Искусство Возрождения.ppt
- Количество слайдов: 31
Презентация по культурологии на тему: Основные этапы ренессансной культуры. Круг идей эпохи Возрождения. Подготовила студентка I курса, 163 группы Никульникова Ю. А. Преподаватель: Новикова Татьяна Олеговна
Основные этапы ренессансной культуры. Круг идей эпохи Возрождения.
1. Итальянское Возрождение (вторая половина XIII – первая половина XVI в. ) • Термин «Возрождение» (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) впервые введен итальянским живописцем, архитектором, историком искусства Джорджо Вазари для определения культурного движения, которое было призвано открыть перспективы Джорджо Вазари развития западной культуры (1511 -1574) Нового времени.
Культура Возрождения зародилась в Италии, связанная прежде всего с появлением в феодальном обществе буржуазии. • В Италии возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Идет осознание того, что самой совершенной формой в природе является человеческое тело. Человек становится главной темой искусства. • Художник в ренессансную эпоху воспринимается прежде всего как индивидуум, как личность, как таковой. •
• Итальянское Возрождение подразделяется на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) – период Дученто (XIII в. ) 2) Раннее Возрождение – период Треченто (вторая половина XIII – XIV в. ) 3) Высокое Возрождение – период Кватроченто (XV в. ) 4) Позднее Возрождение – период Чинквеченто (конец XV – первая треть XVI в. )
• Ведущие художественные школы в искусстве итальянского Ренессанса: 1. флорентийская и сиенская (XVI в. ) 2. флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская (XV в. ) 3. римская и венецианская (XVI в. )
1) Дученто (итал. ducento — двести) • был подготовлен будущий подъём ренессансного искусства. зародился особый интерес к античности, человека стали воспринимать как сознательную и мыслящую личность. в период дученто темпы развития архитектуры, живописи и скульптуры не совпадали. Ранее всего искусство дученто проявилось в скульптуре, а именно в творчестве Никколо Пизано и его ученика Арнольфо ди Камбио. ведущим видом изобразительного искусства дученто была архитектура. • • •
Никколо Пизано Арнольфо ди Камбио (ок. 1220 – между 1278– 1284) (ок. 1245 — до 1310)
2) − • • • Треченто (итал. Trecento -триста) Флорентийская школа Флоренция – центр художественной культуры. Крепнет Флорентийское бюргерство. Начало периода Треченто связывают с именем живописца Джотто ди Бондоне. Джотто вводит пейзажный фон вместо условного золотого фона византийских мозаик. Появляется трехмерное пространство, которое достигается определенным расположением фигур в Джотто ди Бондоне отдалении друг от друга на (1266? – 1337) плоскости стены.
− Сиенская школа • Сиена – центр художественной культуры. • Культура Сиены аристократична, пронизана феодальным мировоззрением, духом церковности. • Произведения сиенской школы нарядны, декоративны, праздничны, но и значительно более архаичны, чем флорентийские, полны готицизмов. • Одни из знаменитых мастеров сиенского Треченто – Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1250 -1319), Симоне Мартини (1284 -1344), Амброджо Лоренцетти (ок. 1280 -1348). • В 1348 г. – вспышка эпидемии чумы в Италии. Завершение развития искусства Треченто.
3) Кватроченто (итал. quattrocento — четыреста) • XV в. – процесс формирования новой культуры и нового мировоззрения. Век гуманизма. • Вера в в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма и эмпиризма: восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. • Тщательное изучение строения человека. Решение проблемы прямолинейной перспективы.
