Основные принципы построения компьютера.PPT
- Количество слайдов: 60
Принципы Построения Компьютеров Основные принципы
Определения Компьютер (computer) – это программируемое электронное устройство для обработки числовых и символьных данных. • аналоговые компьютеры – складывают и умножают аналоговые (непрерывные) сигналы • цифровые компьютеры – работают с цифровыми (дискретными) данными. Hardware – аппаратное обеспечение, «железо» . Software – программное обеспечение, «софт» . 1 01001
Определения Программа – это последовательность команд, которые должен выполнить компьютер. Команда – это описание операции (1… 4 байта): • код команды • операнды – исходные данные (числа) или их адреса • результат (куда записать). Типы команд: inc AX • безадресные (1 байт) – увеличить регистр AX на 1 регистр – ячейка быстродействующей памяти, расположенная в процессоре 2 • одноадресные (2 байта) add AX, 2 AX + 2 add ax, • двухадресные (3 байта) add X 2 X X+2 • трехадресные (4 байта) add X 2 Y Y X+2
Архитектурой компьютера называется его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и т. д. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного ЗУ, внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя.
Архитектура ЭВМ Вычислительные и логические возможности Система команд Форматы данных быстродействие Аппаратные средства Структура ЭВМ Организация памяти Организация ввода-вывода Принципы управления Программное обеспечение Операционная система Языки программирования Прикладное ПО
• Структура компьютера — это совокупность его функциональных элементов и связей между ними. Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера графически представляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описание компьютера на любом уровне детализации. • Наиболее распространены следующие архитектурные решения.
Архитектура компьютера Архитектура – принципы действия и взаимосвязи основных устройств компьютера (процессора, ОЗУ, внешних устройств). Принстонская архитектура (фон Неймана): прямой доступ к памяти устройства ввода ОЗУ (программа и данные) процессор данные управление прямой доступ к памяти устройства вывода Гарвардская архитектура – программы и данные хранятся в разных областях памяти. скорость (одновременно читаем команду и данные) нужно больше контактов у процессора
При создании первых вычислительных машин в 1945 математик Джон фон Нейман описал основы конструкции компьютера. Согласно принципам фон Неймана, компьютер должен иметь следующие устройства: ● Арифметическо-логическое устройство — для непосредственного осуществления вычислений и логических операций. ● Устройство управления — для организации процесса управления программ. ● Запоминающее устройство (память) — для хранения программ и информации. ● Внешние устройства — для ввода и вывода информации. Обосновал использование двоичной системы представления чисел (ранее все вычислительные машины хранили обрабатываемые числа в десятичном виде), продемонстрировал преимущества технической реализации, удобство и простоту выполнения в ней арифметических и логических операций.
Принципы фон Неймана «Предварительный доклад о машине EDVAC» (1945) 1. Принцип двоичного кодирования: вся информация кодируется в двоичном виде. 2. Принцип программного управления: программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности. 3. Принцип однородности памяти: программы и данные хранятся в одной и той же памяти. 4. Принцип адресности: память состоит из пронумерованных ячеек; процессору в любой момент времени доступна любая ячейка.
Выполнение программы Счетчик команд (IP = Instruction Pointer) – регистр, в котором хранится адрес следующей команды. IP AB 3 D 16 по адресу AB 3 D 16 1. Команда, расположенная по этому адресу, передается в УУ. Если это не команда перехода, регистр IP увеличивается на длину команды. 2. УУ расшифровывает адреса операндов. 3. Операнды загружаются в АЛУ. 4. УУ дает команду АЛУ на выполнение операции. 5. Результат записывается по нужному адресу. 6. Шаги 1 -5 повторяются до получения команды «стоп» .
• Подавляющее большинство компьютеров в своих основных чертах соответствует принципам фон Неймана, но схема устройства современных компьютеров несколько отличается от классической схемы. В частности, арифметическологическое устройство и устройство управления, как правило, объединены в центральный процессор. Многие быстродействующие компьютеры осуществляют параллельную обработку данных на нескольких процессорах.
