Презентация по МХК на тему: «Творчество М. А. Врубеля» подготовили: Завьялова Ксения и Андреева Анастасия
Михаи л Алекса ндрович Вру бель — выдающийся русский художник рубежа XIX —XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.
Жена художника (1898) Наде жда Ива новна Забе ла-Вру бель ( 20 марта (1 апреля) 1868, Ковно — 21 июня (4 июля) 1913, Санкт-Петербург) — русская певица, сопрано. «На одной из репетиций — вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился» . Так состоялось их знакомство. В 1896 г. Надежда Забела вышла замуж за Михаила Врубеля, оставившего ряд её портретов. Вместе они прожили всю оставшуюся жизнь.
Самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора. лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба «Ангел с кадилом и свечой» потрясающий силой трагического чувства. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие картины. «Ангел с кадилом и свечой» 1887
В 1901 году родился долгожданный сын, ег назвали Саввой. Огромные синие глаза и заячья губа. Для поклонника красоты Врубеля это был настоящий удар. В уродстве сына художник увидел дурное предзнаменование. Именно в это время он погружался в стихию «Демона» , бросающего вызов Богу. У Врубеля начинался переход от депрессии, которой он страдал, в маниакально-возбужденное состояние. Знаменитый психиатр Бехтере находил у него развитие прогрессивного паралича. Художник чувствовал приближение безумия и очень его боялся. В 1903 году умирает маленький Савва, и Врубель сам просит отправить его в лечебницу. Бороться с болезнью в одиночку он уже не мог. Он был не в состоянии вырываться из цепких лап неврастении и безумия. Ему все время мерещится дьявол, который якобы исказил его картины.
Этот известный портрет, написанный с приехавшей из Сибири постоялицы гостиницы, где Врубель сам в это время обитал, наполнен атмосферой загадки и тайны. Это ощущение создается как самим техническим исполнением, так и выстраиванием соответствующего интерьера, выражением лица "гадалки" и изысканной "орнаментистикой" ("Орнаментистика и архитектура, - говорил художник, - это музыка наша"). Если верить обмолвкам Врубеля, сделанным в разговорах с друзьями, то женщина, послужившая моделью, была влюблена в него. Так или иначе, этой картине свойственна какаято странная таинственность. «Гадалка» (1895)
Царевна-лебедь. 1900 Написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского. Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. рубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна. Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.
Эта картина тоже связана с хутором Н. Ге в Сирень (1900) Черниговской губернии, где в мае 1900 года Врубель увидел заросли цветущей сирени. Увидел и поразился им. Сирень стала темой самого сложного произведения художника, в котором он попытался выразить свое философское кредо и само стремление к преодолению пропасти между формойвидимостью и сутью-смыслом. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику. Всякое обретение он считал равным смерти, так как оно делает невозможным дальнейшее движение и развитие. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы "взбивая" облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями, и название этой темы - "превращение Хаоса в Космос". По большому счету, "Сирень" явила собой оформление живописного языка символизма. Примирила она, кстати, Врубеля с А. Бенуа, который, по собственному признанию, почувствовал, стоя перед картиной, запах весенних цветов. Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: "Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны".
Принцесса Греза (1896) Декоративное панно представляет собой картину, предназначенную для постоянного или временного украшения участка стены или потолка, то есть оно определенным образом выстраивает жизненное пространство, влияет на него, заставляет обитателей этого пространства жить по своим законам. Если не забывать о том, что главной целью символизма было построение жизни по законам искусства, по законам абсолютной красоты, то можно понять, почему так влекла Врубеля работа над декоративными панно, почему он с готовностью принимал заказы на их создание. Панно "Венеция", 1893 (на след. стр. ) заказала художнику молодая чета Дункеров (Елизавета Дмитриевна приходилась племянницей Фету) для своего нового московского дома. Врубель написал его по впечатлениям поездки с семейством Мамонтовых в Италию в 189192 гг. , но исповедуемая им декоративность оказалась в этой работе столь агрессивна, что панно заказчики отвергли. В сущности, обыкновенная для Врубеля история. Нечто подобное произошло и с панно "Принцесса Греза", выполненным для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде
«Жемчужина» 1904 «Жемчужина» — это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, как в жерло колодца. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей» . видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей» . Тонкость, подробность, деталь — ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой» . Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны.
На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля. Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна - его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел «Демон» 1890 то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма
Спасибо за внимание!