ТИ_2а_Художественный образ.pptx
- Количество слайдов: 71
Природа искусства. Природа искусства Произведение искусства Художественный образ
Литература и источники: • Бычков В. В. Эстетика : Учебник. М. : Гардарики, 2002. – 556 с. • Каган М. С. Эстетика как философская наука. Санкт‐Петербург, ТОО ТК «Петрополис» , 1997. – С. 544. • Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. – СПБ. : Университетская книга; ООО «Алетейя» , 1998. ‐ 447 с. http: //media. ls. urfu. ru/182/540/1216/
Художественное и эстетическое ЭСТЕТИЧЕСКОЕ Художественное отношение к миру Эстетическое отношение к миру исчерпывается субъект‐объектной связью. Художественное творчество – художественное произведение – художественное восприятие. Отношение к миру через восприятие ПИ. Для искусства характерно особое удвоение реальности. Эстетическое = чувственное восприятие. Художественное = эстетическое + предметно‐познавательное+морально‐ нарвственное+религиозное восприятие. Передача информации – через чувственный контакт с миром. Не происходит удвоения реальности. Удвоение реальности: возникает реальность, благодаря которой живет художественная информация.
Особенности искусства: -Вечно; -Универсально (народы и культуры; любой человек; содержание; языки; функции).
ТРАКТОВКИ ИСКУССТВА: 1. Миметическая (подражание миру и познание мира). 2. ХХ в. – институциональная теория искусства: искусство – это определенные конвенции, реализуемые социальным институтом. Искусство – дело самого автора, сама сущность и специфика искусства в том, что произведение – индивидуальное творчество самого создателя. Проблема «искусства» и «не-искусства» . 3. Эстетическое освоение и преобразование мира. 4. Форма творческой деятельности: созидание новых духовных предметов и новых духовных миров. 5. Искусство как игра, некая условная деятельность по некоторым правилам, где удовольствие мы получаем от игры. 6. Искусство как самовыражение. 7. Искусство как коммуникативной деятельности, особого языка. 8. Способ психологической обработки человека (Джексон поллок - видео). 9. Интегративный подход (М. С. Каган: четыре типа человеческой деятельности: познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную (трудовую), коммуникативную (общение). Искусство, таким образом, трактуется как уникальная часть человеческой культуры, которая синтетически – целостно удваивает весь человеческий опыт. 10. Историческая трактовка А. В. Еремеева (генеральная функция: практика – сознание – дистанцирование – духовное сознание – порождение сверхчувственной реальности – сознание осознает себя – потребности сознания как субъекта).
Шарль Бодлер (1821 ‐ 1867) Сочинение «Художник современной жизни» , 1859.
Густав Курбе (1819 ‐ 1877) Вытянутая рука купальщицы обещала зрителю какой‐то сюжет, но на картине ровным счетом ничего не происходило, и посетители покидали Салон, чувствуя себя обманутыми. Купальщицы, 1853.
Эдуард Мане (1832 ‐ 1883) Завтрак на траве, 1863.
Василий Кандинский (1866 ‐ 1944) Первая абстрактная акварель, 1910.
Казимир Малевич (1879 ‐ 1935) Черный квадрат, 1915.
Казимир Малевич (1879 ‐ 1935) «Вместо описания уголков природы, лучше написать Деревня, и у всякого возникнет она с более подробными деталями и охватом всей деревни» . К. С. Малевич, 1914 – 15 гг.
Марсель Дюшан (1887 ‐ 1968) Фонтан, 1914 ‐ 1917.
Клод Моне (1840 – 1928) Руанский собор в разное время суток.
Винсент ван Гог (1853 – 1890) Спальня художника в Арле. 1888
Период сезаннизма, 1906 -1908 Пабло Пикассо (1881‐ 1973) «Художественный электрошок» (М. Ю. Герман) «Авиньонские девицы» , 1907
Мерет Оппенгейм (1913‐ 1985) «Меховой завтрак» , 1936 Сюрреализм
Хуан Миро (1893‐ 1983) Сюрреализм «Каталонский пейзаж. (Охотник)» . 1923 -1924 гг.
