Презентация по философии на тему.pptx
- Количество слайдов: 76
Презентация по философии на тему: «Человек – главная философская проблема» Выполнили студентки гр. 3 ПНГ Хазгалиева А. Т. , Беляева Н. С.
План: Ø Философия о происхождении и сущности человека Ø Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, любовь, страх, вера, смерть Ø Смысл и ценность жизни человека
Введение Уже много веков философы пытаются постичь сущность человека. Занимаются они этим не только из чистой любознательности, но и по практическим соображениям. Дело в том, что у каждого человека возникает вопрос: живу ли я так, как надо жить? Для того чтобы на него ответить и на многие другие жизненные вопросы необходимо узнать что такое человек, чем отличается он от животных, как развивался, в чем смысл человеческой жизни. Всё это остается непонятным без определения сущности человека.
Вопросы к разминке: Как называется учение о человеке?
Антропология
Кто первым в античной философии поставил человеческую тему на первое место?
Сократ
Конкретный представитель человеческого рода?
Индивид
Человек, имеющий свою индивидуальность?
Личность
Н. Бердяев как то обратил внимание на то, что человек в различные этапы своей жизни, находясь в трудной ситуации задается вопросами: кто он? откуда он пришёл? и куда уйдет? Кто он… эта тайна рассматривалась на этапах развития всех философий. - Человек уникальное и изумительное существо, самое поразительное творение Бога – утверждают одни. Человек сам себя создал и он есть мера всех вещей – полагают другие Человек ошибка природы, её злосчастное порождение, наделенное пороками и у него нет будущего – считают третьи.
Тайна нашего происхождения Возникновение человека – это чудо, не разъясняемое никакими научными теориями. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а её возникновение не меньшее чудо… До сих пор неизвестен путь зарождения жизни. Долгий и сложный путь прошёл человек прежде чем достигнуть «человека сегодняшнего» (homo sapiens). Неприспособленность человека при рождении к жизни оборачивается необычайным преимуществом. Человеческий ребенок в отличие от животного рождается с открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно – кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположений. Ребенок формируется не в чреве матери, а здесь в жизни… Когда слышит звуки, человеческую речь… чувствует материнскую любовь, видит краски мира… Из «маленького» человека можно вылепить всё, что угодно. Вырастет среди волков будет волком, среди обезьян – обезьяной, а среди людей, если повезет, может стать человеком …
Как человек стал человеком? Много лет господствовала теория, согласно которой человека человеком сделал труд. Однако сейчас это положение считается неверным. Человек был не столь искусен, как например, бобер, отстроивший платину или пчелы, имеющие геометрические формы своих сот. Орудия труда человека просуществовали миллионы лет, не изменяя своего первоначального вида. Только благодаря своему чрезмерно развитому и постоянно активному мозгу человек обладал большей умственной энергией. При раскопках ученых находят предметы культа или примитивного искусства. Особенно быстро развитие человека пошло с возникновением языка – теперь производство «культурных предметов намного обогнало создание орудий труда и способствовало быстрому развитию техники. Ничего уникального в деятельности человека не было. Главным орудием стало его тело. Приспособленное к любому виду деятельности, управляемое разумом. Пока человек не сделал нечто из самого себя , он мало что мог изменить в окружающем мире…
А был ли тот мальчик? Что такое человек и откуда он пришел в этот мир? Русские философы также пытались внести лепту в разрешение этого вопроса. В. В. Розанов, увидев шимпанзе, поразился её способностям: она помогала собирать стол, стелить скатерть, сметала крошки. «Дарвину даже лестно происходить от такой умной обезьяны» , подумал тогда он. Лев Шестов считал библейскую версию происхождения человека правдоподобнее. Об этом свидетельствует неутолимая тоска и вечная духовная жажда человека. Но и Дарвин, и Библия правы, пояснял Шестов. Часть людей произошла от согрешившего Адама, чувствует в своей крови грех предков, мучаются, а часть от несогрешившей обезьяны, их совесть спокойна. Согласно Франку человек, его внутреннее Я со всеми потребностями совершенно случайно затесались в этот мир. Человек – это нечто инородное одинокое, обреченное на гибель. Теория эволюции сводит все лишь к природному существованию и дает беспомощные объяснения его существованию. Эта теория – наивная мифология. Человек не может развиваться из того что ему чуждо. Он не возникает, а есть всегда. Об этом свидетельствует само рождение человека.