Архитектуры компьютеров В) многомашинная фон Неймана (независимые задачи) УУ УУ АЛУ АЛУ ОЗУ ОЗУ A) многопроцессорная (части одной задачи, по разным программам) УУ УУ АЛУ (части одной задачи, по одной программе) УУ УУ АЛУ С) параллельные процессоры ОЗУ АЛУ
• Многопроцессорная архитектура. Наличие в компьютере нескольких процессоров означает, что параллельно может быть организовано много потоков данных и много потоков команд. Таким образом, параллельно могут выполняться несколько фрагментов одной задачи. Структура такой машины, имеющей общую оперативную память и несколько процессоров, представлена на рисунке A.
• Многомашинная вычислительная система. Рис. В. Здесь несколько процессоров, входящих в вычислительную систему, не имеют общей оперативной памяти, а имеют каждый свою (локальную). Каждый компьютер в многомашинной системе имеет классическую архитектуру, и такая система применяется достаточно широко. Однако эффект от применения такой вычислительной системы может быть получен только при решении задач, имеющих очень специальную структуру: она должна разбиваться на столько слабо связанных подзадач, сколько компьютеров в системе. • Преимущество в быстродействии многопроцессорных и многомашинных вычислительных систем перед однопроцессорными очевидно.
• Архитектура с параллельными процессорами. Здесь несколько АЛУ работают под управлением одного УУ. Это означает, что множество данных может обрабатываться по одной программе — то есть по одному потоку команд. Высокое быстродействие такой архитектуры можно получить только на задачах, в которых одинаковые вычислительные операции выполняются одновременно на различных однотипных наборах данных. Структура таких компьютеров представлена на рисунке С.
Персональный компьютер (ПК) ПК – это компьютер, предназначенный для личного использования (доступная цена, размеры, характеристики). 1977 Apple-II ЕС-1841 1981 IBM PC (personal computer) i. Mac (1999) Power. Mac G 4 Cube (2000)
Принцип открытой архитектуры – правила построения компьютера, в соответствии с которыми каждый новый блок должен быть совместим со старым и легко устанавливаться в том же месте в компьютере. В компьютере столь же легко можно заменить старые блоки на новые, где бы они ни располагались, в результате чего работа компьютера не только не нарушается, но и становится более производительной. Этот принцип позволяет не выбрасывать, а модернизировать ранее купленный компьютер, легко заменяя в нем устаревшие блоки на более совершенные и удобные, а так же приобретать и устанавливать новые блоки. Причем во всех разъемы для их подключения являются стандартными и не требуют никаких изменений в самой конструкции компьютера.
Принцип открытой архитектуры • на материнской плате расположены только узлы, которые обрабатывают информацию (процессор и вспомогательные микросхемы, память) • схемы, управляющие другими устройствами (монитором и т. д. ) – это отдельные платы, которые вставляются в слоты расширения • схема стыковки новых устройств с компьютером общедоступна (стандарт) • конкуренция, удешевление устройств • производители могут изготавливать новые совместимые устройства • пользователь может собирать ПК «из кубиков»
Взаимосвязь блоков ПК контроллеры память процессор видеокарта сетевая карта контроллеры дисководов шины адреса, данных, управления порты клавиатура, мышь, модем, принтер, сканер Шина – многожильная линия связи, доступ к которой имеют несколько устройств. Контроллер – электронная схема, управляющая внешним устройством по сигналам процессора.
Магистрально-модульный принцип построения компьютера
Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию. Каждая отдельная функция компьютера реализуется одним или несколькими модулями – конструктивно и функционально законченных электронных блоков в стандартном исполнении. Организация структуры компьютера на модульной основе аналогична строительству блочного дома. Основными модулями компьютера являются память и процессор. Процессор – это устройство управляющее работой всех блоков компьютера. Действия процессора определяются командами программы, хранящейся в памяти. Благодаря использованию вышеназванного принципа, появляется возможность создания большого разнообразия товаров из одного набора основных компонентов. Из набора модулей возможно создать большое разнообразие компьютеров (сложных технических систем), отличающихся друг от друга производительностью, назначением (домашний, офисный, сервер приложений и т. п. ), архитектурой, платформой.
