Переход_ВеберЗаметки Лекция 5.1..pptx
- Количество слайдов: 56
Признаки социального института образования • 1. Социально-значимые функции обучения и воспитания, цели, сознательно поставленные группой или классом (обществом 0; • 2. Регулятивы этой деятельности - законы, санкции, нормативы, методы и т. д. • 3. Общественно выработанные формы рассматриваемого вида деятельности - учреждения, выделенные группы лиц, их статус в обществе и т. д. ;
• Ориентация на системообразующие факторы в образовании, иначе говоря, выделение его инвариантов, позволяет обнаружить ряд этапов в эволюции системы образования, которые качественно различаются между собой, что позволяет говорить о "революциях" в образовании.
Ообщие принципы, характеризующие взаимовлияние среды и сложной, развивающейся "системы • Существенно новый способ трансляции культуры вместе с новой образовательной системой обеспечивают "предвидимое будущее" общественного развития; • Происходит внутренняя структурно-функциональная перестройка самого ин-та; • Механизм, обеспечивающий "предвидение будущего", который основан на нахождении способов формирования базовой формы транслируемой культуры из тех социально значимых достижений, которые раньше представляли границы освоенного человеком пространства. "Автоматизация" этого опыта с помощью новых образовательных ресурсов - одна из основных задач, возлагаемых обществом на систему образования
Принципы, качественного изменения института образования : • А) Существенно новый способ трансляции культуры обеспечивает "предвидимое будущее" общественного развития; • б) внутренняя структурно-функциональная перестройка самого института образования меняет его цели, задачи, методы и взаимосвязи с внешними по отношению к нему институтами и социальной средой в целом;
• в) перестройка системы образования происходит посредством открытия механизма, обеспечивающего "предвидение будущего", который основан на нахождении способов формирования базового фонда культуры. «Автоматизация» этого опыта с помощью новых - одна из основных задач, возлагаемых обществом на систему образования. Фундаментализация этого опыта позволит обществу решать класс новых проблем, не решаемых прежде
Функции новой системы образования • прямая цель - воспитание гармонической личности "согласно природе" в масштабах всего общества - то она не была достигнута. • Значение этих ценностей в том, что: новое мировоззрение "задает", в какой-то мере дальнейшее развитие, обнаруживая свой "предвосхищающий" характер.
Заключение о ДП • Иллюстрация успешного исследования физиологии активности Бернштейна позволяет сделать вывод о наличии некоторых эвристических моментов, не получивших оформления (осознания) в известных философских категориях или понятиях теорий "среднего уровня" или частных наук. Речь идет о наличии такого знания, которое позволяет отнести его к "среднему уровню" и которое является конкретизацией всеобщего закона "отрицания".
• Действие закона отрицания можно проследить только тогда, когда можно сделать вывод о наличии двух "отрицаний", двух качественных переходов объекта из одного состояния в другое. Следовательно, если СП конкретизирует "сущность" объекта в одном состоянии, а ДП конкретизирует "моменты" перехода - в другое, то естественно, что ни СП, ни ДП не схватывают ведущую закономерность эволюции этого объекта на протяжении по крайней мере двух таких переходов. То общее, что присуще каждому переходу (качественному изменению), детализируется законом "интериоризации".
Интериоризация • Интериоризация, - "извне - внутрь") выражает свойство живого организма или социальной системы обобщать, структурировать, усваивать накопленный опыт в процессе своей жизнедеятельности и определенным образом связывать его в систему с предыдущим (осуществлять преемственность). • Конкретизация закона отрицания происходит в плане раскрытия механизма взаимодействия объекта со средой с учетом внутренних свойств объекта. Формирование качественно определенного уровня связано с преемственностью в развитии, "снятием" предшествующего состояния в эволюции системы.
Свойства интериоризации : • 1. "Свертывание" вполне определенной части внешней среды во внутренне оформленный "функциональный орган". • 2. Это "свертывание" среды объектом таково, что у него открывается намного больше каналов взаимодействия со средой, чем было до этого "освоения", либо существующие каналы оказываются более дальнодействующими. Именно в этом проявляется качественный переход из одного состояния в другое. • 3. "Снятие" в законе отрицания означает единство этих двух сторон: "свертывания" и обновления (расширения).
• Применение ДП и методологии М. Вебера • Чтобы обнаружить "механизм" разрешения этого противоречия, выявить "взаимодействие" факторов, ответственных за качественное изменение существующего института, необходимо рассмотреть конкретную деятельность его в данный период, соотнести цели, стоящие за ними потребности и получаемый "результат".
• Анализ этого процесса позволяет определить "идеальнотипическую" (М. Вебер) структуру социального института. При этом конкретная структура института образования определяется в каждый исторический период согласно ведущим "ценностям эпохи", а "отнесение к ценности" определяется соотношением этих ведущих ценностей с задачами формального образования.