− Флорентийская школа XV века • Флоренция – главный центр ренессансной культуры. • «Век медицейской культуры» . • Одни из знаменитых мастеров флорентийской школы – Филиппо Брунеллески (1377 -1446), Андреа Пизано (ок. 1290 -1348 или 1349), Якопо делла Кверча (ок. 1374 -1438), Лоренцо Гиберти (1381 -1455), Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Донателло, 1386? -1466), Андреа Вероккио (14361488), Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди (Мазаччо, 1401 -1428). Перспективисты и аналитики: Паоло Уччелло (1397 -1475), Андреа дель Кастаньо (ок. 1421 -1457), Доменико Венециано (до 1410 -1461) Монастырские: фра Джованни Беато Анжелико да Фьезоле (Фра Анжелико, 1387 -1455), Беноццо Гоццоли (1420 -1498) • •
• • • Характерные черты искусства Возрождения: конструктивная ясность, античная простота, гармония и соразмерность. Образ светского городского дворца (палаццо) – четкость этажного членения, рустика, большая роль пилястр, сдвоенные (парные) окна, подчеркнутый карниз. Облицовка фасадов церквей и кампанил разноцветным мрамором. Первый конный монумент – конная статуя кондотьера Эразмо ди Нарни (Донателло). Мазаччо первым решил проблемы линейной и воздушной Конная статуя кондотьера перспективы Эразмо ди Нарни
Медицейская культура • Светские произведения с массой бытовых подробностей, с портретами современников, наполненные живым человеческим чувством и переживаниями. • Во второй половине XV в. с усилением роли патрициата в искусстве еще более приобретают значение изящество и роскошь. • Основные мастера медицейской культуры: Филиппо Липпи (1406 -1469), Доменико Гирландайо (14491494), Анджело Полициано (1454 -1494), Джованни Пико делла Мирандола (1463 -1494), Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи, 1445 -1510).
• Конец XV в. – экономический и социальнополитический кризис во Флоренции. • В первой трети XVI в. Флоренция теряет свою независимость как город-коммуна, оставшись просто главным городом герцогства Тосканского. Перестает быть центром художественной жизни. • Флорентийская школа Кватроченто оставила свой след в искусстве Возрождения – была первой, где решались проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии, пластики человеческого тела, точного рисунка, естественного движения; лишь цвет не был самой сильной стороной творчества флорентийских мастеров.
− Умбрийская школа XV века • Ярко выраженные феодальные и средневековые традиции. • Придворный, рыцарственный характер искусства Умбрии XIV в. Очень близок сиенскому. • Искусство Умбрии декоративно, нарядно, лирично, мечтательно и глубоко религиозно. Главную роль играет колорит. • Основные мастера умбрийской школы: Джентиле де Фабриано (1370 -1427), Пьеро делла Франческа (1420? 1492). • Техника валеров; Пьеро делла Франческа – один из первых пленэристов.
− Падуанская школа XV века • Творчество падуанских мастеров развивается под знаком преклонения перед античным искусством, в основном римским. • Готические черты в искусстве Кватроченто вполне естественны. • Испытала Падуя и большое влияние флорентийской школы. • Крупнейший мастер падуанской школы: Андреа Мантенья (1431 -1506).
− Феррарская и болонская школы • • Феррара выступал соперником Венеции. Долгое сохранение в искусстве готических традиций. Влияние итальянских и нидерландских мастеров. Крупнейшие мастера феррарской и болонской школ: Козимо Тура (ок. 1429 или 1430 -1495), Франческо дель Косса (ок. 1436 – ок. 1478), Лоренцо Коста (ок. 1460 -1535).
− Венецианская школа XV века • Конец XIII в. – процесс аристократизации политического строя Венеции, патрицианство задерживало ростки новой, бюргерской культуры, и таким образом Ренессанс в Венеции запоздал почти на полстолетия. Основные мастера венецианской школы: Пизанелло (1395 -1455), Джентиле да Фабриано (ок. 1370 -1427), Витторе Карпаччо (ок. 1455 – ок. 1526), семейство Беллини (Якопо Беллини, ок. 1400 -1470/1471; Джентиле Беллини, ок. 1429 -1507; Джованни, ок. 1430 -1516). Венецианская школа завершает развитие искусства Кватроченто. • •
XV столетие принесло в итальянское государство истинное возрождение античных традиций, но на новой основе – понятных и осмысленных человеком новой эпохи. • Каждый из видов искусства оставил после себя какие-то важные решения новых задач: Ø архитектура – тип светского палаццо Ø скульптура – образ человека, а не божества Ø живопись разработала религиозную картину христианского сюжета или античного мифа, но придала ей светские черты. •
4) Чинквеченто (итал. cinquecento — пятьсот): v в Средней Италии • «Золотой век» итальянского Возрождения. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека – героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. • •
• • Основные представители позднего Возрождения: Леонардо да Винчи (1452 -1519), Рафаэль (Рафаэль Санти, 1483 -1520), Микеланджело Буонарроти (14751564). «Портрет Моны Лизы Джоконды» Леонардо да Винчи - решающий шаг на пути развития ренессансного искусства. Впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологические темы. Рафаэль – пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира. Рафаэль достиг поразительной свободы в изображении пространства и движения в нем человеческой фигуры, безукоризненной гармонии между средой и человеком.