Магистрально-модульный принцип Модульная организация опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между устройствами. Магистрально-модульный принцип имеет ряд достоинств: • 1. для работы с внешними устройствами используются те же команды процессора, что и для работы с памятью. • 2. подключение к магистрали дополнительных устройств не требует изменений в уже существующих устройствах, процессоре, памяти. • 3. меняя состав модулей можно изменять мощность и назначение компьютера в процессе его эксплуатации.
Магистрально-модульное устройство компьютера Процессор Оперативная память Обработка данных Хранение данных и программ Шина данных Магистраль Шина адреса Шина управления Устройства ввода Устройства вывода Ввод данных Вывод данных Долговременная память Сетевые устройства Хранение данных и программ Для обеспечения информационного обмена между различными устройствами должна быть предусмотрена какая-то магистраль для перемещения потоков информации.
Магистраль (системная шина) включает в себя: 1. Шину данных; 2. Шину адреса; 3. Шину управления. Упрощенно системную шину можно представить как группу кабелей и электрических (токопроводящих) линий на системной плате. К магистрали подключаются процессор и оперативная память, а также периферийные устройства ввода, вывода и хранения информации, которые обмениваются информацией на машинном языке (последовательностями нулей и единиц в форме электрических импульсов).
Шина – совокупность токопроводящих линий, по которым обмениваются информацией устройства компьютера.
Назначение системной шины: Это главная магистраль, по которой происходит обмен информацией между процессором и памятью и их связь с периферийными устройствами. Отличительным признаком шины от других систем соединения является наличие трех групп линий, по каждой из которых передается свой вид информации: шины данных, шины адреса, шины управления.
Шина данных По этой шине передаются данные между различными устройствами. Например, считанные из ОЗУ данные могут быть переданы процессору для обработки, а затем могут быть отправлены обратно для хранения. Таким образом, данные по шине данных могут передаваться от устройства к устройству в любом направлении. Разрядность шины данных определяется процессором, т. е. количеством двоичных разрядов, которые могут обрабатываться процессором одновременно. Разрядность процессоров постоянно увеличивается по мере развития компьютерной техники.
Шина адреса Выбор устройства или ячейки памяти, куда посылаются данные или откуда считываются данные по шине данных, производит процессор. Каждое устройство или ячейка памяти имеет свой адрес. Адрес передается по адресной шине от процессора к памяти или устройствам. Разрядность шины адреса определяет объем адресуемой памяти.
Разрядность адресной шины определяет доступное адресное пространство, т. е. количество однобайтовых ячеек оперативной памяти, которые могут иметь уникальные адреса. Если разрядность адресной шины равна n, то максимальный адрес, который может быть по ней передан – 2 n. Очевидно, количество байтов оперативной памяти не должно превышать 2 n, иначе байты с большими адресами не будут использоваться.
Шина управления По шине управления передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали. Сигналы показывают, какую операцию – считывание или запись информации нужно производить, синхронизируют обмен данными и т. д.
Основные пользовательские характеристики: ☻Разрядность – количество бит информации, параллельно «проходящих» через шину; ☻Пропускная способность – количество бит информации, передаваемых по шине за секунду.
Архитектура персонального компьютера
Архитектура персонального компьютера
• Основная часть системной платы — микропроцессор (МП) или CPU (Central Processing Unit), он управляет работой всех узлов ПК и программой, описывающей алгоритм решаемой задачи. МП имеет сложную структуру в виде электронных логических схем. В качестве его компонент можно выделить: • A). АЛУ - арифметико-логическое устройство, предназначенное для выполнения арифметических и логических операций над данными и адресами памяти; • Б). Регистры или микропроцессорная память — сверхоперативная память, работающая со скоростью процессора, АЛУ работает именно с ними; • B). УУ - устройство управления - управление работой всех узлов МП посредством выработки и передачи другим его компонентам управляющих импульсов, поступающих от кварцевого тактового генератора, который при включении ПК начинает вибрировать с постоянной частотой (100 МГц, 200 -400 МГц). Эти колебания и задают темп работы всей системной платы; • Г). СПр - система прерываний - специальный регистр, описывающий состояние МП, позволяющий прерывать работу МП в любой момент времени для немедленной обработки некоторого поступившего запроса, или постановки его в очередь; после обработки запроса СПр обеспечивает восстановление прерванного процесса; • Д). Устройство управления общей шиной — интерфейсная система.
