Проблема Души и Тела у Платона Маркович С.pptx
- Количество слайдов: 9
Проблема души и тела у Платона Выполнила студентка группы ДЭБ-301 Маркович С
• ". . . тот, кто велит нам познать самих себя, • приказывает познать свою душу". • Платон, "Алкивиад старший", 130 е.
• Платон предполагает определенное понимание сущности человека. • Так как Платон делит все сущее на две неравноценные сферы - вечные, с одной стороны, и преходящие - с другой, так и в человеке различает бессмертную ДУШУ и смертное ТЕЛО. • Он говорит: «Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты, а затем попадает на грешную землю, временно находясь в человеческом теле» . • Душа, по Платону, едина и неделима, а тело по его теории делимо и состоит из частей. • Платон считает сущностью души не только ее единство, но и самодвижение. • Все, движущее себя само, по Платону, бессмертно, а то, что приводится в движение чем-то другим, смертно.
• По Платону, человеческая душа состоит из двух «частей» : высшей - разумной, при помощи ее, человек созерцает вечный мир идей, и низший - чувственный. • В «Федре» Платон дает замечательную мифологическую иллюстрацию этого учения о частях души.
• Он сравнивает разумную душу с возничим, а чувственную - с двумя конями, один из которых благороден, а другой груб и туп. То есть телесное начало рассматривается не только как низшее по сравнению с духовным, но и как само по себе злое и отрицательное. • Возничий правит, добрый конь слушается возничего, а черный тянет в сторону. Колесницы разных душ следуют за колесницами богов и пытаются увидеть занебесное место, в котором пребывает истинно-сущее.
• Oднако, это удается далеко не всем. В отличие от богов, которые спокойно созерцают это место, не испытывая никаких помех со стороны своих коней, души всех остальных существ не могут так же совершенно созерцать истину, потому что плохой конь постоянно мешает возничему и благородному белому коню. • Поэтому лишь самые лучшие души могут лишь слегка коснуться истинного, другие же сталкиваются между собой и падают вниз, теряя свое оперение. Души, которые постоянны в своем видении истины, быстро освобождаются от бытия в мире.
• То есть, кто меньше в этом преуспел, вынуждены по неизменному закону Адрастеи перерождаться в человеческих и животных телах. • Платон - сторонник теории переселения душ. После смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем - в зависимости от того, насколько праведную жизнь вела она в земном мире, - вновь вселяется в какое-то другое тело. • Только самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей. А те души, которые никогда не видели ничего в мире истинно-сущего, вообще не могут получить человеческое тело и могут воплощаться только в животных. • Быть человеком, по Платону, значит знать истину. Каждая человеческая душа знает истину. •
• С учением о предсуществовании душ связано представление Платона о познании как припоминании. • Еще до своего воплощения в тело душа каждого человека пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте; поэтому и теперь для нее чувственные явления — лишь повод для того, чтобы прозревать за ними их подлинную сущность, идеи, которые душа тем самым как бы смутно припоминает. • Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие теории познания не только в античности, но и в средние века, и в Новое время.
• Спасибо за внимание
Проблема Души и Тела у Платона Маркович С.pptx