• Именно этот используется, когда анализируется социальный образовательный институт как "система" общества и выявляются культурные феномены, оказывающие существенные влияния на переход этого института из одного "качества" в другое, т. е. исследуется радикальное изменение педагогической деятельности.
Расхождение идеалов и реальности • Реальный процесс образования может, во-первых, выполнять сознательно поставленные цели (воспитание гражданина Спарты), может не выполнять их (формирование "строителя коммунизма" в нашей стране), может выполнять те задачи, для которых еще не созрели условия, т. е. "забегать" вперед и подготавливать почву для будущих изменений (филантропическое движение, первые университеты, гуманистическое образование в эпоху Возрождения). Однако во всех случаях истинное содержание целей, которые ставятся перед образованием и всегда "позитивны", проявляется в самом реальном процессе образовательной деятельности.
• церковь, обеспечивая посредничество между небом и землей, обеспечивает весь порядок земной жизни, ее деятельность имеет высший приоритет, она имеет право отлучить грешника от церкви, лишив его всяческой надежды на личное бессмертие. Ясно, что образование является лишь средством достижения высших ценностей и не имеет значения само по себе, то есть образование не самоценно. В соответствии с этим распределяются и ступени образования, и его содержание.
• Основное значение придается церковной латыни, как языку общения с небом. В юридической практике используется только латинский язык. Священник - одна из наиболее престижных профессий, и чем выше сан церковной иерархии, тем престижней профессия. Те знания, которые не способствовали очищению души и относились к земной жизни (медицина, практические ремесла, знание родного языка), считались низшими по сравнению со священными текстами и их интерпретациями признанными авторитетами.
Гуманистическое движение • Человек открывает целый новый мир для себя, обращается к прошлому как образцу для подражания ищут (античный мир, формирует идеал Гуманизма). • Гуманисты выдвигают требования обращать внимание на интересы личности, физического развития, • изменение содержания обучения: латинский язык заменяется классической латынью, риторика - изучением классической литературы, вводится греческий и т. д.
• Это влияние прослеживается не только в новых школах, но и в существовавших церковных заведениях. Так, янсенисты отказываются от наказания воспитанников, иезуитские колледжи вводят рыцарские упражнения, фехтование, езду верхом, греческий язык, красноречие, физику, математику, историю и т. д. • Многие идеи гуманистов были продолжены в филантропическом движении и подхвачены утопистами.
Реальный, результат влияния новых ценностей на образование • Если говорить о прямой цели - воспитании гармонической личности "согласно природе" в масштабах всего общества - то она не была достигнута. • Филантропические заведения прекращали существование, как только кончались средства, пожертвованные на их организацию.
• Формирующееся новое мировоззрение обнаруживаяет "предвосхищающий" характер. • "Расширительное" толкование абстрактных идеалов за "границы" возможностей института образования играет двоякую роль. С одной стороны, оно задает мощный импульс развитию системы образования, а с другой служит источником ошибок и заблуждений
Положительное влияние • Новое мировоззрение "задает", дальнейшее развитие, обнаруживая на первоначальном этапе свой "предвосхищающий" характер. Абстрактный характер вновь формулируемых целей позволяет распространять их за пределы фактической реализуемости. • "Расширительное" толкование абстрактных идеалов за "границы" возможностей института образования играет двоякую роль. 1), оно задает импульс развитию системы образования, 2)- служит источником ошибок и заблуждений.
• Новые ценности, воплотившись в различного рода пансофии и утопии, стимулировали своего рода "социальные эксперименты", которые своим побочным результатом имели развитие педагогики, как науки об обучении и воспитании, развитие учений о человеке, обществе, различных социальных дисциплин.
Результат реформы образования Изменение средневековой системы образования, происходило под влиянием трех важнейших факторов: • изменения мировоззрения (Возрождение, Гуманизм), • становления опытной (экспериментальной) науки; • возникновения капиталистических экономических отношений;
Изменения в культуре • возник институт науки; • возникла "промежуточная среда", связанная с закреплением знания в слове, охватывающая печатное дело, способы тиражирования информации, способы хранения (библиотеки), воспроизводства и консервации знания в виде печатного слова. • Произошло качественное изменение самого института образования.
Возможность существования науки • Даже в средневековье отсутствие "механизма" воспроизводства открытий, ценных находок, уникального опыта, приводило к забвению инноваций, многократному открытию одного и того же явления, повторению одних и тех же обобщений. Подробно этот аспект проанализирован В. И. Вернадским. • Так, многие обобщения Галилея были сделаны уже в Х 11 в. в трудах ученого Иордана Неморария. • Исходя из представлений о шарообразности Земли, еще в 1 в. н. э. Страбон высказывал верные мысли о том, что, плывя из Испании, можно достичь Индии и что в океане между Европой и Азией может быть несколько неизвестных континентов. Это блистательно подтвердилось через 1500 лет после его смерти.