• Для расширения возможностей ПК и повышения функциональных характеристик микропроцессора дополнительно может поставляться математический сопроцессор, служащий для расширения набора команд МП. Например, математический сопроцессор IBM-совместимых ПК расширяет возможности МП для вычислений с плавающей точкой; сопроцессор в локальных сетях (LAN-процессор) расширяет функции МП в локальных сетях. • Характеристики процессора: • рабочее напряжение (5 В у ранних моделей, менее 3 В в настоящее время ) • тактовая частота — количество операций, выполняемых в секунду, производительность (100 – 133 МГц) • разрядность процессора — максимальное количество разрядов двоичного числа, над которыми одновременно может выполняться машинная операция (за один такт)
• Интерфейсная система - это: • -шина управления (ШУ) - предназначена для передачи управляющий импульсов и синхронизации сигналов ко всем устройствам ПК; • -шина адреса (ША) - предназначена для передачи кода адреса ячейки памяти или порта ввода/вывода внешнего устройства; • -шина данных (ШД) - предназначена для параллельной передачи всех разрядов числового кода; • -шина питания - для подключения всех блоков ПК к системе электропитания. • Интерфейсная система обеспечивает три направления передачи информации: • - между МП и оперативной памятью; • - между МП и портами ввода/вывода внешних устройств; • - между оперативной памятью и портами ввода/вывода внешних устройств. Обмен информацией между устройствами и системной шиной происходит с помощью кодов ASCII.
Память и виды памяти • Память компьютера построена из двоичных запоминающих элементов — битов, объединенных в группы по 8 битов, которые называются байтами. (Единицы измерения памяти совпадают с единицами измерения информации). Все байты пронумерованы. Номер байта называется его адресом. • Байты могут объединяться в ячейки, которые называются также словами. Для каждого компьютера характерна определенная длина слова — два, четыре или восемь байтов. Это не исключает использования ячеек памяти другой длины (например, полуслово, двойное слово). Как правило, в одном машинном слове может быть представлено либо одно целое число, либо одна команда. Однако, допускаются переменные форматы представления информации.
Структура памяти • Память состоит из нумерованных ячеек. • Линейная структура (адрес ячейки – одно число). • Байт – это наименьшая ячейка памяти, имеющая собственный адрес (4, 6, 7, 8, 12 бит). На современных компьютерах 1 байт = 8 бит. 0 1 2 3 Слово = 2 байта Двойное слово = 4 байта …
• Современные компьютеры имеют много разнообразных запоминающих устройств, которые сильно отличаются между собой по назначению, временным характеристикам, объёму хранимой информации и стоимости хранения одинакового объёма информации. Различают два основных вида памяти — внутреннюю и внешнюю. • В состав внутренней памяти входят оперативная память, кэш-память и специальная память.
• Внешняя память (ВЗУ) предназначена для длительного хранения программ и данных, и целостность её содержимого не зависит от того, включен или выключен компьютер. В отличие от оперативной памяти, внешняя память не имеет прямой связи с процессором. В состав внешней памяти компьютера входят: • накопители на жёстких магнитных дисках; • накопители на гибких магнитных дисках; • накопители на компакт-дисках; • накопители на магнитной ленте (стримеры); • накопители на магнитно-оптических дисках;
Типы памяти Вн. Р Сверхоперативная Оперативная память Внешняя память Память может быть организована как многоуровневая с различным объемом и временем доступа к ней, так и одноуровневая, виртуальная. Виртуальная по сути переупорядоченное подмножество реальной памяти. 1. Внутренние регистры процессора; 2, 3, 4.
Уровни памяти Уровни иерархии памяти взаимосвязаны между собой – все данные одного уровня могут присутствовать на более низком уровне. быстродействие СОЗУ ОП Вн. П объем
Внутренняя память • Внутренняя память подразделяется на: - ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) или ROM (read only memory) предназначена только для чтения ее содержимого. Содержит - постоянную информацию, сохраняемую даже при отключенном питании, которая служит для тестирования памяти и оборудования компьютера, начальной загрузки ПК при включении. Запись на специальную кассету ПЗУ происходит на заводе фирмы-изготовителя ПК и несет черты его индивидуальности. Объем ПЗУ относительно невелик - от 64 до 256 Кб.
