японская философия.pptx
- Количество слайдов: 20
Презентация по философии на тему: «Японская философия» Подготовила студентка 2 курса группы ЭУ-105 Васильева Даша.
Философия в Древней Японии Однажды к мастеру пришел, монах чтобы узнать, где находится вход на пути истины. . Мастер спросил его: слышишь бормотанье ручья? — Слышу, — ответил монах. — Вход здесь, — сказал мастер. Буддийский тезис о непостоянстве всего сущего лег в основу всей японской культуры, органично влившись в сознание самураев и всего народа. Вот что написал дзэнский мастер Роан: С чем же сравнить Тело твое, человек? Призрачна жизнь, Словно роса на траве, Словно мерцанье зарниц. В этих поэтических строках отражено истинное представление самурая о жизни и смерти, о естественном принятии небытия как неизбежности, как иллюзорного кратковременного эпизода в бесконечной драме бытия.
Буддизм зародился в Индии и проделал долгий путь развития через Китай покуда не был принят жителями японских островов. Основой учения Будды являются 4 благородные истины: — истина страдания (все в мире преходяще, не имеет постоянства и полно скорби); — истина причины (причиной страдания являются жажда бытия, желания, страсти, влечения); — истина освобождения (освободиться от страданий можно лишь отказавшись от желаний, подавив в себе все страсти); — истина пути (для достижения спасения необходимо выключиться из круга перевоплощений, достигнуть состояния нирваны, то есть угасания или исчезновения).
Все это возможно, если следовать среднему восьмиричному пути спасения: 1. Правильное видение. 2. Правильная мысль 3. Правильная речь. 4. Правильное действие. 5. Правильный образ жизни. 6. Правильное усилие. 7. Правильное внимание. 8. Правильное сосредоточение.
Японская философия древности была очень религиозной, но так на территории тогдашней Японии не было определенной религии (некоторые были приверженцами синто, или конфуцианства) начали возникать секты. Среди многочисленности и разнообразия сект только Дзэн выделился в уникальный орден — один из самых значительных в буддизме не только с точки зрения его исторической важности и духовной жизненности, но и с точки зрения непревзойденной оригинальности и притягательной силы, претендующий на то, что он передает сущность буддизма непосредственно от его автора, причем без помощи какого-либо тайного документа или таинственного обряда.
Дзэн обращался к разуму и духу, предлагая интуитивный путь познания, на котором надо использовать собственные внутренние ресурсы, как сознательные, так и подсознательные. Основная идея дзэн — контакт с внутренними процессами человеческого существа без привлечения каких-либо внешних, неестественных воздействий. Самый главный авторитет в дзэн — это собственная внутренняя природа. Разум человека, учит дзэн, постоянно пребывает в суете мирских дел, метаясь в им же созданных условностях и границах и не замечая их противоестественности. Требуется совсем немногое — за обыденностью и монотонностью жизни узреть Великий Символ и, познав глубину всех внешних форм, преодолеть ее. Только тогда все вещи откроются в едистве, а человек преодолеет ту тонкую, невидимую, но чрезвычайно плотную завесу, которая мешает ему слиться с природой и обрести «спонтанность самопроявлений духа» .
Дело в том, что языческие формы синтоизма хотя и наполняли всю деятельность самураев всепроникающим духом Ками, но все же отставали от культурного роста нации и не могли заполнить образовавшиеся бреши в философском и морально-этическом воспитании. Однако духовные семена, посеянные религией синто, нашли питательную среду в религии буддизма, в частности в одном из его направлений — дзэн. Дзэн-буддизм призывал к абсолютной гармонии с природой, а это соответствовало и синтоистским верованиям, к постижению Пути, что тоже находило отклик в синто, ибо синто — это Путь Богов, а для самурая Путь — это служение; поэтому неудивительно, что самураи нашли духовную опору в новом учении и оно прочно закрепилось в их среде.
Дзэн утверждал непознаваемость Единой Вселенной, говорил о преходящем всего сущего, отрицал объективность реальности, называя ее иллюзорным воплощением воображения. Дзэнбуддизм отрицал Бога в традиционном, общепринятом понимании, Бога, который требовал послушания и судил умерших, посылая их души в рай или ад. Являясь участником бесконечного цикла перерождений, человек должен сам развивать свой внутренний мир и заложенные природой способности, постоянно работая над собой, совершенствуя дух и плоть. Бесстрашие самураев, их готовность к самопожертвованию во имя чести и долга, полное презрение к смерти и другие качества еще более усугубились под влиянием дзэн-буддизма. Постепенно дзэн, завладев умами самурайского сословия, охватил учением огромное количество приверженцев, и из их рядов выдвинулись патриархи ордена. К таковым, несомненно, относятся Такуан и Хакуин; вклад, который они внесли в развитие прикладных аспектов дзэн, касающихся боевой подготовки самураев, трудно переоценить.
Красота в философии Само слово «Гейша» переводится как «человек искусства» . Это Женщина-загадка! Сочетание благородства, красоты и утонченности до сих пор сводит с ума многих японских мужчин и заставляет восторгаться европейских. Философия Гейш - «Жизнь ради искусства, Искусство ради жизни» . Изучение искусств делает восприятие жизни тонким, а душу чувствительной. Гейши, их «философия» не только в их красоте, но и что не мало важно, в уме. Она должна красноречиво излагать свои мысли в присутствии мужчин, поддерживать беседы на любые темы.
