Презентация по теме правовое учение Цицерона.pptx
- Количество слайдов: 10
Презентация по теме: Правовое учение Цицерона Работу выполнила Студентка 1 курса Щетинина А. А.
• Законы должны • Насаждать добродетели • И искоренять пороки. • Цицерон
БИОГРАФИЯ • Марк Туллий Цицерон (106— 43 гг. до н. э. ) — римский государственный деятель, знаменитый оратор. Марк Туллий Цицерон принадлежал к торгово-финансовой аристократии, жил в эпоху последнего периода республики Рима. Получил прекрасное образование. В Греции изучал греческую философию. Как блестящий оратор выступал в различных аудиториях: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и в народном собрании — на политические темы. Образованность и уникальные ораторские способности помогли Цицерону сделать блестящую политическую карьеру. Финал жизни трагичен: Цицерону отрубили голову и правую руку и по распоряжению Антония выставили их в Риме на Форуме. Цицерон погиб 7 декабря 43 г. до н. э. на 64 году жизни. • Основные произведения: Его литературное наследие значительно: 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии, более 800 писем. Политико-правовая проблематика наиболее полно представлена в работах «Государство» , «Законы» , «Об обязанностях» .
Цицерон Классификация права • Естественное право • Позитивное право
Естественное право Естественный закон: - является врожденным, вечным и постоянным; • - возникает раньше, чем какой-либо «писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство было основано» ; • - всегда справедливый: «Первое правило справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей» ; • • - существует в неписаной форме; • - содержит разумные положения; - отменить его полностью невозможно «ни постановлением Сената, ни постановлением народа» ; распространяется на всех людей: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая» .
Позитивное право • Позитивный закон. Цицерон допускал существование несправедливых позитивных законов, которые «заслуживают название закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками» : «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы эти права могли получать одобрение голосованием или решением толпы» . Примеры несправедливых законов: законы тридцати афинских тиранов 404— 403 гг. до н. э. ; римский закон 82 г. до н. э. , согласно которому Сулле принадлежало право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде.
Писаное право • Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских раз мышлений, приобрело практическое значение в римском праве. • Заслуга Цицерона в том, что он первый в римском государстве провел разделение между естественным правом (правом народов) и правом римских граждан. Естественное право распространяется как на людей, так и на животных. К нему он относил семью, брак, воспитание детей. Согласно естественному праву все рождаются свободными. Право граждан (цивильное) регулирует отношения между свободными римлянами. Частное право • Публичное право
• . Цицерон предложил юридическое понимание государства: «Итак, государство есть достояние народа , а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. . . Да и что такое государство, как не общий правопорядок? » . • Цицерон обосновал принцип юридического (формального) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущество, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы
• Говоря о развитии права и формулируя важный правовой принцип законности, Цицерон пишет: «Под действие закона должны подпадать все» . Итог размышлений Цицерона: • 1) общины возникают от природы, следовательно, государство возникает от природы; • 2) власть вручается мудрецам, способным приблизиться к постижению мира, божественного разума; • 3) государство - охрана имущества граждан; • 4) законы должны соответствовать общественному порядку; • 5) частной собственности не бывает от природы, она возникает на основании давнего завладения, победы в войне, закона или соглашения.
• Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Не случайно заключительный раздел книги о Цицероне историк С. Л. Утченко назвал «Цицерон в веках» . Его труды находились в центре внимания римских и христианских авторов, деятелей эпохи Ренессанса и Просвещения, видевших в Цицероне своего великого предтечу. Наиболее плодотворными оказались положения Цицерона о формах государства, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве. Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.
Презентация по теме правовое учение Цицерона.pptx