ИСКУССТВО КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА Искусство – это деятельность по созданию, воплощению, передаче и усвоению художественной информации. Искусство не только как некая целостность передается из поколения в поколение, но меняется вместе с историей, меняет свой смысл.
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА Задачи художественного освоения мира: 1) познавательные – познания мира, 2) ценностно-ориентационные – выявление системы ценностей и определение на их основе ценностных ориентиров, 3) проективные – создание образа будущего на основе познания и ценностно-смыслового отношения к миру. Социально-коммуникативные функции: 1. искусство становится языком культуры, способом выражения культурных смыслов. 2. Искусство как способ общения субъектов 3. Искусство как особой, коллективной памяти, становящейся механизмом наследования культурного опыта. транскультурное и трансисторическое общение.
Нам Джун Пайк (1932, Сеул – 2006, Майами) Инсталляция «Что‐то тихое» (Something Pacific), 1986.
Билл Виола (р. 1951, НЙ) «Приветствие» , 1995. Якопо Понтормо (1494 – 1557, Флоренция) «Встреча Марии и Елизаветы» , 1529.
Эдуард Мане (1832 ‐ 1883) «Олимпия» , 1863.
Ясума Моримура (р. 1951, Япония) «Олимпия» , 1999. Фотография.
Выставка Алтари и святилища мира: искусство преклонения (Altars and Shrines of the World: Art To Kneel Before). Музей Kunst Palast. Дюссельдорф, 2001 Куратор – Жан Юбер Мартен. Фелипе Линарес, Леонардо Линарес, Рамон Рамирез де Саламанка, Педро Ортега. Алтарь для мертвых. Мексика.
Эл Анатсуи.
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА Социально-организующие: 1. Воспитательная. 2. Психотерапевтическая. 3. Гедонистическая (наслаждение). 4. Релаксационная. 5. Эвристическая (вдохновение).
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА (ПИ) Сложное образование – трехуровневая система
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА (ПИ) Сложное образование – трехуровневая система: 1. Артефакт – продукт человеческой деятельности, особая вещь, текст-предмет.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА (ПИ) Сложное образование – трехуровневая система: 1. Артефакт – продукт человеческой деятельности, особая вещь, текст-предмет. 2. Текст-предмет, воплощающий и передающий определенную информацию.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА (ПИ) Сложное образование – трехуровневая система: 1. Артефакт – продукт человеческой деятельности, особая вещь, текст-предмет. 2. Текст-предмет, воплощающий и передающий определенную информацию. 3. Осознанное сообщение, предназначенное человеком для человека, который будет его воспринимать.
СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИИ В ИСКУССТВЕ 1. Носит духовно-ценностный характер. Духовно-ценностный информационный синтез.
СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИИ В ИСКУССТВЕ 1. Носит духовно-ценностный характер. Духовно-ценностный информационный синтез. 2. Существует как особая, самоценная реальность. Особая «правда» искусства (Аристотель).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Образ – субъективная духовно-психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека в акте восприятия им любой реальности, в процессе контакта с внешним миром (в первую очередь)… Субъективная копия объективной реальности. В. В. Бычков, Эстетика.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Художественный образ – образ искусства, т. е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя и, как правило, не писаным) законам субъектом искусства – творцом, - феномен. В. В. Бычков, Эстетика.
«В целом мы можем обозначить поэтическое представление как представление образное, поскольку оно являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность, не случайное существование, а такое явление, в котором непосредственно через само внешнее и его индивидуальность мы в нераздельном единстве с ним познаем субстанциональное, а тем самым перед нами оказывается во внутреннем мире представления в качестве одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие» . Гегель, Эстетика.
