — это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория — это доказанная гипотеза, это закон.
Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах): • редукционизм — стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней; • эволюционизм — утверждение естественного происхождения всех явлений; • рационализм — как противоположность иррационализму, знанию, основанному не на доказательстве, а на вере, интуиции и т. д. • Эти принципы делают науку в отличие от религии: • а) наднациональной, космополитичной; б) она стремится стать единственной; в) научные знания надличностны; г) наука носит открытый характер, ее знания постоянно изменяются, дополняются и т. д.
• В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они фиксируют различия в способе, методах познавательной деятельности ученых и характере добываемого материала. • Эмпирический уровень — это предметно-орудийная деятельность ученых, наблюдения, эксперимент, сбор, описание и систематизация научных данных и фактов. К эмпирическим методам относятся: • · наблюдение — связано с проверкой гипотезы планомерно, систематично; • · измерение — особый вид наблюдения, при котором дается количественная характеристика объекта; • · моделирование — вид эксперимента, когда прямое экспериментальное исследование затруднено или невозможно.
• Теоретический уровень — это не всякое мышление, а то, что воспроизводит скрытые от непосредственного восприятия, внутренние, необходимые стороны, связи, сущность исследуемого явления. • К теоретическим методам научного познания относятся: • индукция — метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего (Виды индукции: аналогия, модельная экстраполяция, статистический метод и т. п. ); • дедукция — метод, когда из общих положений (аксиом) логическим путем выводятся другие утверждения (от общего к частному).
Становление научного метода__Бэкон и рац познание.pptx