• • • Многообразные жизненные явления под кистью Рафаэля просто и естественно складывались в архитектонически ясную композицию, но за всем этим стояли строгая выверенность каждой детали, неуловимая логика построения, мудрое самоограничение. Микеланджело – творческое воплощение крушения ренессансных идей. Микеланджело – первый художник и архитектор барокко. Носитель великих классических традиций Ренессанса.
vв • • • Венеции Основные представители позднего Возрождения: Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Джорджоне, 1477 -1510), Тициан (Тициано Вечеллио, 1477? -1576), Паоло Кальяри (Веронезе, «Веронец» , 1528 -1588), Якопо Робусти (Тинторетто, 1518 -1594), Якопо Сансовино (1486 -1570), Андреа Палладио (15081580). Джорджоне – первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. Паладианство.
2. Северный Ренессанс − Нидерландское Возрождение • Первые ростки нового искусства Возрождения наблюдаются в книжной миниатюре Основные мастера нидерландского Возрождения: Губерт (ок. 1370 -1426) и Ян (ок. 1390 -1441) Ван Эйки, Рогир Ван дер Вейден (1400? -1464), Хуго Ван дер Гус (ок. 1435 -1482), Ханс Мемлинг (1433 -1494), Иероним Босх (1450 -1516), Питер Брейгель Старший (1525/301569). Романизм Удивительное сочетание стремления к идеализации, итальянской пластичности форм с чисто нидерландской любовью к подробностям, повествовательности и натурализму. • • •
− Немецкое • • • Возрождение Понимание пространства, введение золотых фонов, дробность рисунка, беспокойный ритм ломающихся линий, равно как и скрупулезное выписывание главного и частного, – все это говорит об от отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров и тесной связи со средневековой традицией. Основные мастера немецкого Возрождения: Альбрехт Дюрер (1471 -1528), Ханс Бальдунг Грин (ок. 1484/85 -1545), Матиас Грюневальд (1470/75 -1528), Ханс Гольбейн Младший (14971543), Лукас Кранах (1472 -1553). Черты маньеризма, что свидетельствует о конце немецкого Возрождения.
− Французский Ренессанс • Середина XV в. – тесно связано с готическим искусством. Характер придворной культуры. Народный характер более всего проявился во французской ренессансной литературе (Франсуа Рабле, 1494 -1553). Основные мастера французского Ренессанса: Жан Фуке (ок. 1420 -1481), Мишель Коломб (1430/31 -1512), Жан Клуэ (ок. 1485/88 -1541), Франсуа Клуэ (ок. 1516 -1572), Жан Гужон (ок. 1510 -1566/68), Жермен Пилон (15351590). • • Экспрессивность драматического искусства Пилона типична для позднего Ренессанса и свидетельствует о надвигающемся конце ренессансной эпохи во Франции.
3. Маньеризм (итал. manierismo – вычурность, манерничанье): Ø ранний (центр во Флоренции – Я. Понтормо, Д. Россо, А. де Вольтерр, Дж. Романо) Ø зрелый (центры – Парма и Болонья, Рим и Флоренция - Франческо Приматиччо, Аньоло Бронзино, Джорджо Вазари, Бенвенуто Челлини) • Явная подражательность, эстетизация образа, гиперболизация отдельных деталей. • Маньеризм распространился в Испанию, Германию, Нидерланды, Францию, оказав влияние на их живопись и прикладное искусство. • 1530 год – конечная дата развития Возрождения.
4. Заключение: • Эпоха Возрождения – плодотворный период в истории искусства, который подарил миру целую плеяду гениев. • В искусстве возобладали верность античным идеалам и реализм изображения. • Время великих культурных перемен XV-XVI вв. , которые начались в Италии и со временем охватили почти всю Европу. • В эпоху Возрождения существенно изменились человеческие ценности.
• Всплеск деятельности и могучая вера во внутренние силы и возможности человека стали основой процветания искусств и нового видения роли прекрасного и его творцов в жизни общества. • Открытия, совершенные в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имели огромное историческое значение для развития европейского искусства последующих веков. Интерес к ним сохраняется и в наше время.
5. Список литературы: 1) Ильина, М. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. 2) Виппер, Б. Р. Итальянское Возрождение. 3) Бенеш, О. Искусство Северного Возрождения.