«Солнце» «Утро» Нам ясно, о чем идет речь, но ни солнце, ни утро не возникают перед нашим взором в их реальном виде «Встала из мрака младая, с перстами пурпурными Эос» . Гомер Нам дается нечто большее, чем просто понимание восхода солнца. Место абстрактного понимания замещается реальной определенностью, и нашему внутреннему взору предстает целостная картина утренней зари в единстве ее рационального (понятийного) содержания и конкретной визуальной явленности.
- Интерес творца к внешней стороне предмета под углом зрения высвеченности в ней его сути. - Образы «в собственном смысле» : прямое, непосредственное (изоморфное) изображение. - Образ «в несобственном смысле» : опосредованное изображение, изображение одного предмета через другой (метафоры и др. ). - Особая роль фантазии в создании художественных образов. Гегель, Эстетика.
Художественный образ – органическая духовно-эйдетическая целостность, выражающая, презентующая некую реальность в модусе большего или меньшего изоморфизма (подобия формы), и реализующаяся (имеющая бытие) во всей своей полноте только в процессе восприятия конкретного произведения искусства конкретным реципиентом. В. В. Бычков.
1. Наличие объективной или субъективной реальности (первообраза, исходной реальности).
1. Наличие объективной или субъективной реальности (первообраза, исходной реальности). 2. Трансформация исходной реальности в акте создания произведения искусства в некую реальность самого произведения (замысел художника).
1. Наличие объективной или субъективной реальности (первообраза, исходной реальности). 2. Трансформация исходной реальности в акте создания произведения искусства в некую реальность самого произведения (замысел художника). 3. Трансформация исходной реальности (первообраза) и реальности произведения искусства (вторичного образа) в акте зрительского восприятия в конечный (третий) образ.
1
2 Винсент ван Гог (1853 - 1890). Подсолнухи (1888).
1
1
2 Альбер Марке (1875 - 1947). Солнце над Парижем. Набережная Лувра (1905).
2 Макс Бекман (1884 - 1950). Железный мост (вид на Франкфурт) (1922).
2 Эдвард Хоппер (1882 - 1967). Раннее воскресное утро (1930).
2 Борис Ермолаев (1903 – 1982). Улица в Володарском районе (1935).
Пабло Пикассо (1881‐ 1973) Период аналитического кубизма, 1908 -1911 «Фабрика в Хорта-де-Эбро» , 1909
Сюрреализм Эжен Атже (1856 ‐ 1927)
Bodys Isek Kingelez Kimbevill. 1994
Таус Махачева (р. 1983) Гамсутль, 2012. http: //vimeo. com/107588894
Джексон Поллок (1912 – 56) Пять полных морских саженей. 1947
Марк Ротко (1903 – 70) № 15. 1952
ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБОБЩЕНИЯ 1. Идеализация. 2. Типизация. 3. Типологизация.
Идеализация Мирон (V в. до н. э. ). Дискобол.
Идеализация Микеланджело (1475 - 1564) Давид (1501 ‐ 1504)
Идеализация Никола Пессен (1594 - 1665) Царство Флоры (1631)
Идеализация Ленин и дети.
Идеализация Ленин и дети.
Идеализация Ленин и дети.
Типизация Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Франс Снейдерс (1579 ‐ 1657). Рыбная лавка.
Типизация Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Пауль де Вос (1596— 1678), Травля медведя.
Типизация Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Ян Давидс де Хем (1606 ‐ 1684). Натюрморт с фруктами и омаром. Вариация. 2‐‐‐ четверть XVII в. я
Типизация Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Ян Давидс де Хем (1606 ‐ 1684). Цветочный букет в стеклянной вазе, распятие и мертвая голова. 2‐‐‐я четверть VII в. X
Типизация Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Ян ван Кессель Старший (1629 ‐ 1679). Гирлянда из роз, тюльпанов, ирисов и других цветов.
Типизация Барокко. Фландрия. (XVII в. ) Ян ван Кессель Старший (1629 ‐ 1679). Декоративная композиция с корзиной фруктов.
Типологизация Период аналитического кубизма 1908 - 1911 Пабло Пикассо (1881‐ 1973) «Портрет Амбруаза Воллара» , 1910
ТИ_2а_Художественный образ.pptx