Социальные эксперименты и реальная практика • Однако, собственно образовательная практика не испытала существенных изменений. .
Что же явилось решающим фактором реконструкции системы образования? • Таким фактором явилось включение профессионального обучения в институт образования На примере произошедшей «революции» .
• Главной детерминантой изменения образования было "проникновение" в существующий образовательный институт обучения различных видов деятельности, или подготовке к профессии.
Более подробно Профессия как предмет и содержание образования • Раньше профессии передавались в виде традиций: Даже "смотритель ларца с косметикой, ведающий искусство косметики к удовлетворению своего владыки", "носитель царских сандалий- своего рода профессии в древнем Египте. • В новой системе профессиональное образование, воспроизводится в масштабах всего общества этой системой.
Профессиональное обучение • Обучение специфическим видам деятельности проводилось во все времена существования человеческого общества. • Когда мы говорим о профессиональном образовании, то имеем в виду такую часть всей системы образования, которая воспроизводится в масштабах всего общества этой системой.
• С выделением образования в институт, происходит распределение функций обучения. Те "предметы", от знания которых зависит власть, управление, богатство входят в предмет обучения элиты. • Производительный труд - преобладает традиционное, семейное, кастовое обучение, и происходит оно вне рамок института образования.
Организационные меры для этого • Новая потребность находит свою реализацию в создании школ вне существующей церковной системы. • Создается Лондонская школа портных, основанная цехом портных в 1560 году. Торговец Лоренц Шериф основывает "Вольную школу" в Ругби в 1567 году; Грэхем-колледж в 1579 годулондонский же купец создает для подготовки моряков и инженеров.
• Португальский принц Генрих Мореплаватель (13941460), финансируя разведывательные морские экспедиции вдоль побережья Африки, создает школу космографии в Сагрише и т. д. В Англии большое распространение получили "академии", которые развились благодаря Реформации. • Реальные предметы, приносящие пользу, становятся такой ценностью, которой общество желает пользоваться централизованно, посредством организованной системы образования
Всеобщая грамотность • Чтобы присвоить содержание социального опыта каждый индивид должен быть способен усвоить содержание социального опыта, уже не доступного ему посредством подражания. Этот опыт теперь доступен ему другим средством. С помощью обучения педагогомпрофессионалом в каждой области или средством грамотности.
• Поэтому необходимость обучения в этот период выступает как требование всеобщей грамотности. Общество предъявляет такое требование к личности, которое должно выводить ее на качественно новый уровень. • Грамотность личности содержит потенциальную возможность приобщения ее ко всему богатству культуры общества и в то же время служит условием ее индивидуальности, на основании ее личных способностей, потребностей и интересов, условием превращения своей индивидуальной деятельности в значимое для общества достояние.
• Например, технические приемы, передавались традиционным способом обучения путем непосредственного участия обучаемого в деятельности. • Сложность, масштабы и разнообразие научных открытий не позволяют воспроизводство их личным примером и непосредственным участием в передаче другим поколениям подобно тому, как это было в прошлом. Образование уже не может основываться на принципе личного примера
• Требование всеобщей грамотности (или всеобщего начального обучения) стирало различия между социальными группами, но оставалось на других ступенях прохождения образования. Выделились начальная, средняя и высшая ступени в системе образования.
• Произошла переориентировка элиты: образование начало формировать новую элиту благодаря осуществлению иерархии и ступеням. Социальный институт исполнял как бы двоякую функцию: "поднимал" все общество до уровня "читающего" и формировал новую элиту, сложным образом взаимодействовавшую с прежней. • Система власти была вынуждена делиться с "незримым" образованным (в смысле XVIII-XIX веков) человеком.
Требование всеобщей грамотности – заслуга Реформации: • каждый человек напрямую связан с Богом, поэтому должен уметь читать Библию на родном языке. • Лютер переводит Библию на немецкий язык, издает Библию для детей, способствует созданию новых школ.
• Создание сети начальных городских общественных школ в Германии - всецело заслуга Реформации. Кальвин (15091564) организует учебные заведения в Женеве, Цвингли (1484 -1532) способствует учреждению элементарных школ в Швейцарии, Джон Кнокс (1505 -1572), глава Реформации в Шотландии, вводит систему приходских школ и т. д.
