Презентация Zarozhdenie vospitania i shkoly-1-2

Скачать презентацию  Zarozhdenie vospitania i shkoly-1-2 Скачать презентацию Zarozhdenie vospitania i shkoly-1-2

zarozhdenie_vospitania_i_shkoly-1-2.ppt

  • Размер: 10.9 Mегабайта
  • Количество слайдов: 25

Описание презентации Презентация Zarozhdenie vospitania i shkoly-1-2 по слайдам

Зарождение воспитания и школы Лекция к. п. н. , доцента Правдиной О. В.  «История школыЗарождение воспитания и школы Лекция к. п. н. , доцента Правдиной О. В. «История школы и педагогической мысли » 2012 год

План лекции № 1 • 1.  ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВоспитаниеПлан лекции № 1 • 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Воспитание и обучение в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай (Конфуций), • 2. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ • 3. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ • 4. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДОГОГИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Древняя Греция — страна, состоявшая из рядаВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДОГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Древняя Греция — страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афинами. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих двух систем была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия» . Они были лишены всех человеческих прав, в том числе права обучаться в школах.

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДОГОГИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греки уделяли особое внимание воспитанию, что позволилоВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДОГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греки уделяли особое внимание воспитанию, что позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и близкие к ним Пифагор, Евклид, Архимед, известные нам больше как математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались, (это не касалось низших слоев населения и рабов).

ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосход - IX философов, в концепцииФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ВОСПИТАНИИ Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосход — IX философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. • Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э. )! Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения; выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовались определенные познания философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил. К примеру, совет «не ходи по дороге» подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило «уважай закон» означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в подобной добродетели, ученики Пифагора нередко выполняли обет длительного молчания.

ДЕМОКРИТ  (460 -370 гг. до н. э. ) Выдающийся философ Древней Греции, принял горячее участиеДЕМОКРИТ (460 -370 гг. до н. э. ) Выдающийся философ Древней Греции, принял горячее участие в споре о достоинстве человека — о том, что позднее было названо ценностями, т. е. о том, что для человека наиболее важно, как, во имя чего человек должен жить. целью воспитания эвтимию — хорошее расположение духа. поставил вопрос о природосообразности воспитания Указывал на огромную роль труда в воспитании Целью умственного воспитания должно быть не накопление знаний, а развитие ума, упражнение в мышлении. Вопросы умственного воспитания тесно связывал с нравственным воспитанием

СОКРАТ  (469 -399 гг. до н. э. )  древнегреческий философ, учение которого знаменует поворотСОКРАТ (469 -399 гг. до н. э. ) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека; воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. Сам Сократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить только на основании их отражений в сочинениях других греческих философов. Высшие добродетели по Сократу: • сдержанность (как укрощать страсти), • мужество (как преодолеть опасность), • справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). • Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. • Сократический метод — это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, • Сократ сформулировал педагогические принципы : отказ о принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания.

ПЛАТОН  (427 -347 гг. до н. э. ) Выдающийся философ Древней Греции, ученик Сократа, учительПЛАТОН (427 -347 гг. до н. э. ) Выдающийся философ Древней Греции, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель Академии. • Главная задача педагогики – «передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души» • Цель воспитания — приближение к миру идей, в частности — к идее высшего блага. • Основатель теории дошкольного воспитания • Призывал учитывать личные склонности

АРИСТОТЕЛЬ  (484 -322 гг. до н. э. ) древнегреческий философ,  ученик Платона, с 343АРИСТОТЕЛЬ (484 -322 гг. до н. э. ) древнегреческий философ, ученик Платона, с 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. • выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное • выдвинул принцип природосообразности воспитания , создал первую возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года). • основал в Афинах философскую школу Ликей

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ • Античные греки внесли заметный вклад и вПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ • Античные греки внесли заметный вклад и в педагогическую теорию, которая в то время развивалась в рамках философской науки. Практически все древнегреческие ученые касались в своих трудах проблем образования. • Софисты (1), провозгласив человека «мерой всех вещей», впервые в исто-рии пытаются подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретного индивида, целиком поставить их в зависимость от его потребностей и интересов. Видя главную цель образования в достижении каждым индивидом личного успеха, они допускают при этом возможность разрушения вековых устоев благочестия и неприятия существующих социальных норм. 1. Соф стыии (от др. -греч. σοφιστής — « умелец , изобретатель , мудрец , знаток» ) — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2 -ой половине V — 1 -й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён

Образование в Древней Греции  В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованиюОбразование в Древней Греции В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н. э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Образование в Древней Греции • После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались наОбразование в Древней Греции • После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий ребенка»), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами , двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой) прорезались буквы и п, ифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с фугой стороны. В этом случае диптихи служили «конвертами» для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек.

Образование в Древней Греции В различных городах Греции обучение проходило по-разному.  В Спарте, где воспитаниеОбразование в Древней Греции В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, по были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность (Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал «калокагатии» — красоты и добра, слитых воедино.

СПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ Цель воспитания : сильный духом, физически развитый,  смышленый в военном деле человекСПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ Цель воспитания : сильный духом, физически развитый, смышленый в военном деле человек

АФИНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ: всестороннее гармоничное развитие человека АФИНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЬ: всестороннее гармоничное развитие человека

Образование и воспитание в Древнем Риме Частные тривиальные школа – элементарное образование Грамматические греческие и греко-латинскиеОбразование и воспитание в Древнем Риме Частные тривиальные школа – элементарное образование Грамматические греческие и греко-латинские школы повышенного типа для мальчиков 12 -16 лет Риторские школы для аристократической молодежи – обучение ораторскому искусству Коллегии юношества для детей римской знати – элитарное образование

Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106 -43 до н. э. ) • был признан первым учителем римского народаМАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106 -43 до н. э. ) • был признан первым учителем римского народа • Идеал воспитания — совершенный оратор и общественный деятель • Считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование

ЛУЦИЙ АНЕЙ СЕНЕКА ( 4 в. до н. э. ) • провозгласил главной задачей воспитания ЛУЦИЙ АНЕЙ СЕНЕКА ( 4 в. до н. э. ) • провозгласил главной задачей воспитания моральное совершенствование человека • Основным методом воспитания он считал самодвижение к божественному идеалу • Основное средство воспитания – назидательные проповеди • Сенека был сторонником энциклопедического образования «О милосердии», «О благодеяниях», «Исследования о природе», «О душевном покое», «О досуге», «О счастливой жизни», «О благодарениях», «О провидении», «Нравственные письма к Луцилию».

МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН (42 -118) • Исповедовал  принципы гуманистической,  ненасильственной педагогики • Разработал системуМАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН (42 -118) • Исповедовал принципы гуманистической, ненасильственной педагогики • Разработал систему требований к учителю: он должен быть прост в преподавании, терпелив в работе, старателен, не раздражителен, но не потворствовать тем, кто нуждается в исправлении, служить во всем образцом и примером, испытывать родительские чувства к воспитанникамкнига «О воспитании оратора»

Таким образом, классическая древность в педагогическом отношении оставила в наследство идеи :  • школы какТаким образом, классическая древность в педагогическом отношении оставила в наследство идеи : • школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения (идея гуманитарного образования); • цельного образования , основу которого обеспечивает нравственное воспитание; • идею науки о воспитании и обучении ; самодеятельного образования человека и индуктивно-вопросного метода (сократического); • необходимости планомерного физического развития. • идеи общественного и семейного воспитания. Социализация человека рассматривалась как приобщение его к государственным и общественным ценностям. Такие понятия, как « педагог», «гимназия», «лицей», «школа», также унаследованы от Античности.