Девочки становятся майко не по принуждению, а исключительно по собственному желанию. И с 5 -7 лет девочек учат искусству каллиграфии, декламировать стихи, танцевать, играть на инструментах. Настоящая гейша должна знать отшлифованный веками профессиональный этикет, отличаться аристократическими манерами: умением вести себя в обществе, ходить, сидеть, поворачиваться, вести светскую беседу, одеваться со вкусом. С пятилетнего возраста и до самой старости, гейши непрерывно совершенствовались в различных науках. Их «философия» заключалась в том, чтобы пройти путь от маленькой девочки до мудрой женщины, и доказать, то , что женщина ни чуть не глупее, а в некоторых моментах и умнее мужчин. Некоторые скажут, что гейша- это вовсе не мудрая женщина, а всего лишь куртизанка. Те, кто знаком с историей Японии, хорошо знает, что гейша никогда не продавала свою любовь за деньги, у нее другая роль в этой жизни – нести любовь к мудрости, искуству и красоте.
Философия в поэзии Сочинение хокку – это так же неотьемлемая часть японской философии древности. Хокку (иначе — хайку), жанр и форма японской поэзии; трёхстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине. Генетически восходит к первой полустрофе танака (хокку буквально — начальные стихи), от которого отличается простотой поэтического языка, отказом от прежних канонических правил, повышением роли ассоциативности, недосказанности, намёка, Именно это умалчивание в хокку толкает читателя этих строк на размышление, в результате которого появится смысл. Сочинитель хокку черпал свое вдохновение в том, что простой человек видит обыденность. Это и есть философия, видеть окружающий мир очень глубоко и проникновенно не только глазами, но и душой.
Мацуо Басе - признанный Мастер японской поэзии Хокку Басе - это поистине шедевры среди хокку других японских поэтов. Басе - это псевдоним великого поэта. При рождении Басе был назван Киндзаку, по достижении совершеннолетия — Мунэфуса; ещё одно имя Басе Дзинситиро. Мацуо Басе - великий японский поэт, теоретик стиха. Родился Басе в 1644 году в небольшом замковом городе Уэно, провинция Ига (остров Хонсю).
Не слишком мне подражайте! Взгляните, что толку в сходстве таком? Две половинки дыни. Ученикам *** "Осень уже пришла!"Шепнул мне на ухо ветер, Подкравшись к подушке моей. *** Стократ благородней тот, Кто не скажет при блеске молнии: "Вот она наша жизнь!"
Все волнения, всю печаль Своего смятенного сердца Гибкой иве отдай. *** Какою свежестью веет От этой дыни в каплях росы, С налипшей влажной землёю! *** В саду, где раскрылись ирисы, Беседовать с старым другом своим, Какая награда путнику! *** Холодный горный источник. Горсть воды не успел зачерпнуть, Как зубы уже заломило *** Вот причуда знатока! На цветок без аромата Опустился мотылёк.
Бусон В начале восемнадцатого века искусство хокку пришло в упадок, но уже в середине этого века появился поэт очень большого таланта, давший ему новую жизнь - Еса Бусон (17191783 г). Бусон был одним из центральных фигур в группе "художников - интеллектуалов" (будзинга), которые стремились обрести свободу духа в мире искусства.
Грузный колокол. А на самом его краю Дремлет бабочка. *** К западу лунный свет Движется. Тени цветов Идут на восток. *** Прохладный ветерок. Колокол покинув, Плывёт вечерний звон. *** Я поднялся на холм, Полон грусти, - и что же: Там шиповник в цвету!
Любитель цветов! Ты стал неприметно Рабом хризантем. *** С запада ветер летит, Кружит, гонит к востоку Ворох опавшей листвы. *** Ударил я топором И замер. . . Каким ароматом Повеяло в зимнем лесу! *** Прохладой веет ночь! По тени собственной ступаю На отмели речной.
Период цветения сакуры – это праздник для японцев. Он проводится ежегодно в конце марта-начале апреля. Этот день принято проводить в кругу семьи на природе или в парках. Ханами – фестиваль, посвященный наблюдению за цветением сакуры В Японии весна наступает тогда, когда вся страна раскрашивается в бело-розовый цвет. Так цветет сакура. Японцы называют ее дикорастущей черешней или горной вишней. Эти цветы считаются национальным символом страны и воплощают всю красоту японских женщин. В Японии сакура цветет везде - и в горах, и на берегах рек и в парках, всего ее насчитывается более 300 различных видов.
Ханами - праздник любования цветением сакуры Японцы настолько очарованы красотой цветущей сакуры, что ввели в своей стране ритуал любования этим деревом ханами. Это всеми любимый праздник. Начинает цвести сакура ежегодно в конце марта. Чтобы полюбоваться этим захватывающим зрелищем японцы отправляются в близлежащие парки. День для наблюдения ханами считается выходным.
Фестивали ханами среди населения страны очень популярны – ведь это прекрасный повод провести время в кругу родных и близких. Некоторые японцы даже путешествуют по городам страны, в каждом из них наблюдая за цветением сакуры История праздника Ханами История праздника насчитывает порядка 17 веков. В то время он проводился для аристократов, а позднее к любованию сакуры приобщился и простой народ. В эпоху Токугава ее стали сажать на всей территории страны, чтобы наблюдать за цветением сакуры могло как можно больше людей, а в эпоху Мэйдзи наоборот вырубать, так как эти деревья стали считать символом феодализма. Но это продлилось недолго, и ханами стал любимым праздником японцев.