![Скачать презентацию ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕК В Скачать презентацию ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕК В](https://present5.com/wp-content/plugins/kama-clic-counter/icons/ppt.jpg)
8.ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ.pptx
- Количество слайдов: 17
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
ЧЕЛОВЕК В АЛЬТЕРНАТИВНОМ ИЗМЕРЕНИИ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ • Два направления развития духовной культуры, коренящихся в античной мифологии и раскрывающие противоположные стороны природы человека: - аполлоновское начало, олицетворяющее рациональность и жизнеутверждающий дух человека; дионисийское начало, олицетворяющее необузданность и безрассудную страсть, дремлющую в глубине человеческого существа и периодически восстающее против благоразумия и условностей цивилизации.
«ГНОМЫ» – АФОРИЗМЫ СЕМИ МУДРЕЦОВ АНТИЧНОСТИ О ПРОЦВЕТАНИИ ЧЕЛОВЕКА • Клеобул из Линда: «Мера лучше всего» ; «Будь здоров и телом и душой» ; «Силой не делай ничего» ; «С женой не бранись и не любезничай при чужих; первое – признак глупости, второе – сумасбродства» ; «В достатке не заносись, в нужде не унижайся» .
• Солон из Афин: «Избегай удовольствия, рождающего страдание» ; «Родители всегда правы» ; «Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть» ; «Научившись подчиняться, научишься управлять» ; «О тайном догадывайся по явному» . • Хилон из Лакедемона: «Знай себя» ; «На обеды друзей ходи медленно, на беды – быстро» ; «Свадьбу устраивай дешевую» ; «Язык твой пусть не обгоняет ума» ; «Если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти» .
• Фалес из Милета: «Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами» ; «Не обогащайся нечестным путем» ; «Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей» . • Питтак из Лесбоса: «О том, что намерен делать, не рассказывай. Не выйдет – засмеют» ; «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам» ; «Друга не хули и врага не хвали: нерасчетливо это» ; «Что страшно узнать? – Будущее. Что безопасно? – Прошлое» .
• Биант из Приена: «Большинство людей дурны» ; «Берись за дело не спеша, а начатое доводи до конца» ; «Бери убеждением, а не силой» ; «Приобретай: в молодости – благополучие, в старости – мудрость» . • Периандр из Коринфа: «Прилежание – все» ; «Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру» ; «Демократия лучше тирании» ; «Дал слово – держи; нарушить – подло» ; «Люби законы старые, а яства свежие» ; «Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов» .
ДЕВИЗ АНТИЧНОЙ ЭПОХИ • Над входом в дельфийский храм Аполлона были высечены изречения: • «НИЧЕГО СВЕРХ МЕРЫ» • «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ГНОМЫ - АФОРИЗМЫ ФАЛЕСА • «Мудрец вопрошает самого себя и лаконично отвечает: «Что труднее всего? » – «Познать самого себя» . – «Что легче всего? » – «Дать совет другим» . – «Что приятнее всего? » – «Достичь того, чего желаешь» . – «Что утомительнее всего? » – «Праздность» . – «Что невыносимо? » – «Невоспитанность» .
СОКРАТ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА • «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ, НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ ДОБРО ВООБЩЕ» . • Три основные добродетели: • 1) умеренность – знание, как обуздывать страсти; • 2) мужество (храбрость) – знание, как преодолеть трусость (опасности); • 3) мудрость (справедливость) – знание, как соблюдать законы божественные и человеческие.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОКРАТОВСКИХ СУЖДЕНИЙ • «Часто говаривал он, глядя на множество товаров: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» И никогда не уставал напоминать такие ямбы: И серебро, и пурпурная мантия на сцене хороши, а в жизни ник чему» .
АКТУАЛЬНОСТЬ СОКРАТОВСКИХ СУЖДЕНИЙ • «Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он ответил: «Делай, что хочешь – все равно раскаешься…» А молодым людям советовал он почаще смотреться в зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие» .
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ СОКРАТА • «Он говорил, что сварливая жена для него – то же, что норовистые кони для наездников: «Как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми» » .
ПЛАТОН О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА • «Из трех вещей, о которых заботится каждый человек, забота об имуществе по справедливости занимает лишь третье, то есть последнее, место, забота о теле- среднее, на первом же месте стоит забота о душе» .
УЧАСТЬ ДУШИ ПО ПЛАТОНУ • Человек на земле – странник, земная жизнь для • • • него – некоторое испытание. Истинная жизнь начинается по ту сторону земного мира. При этом участь души трояка: Если прожитая жизнь была праведной, ее ждет награда (жизнь на сказочных островах Блаженных); Неправедно прожитая жизнь осуждает душу на вечное наказание в Тартаре; Если прожитая жизнь была отчасти справедлива, а несправедливости исправлялись, душу ждет временное наказание.
АРИСТОТЕЛЬ О СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ • Жизнь, растраченная в наслаждениях, • • • рабская жизнь, достойная животного. Почести, успех – это нечто внешнее, зависящее от других. Умножение богатства как самоцель лишено смысла, - это лишь средство для достижения чего-то другого. Высшее благо и счастье, доступное человеку, - в совершенствовании себя как человека.
НРАВСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА ВЫБОРА • «В НАШЕЙ ВЛАСТИ БЫТЬ НРАВСТВЕННЫМИ • • • ИЛИ ПОРОЧНЫМИ» . Безрассудство – мужество – трусость Расточительность – щедрость – жадность Гневливость – кротость – смирение Хвастовство – правдивость – ирония Наглость – стыдливость – застенчивость Самоунижение – самоуважение - кичливость
ЭПИКУР О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ • «Всякое удовольствие есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно, как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать» . • «Из всего, что мудрость избирает для счастливой жизни, наибольшее благо – это дружба» .
8.ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ.pptx