«Младенец – это не только сияние жизни, не только свежесть и частота, которую мы утрачиваем с годами, но это еще явление той единственно бесспорной безгрешности, какую на земле знает и испытывает человек. Младенца нельзя сравнить, например с камнем, он тоже невинен. Младенец обладает положительной невинностью. В нем не только отсутвие греха, но и присутствие святости. Младенец – это «выявленная мысль Божия» . » В. Розанов
Ч. Дарвин и супершимпанзе Ницше считал, что человек в массе своей еще не возник он еще остается супершимпанзе. Именно супер, потому что в сравнении человек более умный, хитрый, ловкий, но все равно он обезьяна. Ницше считал представителями истинной человечности философов, художников и святых. Только им удалось вырваться из животного мира и жить целиком человеческими интересами. Расстояние между обычным человеком (супершимпанзе) и обезьяной гораздо меньше, чем между ним же и истинным человеком. Здесь уже качественные различия, а не количественные. К сожалению, большинство людей – это слишком люди, слишком заземленные, слишком погруженные в свои мелочные дела и заботы, в то время, как они должны стремиться к сверхчеловеку. Такие люди, как незавершенные картины, которые взывают: придите, помогите, завершите, соедините! Надо, чтобы человек смотрел на себя, как на неудавшееся творение природы и стремился воспитать в себе философа, художника, святого!
Мыслящий тростник Говоря о человеке, кого мы имеем в виду? Можно сказать, человек – это все жившие и сейчас живущие люди. Во многих людях иногда прорывается жуткое животное начало, беспощадная злоба и ненависть. Сами условия существования заставляют человека подавлять в себе человеческие качества, прятать их. « Во всех стихиях человек – палач, предатель и узник» , писал Пушкин. Что делает человека человеком? Что интересует вас в незнакомце прежде всего? Его человеческая натура или место в обществе? Боюсь, что последнее… Человек будто «исчезает» . И это исчезновение ставит проблему человека с ещё большей силой.
« Что за химера человек? Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Кто распутает этот клубок? … Узнай же, гордый человек, что ты парадокс для самого себя. Смирись, бессильный разум! Умолкни, бессмысленная природа, узнай, что человек бесконечно выше человека …» Блез Паскаль
Люди оценивают себя либо слишком высоко, либо слишком низко. Эпиктет говорил: «Выше голову, свободные люди!» . А другие говорят: « Отпусти свои глаза к земле, ты, жалкий червь, и смотри на животных, своих сотоварищей» . Человек окружен бесконечностью: с одной стороны Вселенная, в которой Земля крохотная точка, а человек вообще исчезающая величина, с другой – бесконечность внутри атома, бесконечность ничтожнейшего продукта природы вглубь. И человек стоит между двумя безднами – бесконечностью и ничтожностью. Он песчинка в космосе, хрупкий тростник, но мыслящий… Всё наше достоинство в мысли. Постараемся же мыслить как должно.
Основополагающие категории человеческого бытия
Основополагающие категории, определяющие его жизнь: ØСвобода ØСмысл жизни ØТворчество ØЛюбовь ØСчастье ØВера ØСмерть
Любовь
Я дышу, и значит – я люблю! Я люблю, и значит – я живу! В. Высоцкий Любят не за что-то, любят потому что любят. Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для совести. Любовь в этом мире встречается очень редко. Согласно древнему мифу раньше человек был един, а потом Бог разорвал андрогина (так назывался человек, совмещающий в себе мужчину и женщину). И бросил эти две половинки. И они с тех пор ищут друга. Когда найдут, возникает любовь. Но попробуй найди! Люди боятся любви, так как это постоянная забота и тревога за любимого человека. Любовь – очень парадоксальная вещь. Во первых любовь возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Вся литература построена на описании этого конфликта – любовь Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, Вронского и Анны Карениной. Отсюда второй парадокс – любовь всегда связана со смертью. Большинство людей считает, что любовь — следствие сексуального наслаждения, и если двое научатся вполне удовлетворять друга в этом смысле, то постигнут искусство любить. На самом же деле, отмечал Фромм (в своей книге «Искусство любви» ), истина прямо противоположна: любовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот, даже знание так называемых сексуальных приемов — это результат любви.