Внутренняя память - ОЗУ (оперативное запоминающее устройство, ОП — оперативная память) или RAM (random access memory), служит для оперативного хранения программ и данных, сохраняемых только на период работы ПК. Она энергозависима, при отключении питания информация теряется. ОЗУ бывает двух типов: статическое ( доступ к информации за несколько наносекунд, используется в качестве кэш-памяти) и динамическое (имеет большой объем, время доступа десятки наносекунд).
• ОП выделяется особыми функциями и спецификой доступа: • 1) ОП хранит не только данные, но и выполняемую программу; • 2) МП имеет возможность прямого доступа в ОП, минуя систему ввода/вывода. • Логическая организация памяти — адресация, размещение данных определяется ПО, установленным на ПК, а именно ОС. • Объем ОП колеблется в пределах от 64 Кб до 64 Мб и выше, как правило, ОП имеет модульную структуру и может расширяться за счет добавления новых микросхем. • Кэш-память - имеет малое время доступа (сверхоперативная память), служит для временного хранения промежуточных результатов и содержимого наиболее часто используемых ячеек ОП и регистров МП. В ней хранятся команды и данные, которые части используются и требуют малых временных затрат для доступа к ним. . • Объем кэш-памяти зависит от модели ПК и составляет обычно 256 Кб.
Внешняя память • Устройства внешней памяти весьма разнообразны. Предлагаемая классификация учитывает тип носителя, т. е. материального объекта, способного хранить информацию
• Накопители на магнитной ленте исторически появились раньше, чем накопители на магнитном диске. Бобинные накопители используются в супер. ЭВМ и mainframe. Ленточные накопители называются стримерами, они предназначены для создания резервных копий программ и документов, представляющих ценность. Запись может производиться на обычную видеокассету или на специальную кассету. Емкость такой кассеты до 1700 Мб, длина ленты 120 м, ширина 3. 81 мм (2 - 4 дорожки). Скорость считывания информации-до 100 Кб/сек.
• Диски относятся к носителям информации с прямым доступом, т. е. ПК может обратиться к дорожке, на которой начинается участок с искомой информацией или куда нужно записать новую информацию, непосредственно. • Магнитные диски (МД)— в качестве запоминающей среды используются магнитные материалы со специальными свойствами, позволяющими фиксировать два направления намагниченности. Каждому из этих состояний ставятся в соответствие двоичные цифры — 0 и 1. Информация на МД записывается и считывается магнитными головками вдоль концентрических окружностей - дорожек. Каждая дорожка разбита на сектора (1 сектор = 512 байт). Обмен между дисками и ОП происходит целым числом секторов. Кластер — минимальная единица размещения информации на диске, он может содержать один и более смежных секторов дорожки. При записи и чтении МД вращается вокруг своей оси, а механизм управления магнитной головкой подводит ее к выбранной для записи или чтения дорожке.
• Данные на дисках хранятся в файлах — именованных областях внешней памяти, выделенных для хранения массива данных. Кластеры, выделяемые файлу, могут находиться в любом свободном месте дисковой памяти и необязательно являются смежными. Вся информация о том, где именно записаны кусочки файла, хранится в таблице размещения файлов FAT (file allocation table). Для пакетов МД (это диски, установленные на одной оси) и для двусторонних дисков вводится понятие цилиндр - совокупность дорожек МД, находящихся на одинаковом расстоянии от центра.
• На ГМД магнитный слой наносится на гибкую основу. Диаметр ГМД: 5, 25" и 3, 5". Емкость ГМД от 180 Кб до 2, 88 Мб. Число дорожек на одной поверхности - 80. Скорость вращения от 3000 до 7200 об/мин. Среднее время доступа 65 - 100 мс. • Каждая новая дискета перед работой должна быть отформатирована, т. е. создана структура записи информации на ее поверхности: разметка дорожек, секторов, записи маркеров, таблицы FAT. Дискеты нужно хранить аккуратно, беречь от пыли, механических повреждений, воздействия магнитных полей, растворителей. Это основной недостаток этого вида накопителей.