• Например, начиная с XIII века расширяется сфера применения немецкого языка в Германии, сначала он появляется в коммерческой, деловой переписке, затем - в юридической практике. На немецком языке составляют цеховые уложения, пишут законы, а при Людвиге Баварском (1313 -1347) немецкий язык становится официальным языком императорской канцелярии
Профессия как новый статус учителя • Раньше каждый учитель должен был обладать моральным знанием, которое подлежало передаче следующему поколению, и достаточно было принадлежности его к определенному классу (сословию), то теперь этого недостаточно.
• Чтобы давать реальное знание, опытное содержание которого теперь доступно не всем, нужно иметь профессиональные знания двух сортов: знать предмет преподавания и законы его усвоения, т. е. , собственно педагогические законы. • Учитель, так же как и ученик, переходит на качественно новый уровень
Подготовка учителя • Реализация требований профессиональности учителя подтверждается возникновением специальных учреждений по подготовке учителей (учительских институтов, семинарий и т. д. ), формулированием требований к специальным знаниям учителей, а не только к нравственному их облику и знанию латыни, появлением средств контроля учителей и формированием их градаций по профессиональным признакам.
• Таким образом, опережение, т. е. "предвидимое будущее" было заложено в новую систему образования с помощью обеспечения потенциальной возможности каждому освоить ту сферу деятельности, которая лежит на передовом крае открытий.
Процесс обучения • Стихийно формировавшиеся механизмы обучения с непредсказуемым результатом должны смениться законами, по которым производится процесс образования. • Это - законы сенсорного восприятия, (ведущую роль восприятия по отношению к памяти), характерные возрастные особенности в обучении и т. д. •
• Успешное использование этих законов позволило выделить ступени обучения и распределить по этим ступеням содержание образования. • Знание этих законов позволило обучать одновременно многих учеников, а не одного (классно-урочная система), учитывать возможности каждого возраста, чем существенно повысить эффективность всей системы обучения.
Реформа ср-вой системы • С введением реальных предметов были изменены методы. • Образование как институт общества получает оформленную структуру: выделяется низшая, средняя и высшая ступени; • Представление о ребенке как развивающемся организме, а не как о взрослом в миниатюре;
• • Вводится урок – временная единица обучения Возникает профессия педагога. Подражание сменяет всеобщая грамотность. Признаются и используются законы обучения, т. е. , возникает педагогическая наука.
Выводы • 1. Фактически воспитывающим фактором является принадлежность индивидуума к определенной социальной группе. • 2. Относительная независимость при обретения профессии от воспитания. Профессионализация предполагает всеобщую грамотность. Поэтому образовательный институт делится (проходит градацию, отделяет ступени), он берет на себя функции охватить все общество.
• Требование всеобщей грамотности, или всеобщего начального обучения стирает различия между социальными группами, но градация остается на других ступенях прохождения образования. Образованность отожествляется с прохождением этих высших ступеней. • 3. Система ценностей выведена из сферы института образования. Отчужденный труд выносит цели, жизненные ценности, идеалы, устремления из сферы труда.
Цели, жизненные ценности, идеалы, формируются вне системы образования • Фактически, существующая система образования, приспособлена для воспроизводства отчужденного труда. Но отчужденный труд выносит цели, жизненные ценности, идеалы, устремления из сферы труда.
• Воспроизводство "образованных" в частичной, фрагментарной деятельности индивидов не может (не имеет эффективных методов) охватить воспроизводство тех сфер жизни, где формируются эти цели. Система ценностей выведена из сферы института образования. • Профессиональный тип образовательного института оказывается не способным для "образования" человека в течение всей его жизни, не может обеспечить целостность его жизни
Целостность личности выведена из образования • Фактически, существующая система образования, приспособлена для воспроизводства отчужденного труда. Но отчужденный труд выносит цели, жизненные ценности, идеалы, устремления из сферы труда. Воспроизводство "образованных" в частичной, фрагментарной деятельности индивидов не может (не имеет эффективных методов) охватить воспроизводство тех сфер жизни, где формируются эти цели.
• Термин “образование'' сменил термин ''воспитание'' и знаменовал эпоху перехода от задач воспитания в широком смысле к задаче образования. Причем считалось, что воспитание включено в процесс образования как преждеобучение грамоте и ремеслу включалось в процесс воспитания. • Таким образом, опережение, т. е. "предвидимое будущее" было заложено в новую систему образования с помощью обеспечения потенциальной возможности каждому освоить ту сферу деятельности, которая лежит на передовом крае открытий.
Основываясь на методологии М. Вебера, мы можем выделить по крайней мере три типа образовательных систем: • 1) традиционное образование; • 2) профессиональная система образования; • 3) современный тип образования; и в соответствии с этими понятиями ввести понятие ''типы образованности личности'', понимая под этим тот идеал, (''образ'', ''образец''), который сознательно воспитывается тем или иным образовательным институтом общества.
Переход_ВеберЗаметки Лекция 5.1..pptx