ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА Новичихина Марина, группа 3531 б
Рене Декарт: рефлексы и "страсти души" Заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Первая получила наиболее последовательное воплощение в понимании рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение; в учении о «страстях души» как психических состояниях, испытываемых телесным органом души (каковым Д. считал одну из желез головного мозга - эпифиз).
Бенедикт Спиноза: Бог – Природа Решил (поставленную Р. Декартом) психофизическую проблему в духе материалистического монизма, рассматривая мышление и протяжение как атрибуты одной и той же субстанции — природы, или Бога. При этом способность тела (как конкретного единичного проявления субстанции) к действию лежит в основе мышления, которое тем совершеннее, чем больше способность тела производить разнообразные и сложные действия.
Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного. Опираясь на открытое им дифференциальное и интегральное исчисление, представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в себе нематериальных ценностей — монад. Отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, Л. ввел понятие о бессознательной психике, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий ( «малых перцепций» ).
Томас Гоббс: ассоциация идей Полагал, что из простых ощущений, вызванных внешним воздействием, как движением атомов в мозгу, возникают остальные психические процессы. Воля трактовалась как продукт основных чувственных мотивов — стремления и отвращения, а ум - как своего рода счетный аппарат, действия которого соответствуют сложению и вычитанию, причем счету подлежат не вещи, а имена. Человек рассматривался как существо, наделенное от природы стремлением к самосохранению и собственной выгоде
Джон Локк: два вида опыта В истории психологической мысли занял важное место, противопоставив рационализму и априоризму Декарта учение о происхождении всех идей из опыта (эмпиризм). В локковском понимании в опыте объединялись как чувственные впечатления от внешних объектов, так и то, что непосредственно испытывает индивидуальная душа в процессе собственной деятельности.
Спасибо за внимание!