• НЖМД или «винчестеры» изготовлены из сплавов алюминия или из керамики и покрыты ферролаком, вместе с блоком магнитных головок помещены в герметически закрытый корпус. Емкость накопителей за счет чрезвычайно плотной записи достигает нескольких гигабайт, быстродействие также выше, чем у съемных дисков (за счет увеличения скорости вращения, т. к. диск жестко закреплен на оси вращения). Первая модель появилась на фирме IBM в 1973 г. Она имела емкость 16 Кб и 30 дорожек/30 секторов, что случайно совпало с калибром популярного ружья 30'730" «винчестер» . • Диаметр ЖМД: 3, 5" (есть 1, 8" и 5, 25"). Скорость вращения 7200 об/мин, время доступа — 6 мс. • Каждым ЖМД проходит процедуру низкоуровневого форматирования — на носитель записывается служебная информация, которая определяет разметку цилиндров диска на сектора и нумерует их, маркируются дефектные сектора для исключения их из процесса эксплуатации диска. В ПК имеется один или два накопителя. Один ЖД можно разбить при помощи специальной программы на несколько логических дисков и работать с ними как с разными ЖД.
• Дисковые массивы RAID - применяются в машинах-серверах БД и в супер. ЭВМ, они представляют собой матрицу с резервируемыми независимыми дисками, несколько НЖМД объединены в один логический диск. Можно объединить до 48 физических дисков любой емкости, формирующих до 120 логических дисков (RAID 7). Емкость таких дисков составляет до 5 Тб (терабайт).
• НОД (накопители на оптических дисках) делятся на: • не перезаписываемые лазерно-оптические диски или компакт-диски (CD-ROM). Поставляются фирмойизготовителем с уже записанной на них информацией. Запись на них возможна в лабораторных условиях лазерным лучом большой мощности. В оптическом дисководе ПК эта дорожка читается лазерным лучом меньшей мощности. Ввиду чрезвычайно плотной записи CD-ROM имеют емкость до 1, 5 Гб, время доступа от 30 до 300 мс, скорость считывания данных от 150 до 1500 Кб/сек; • перезаписываемые CD-диски имеют возможность записывать информацию прямо с ПК, но для этого необходимо специальное устройство.
• Магнитооптические диски (ZIP) — запись на такой диск производится под высокой температурой намагничиванием активного слоя, а считывание — лучом лазера. Эти диски удобны для хранения информации, но оборудование стоит дорого. Емкость такого диска до 20, 8 Мб, время доступа от 15 до 150 мс, скорость считывания информации до 2000 Кб/сек.
Система команд ЭВМ (классификация по функциональному назначению) 1. Команды передачи данных - команды передачи кодов между регистрами внутри процессора, - из регистров процессора в память, - из памяти в регистры процессора, - из одних ячеек памяти в другие, - передачи данных между процессором и портами внешних устройств; команды работы со стеком.
2) Команды обработки данных Данная группа команд подразделяется на: - Арифметические (сложит, вычесть, умножить. . ); - Логические ( операции И, ИЛИ, НЕ…); - Команды сдвига Команды этого типа могут иметь один или два операнда. Операнды могут храниться в регистрах центрального процессора, в памяти или в специализированном регистре. Они формируют признаки результатов: перенос из старшего разряда, переполнение, нулевой результат, …
3. Команды передачи управления Используются для изменения естественного порядка следования команд организации циклических участков в программах. - команда безусловного перехода JMP <адрес> загружает адрес перехода, указанный в команде, в программный счетчик. - команды условного перехода используются после команд, изменяющих состояние флагового регистра
4. Команды для работы с подпрограммами. Стеки Адрес возврата – адрес команды, на которую управление передается после окончания работы подпрограммы. Для организации подпрограмм используется аппаратно поддерживаемую структуру данных стек ( последним вошел – первым вышел) Указатель стека хранит адрес ячейки памяти, содержащей последнее помещенное в стек значение. Для сохранения адреса возврата в стек используются команды вызова подпрограмм CALL<адрес>. Для возврата из подпрограммы в основную программу – команды возврата RETURN.
5. Прочие команды (дополнительные или специальные) Команды остановки центрального процессора, сброса внешних устройств, установка или сброс отдельных признаков.