«Любовь по сути дела определяет основы бытия. » «Любовь лишь одна из многих страстей, она оказывает небольшое влияние на жизнь. »
В сегодняшнем российском обществе состояние постоянной борьбы всех против всех привело к неслыханному общему ожесточению, к забвению того, что любовь — это не сентиментальное чувство, не каприз настроения и не ослепляющая болезнь. Это вообще не только и не столько человеческое качество или способность, а объективный закон существования человеческого мира. Любовь — это усилие во что бы то ни стало остаться живым, сохранить в себе искру божественного начала, не поддаться омертвляющему воздействию «мира» : ненависти, насилию, автоматизму мышления и поведения, . Понимание того, что человек без любви — жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в апостолом Павлом: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто»
Творчество
Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что то от себя, хоть в чем то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером. Творчество, считал Н. Бердяев, выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениаль ными могут быть любовь матери к ребенку, мучительные поиски смыс ла жизни и искание правды жизни. Гениальность — это прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества. Только такое первотворчество и есть исток и основа любой творческой деятельности. Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг, — ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужно стать способным к творчеству, нужно научиться все время удивляться миру и видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество — это образ жизни.
Увидеть что либо впервые чрезвычайно трудно. Потому что наши знания, наше образование, наша привычка все сейчас же объясняют, сейчас же переводят в привычные штампы. Мы видим, как идет первый снег за окном, но вместо того, чтобы поразиться тому, как большие белые хлопья медленно, словно танцуя, падают в вечернем темнеющем воздухе, мы говорим: «Подумаешь! Что тут удивительного? Это просто циклон принес холодный воздух со Скандинавского полуострова!» . Однако с такого удивленного видения и начинается творчество. Так Рафаэль увидел Мадонну, Кеплеру «открылась бездна звезд полна» , а Эйнштейн увидел искривляющуюся Вселенную. Это же видение водило рукой Тициана и Андрея Рублева, это же изумление перед миром слышится в музыке Бетховена или Шнитке. Недаром различают «память рассудка» и «память сердца» . Память сердца — это достигшие глубины души живейшие впечатления, когда мы действительно увидели что то сами в мире. «Того не приобресть, что сердцем не дано» — писал поэт Евгений Баратынский.
. . . В творческом состоянии есть большая легкость, в нем растут крылья для полета, и есть большая трудность, мучительность, препятствие для полета…
Счастье
Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым если человек знает, зачем он живет, ему не важно, как он живет. Но большинству людей, особенно в юном возрасте, такие рассуждения покажутся чересчур суровыми, чересчур пессимистичными. Как это нет счастья, когда каждый день приносит столько радости? А сколько радостей, сколько счастья ожидает нас впереди! Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие — это имитация счастья. Древнегреческая легенда повествует, что невероятно богатый царь Крез спросил одного из первых философов, мудреца Солона, видел ли он когда нибудь счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя. «Но ведь я перед тобой, — возмутился Крез, — самый счастливый, потому что я самый богатый» . Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив. Действительно, вскоре на Креза напали враги, раз громили и разграбили его царство и убили его самого. То есть греки считали, что лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, был ли счастлив человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.
Некоторые люди связывают представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: для них настоящее счастье иметь власть, управлять другими, все время быть на виду, слышать одобрение. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы — власть быстро развращает и опустошает человека. Ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят настоящего счастья. Они дают лишь имита цию счастливой жизни, после которой быстро наступает пресыщение и разочарование. Единственно возможный вид счастья — это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье — это внутренняя умиро творенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута понимани ем ценности каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в душе человека.
Смерть
Смерть — важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лик смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека — это бессмертие. Что может быть страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие преподносилось как главная мечта человечества. Представьте себе, что вы бессмертны — уже умерли все ваши родственники и друзья, ваши дети ваших детей, а вы все живете и живете, — абсолютно одинокие и заброшенные в чужие, не понятные вам время и культуру. У каждой культуры свое специфическое отношение к смерти. В Индии — как в древности, так и в наше время — умершего человека сжигают на костре, и от него ничего не остается. А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мертвых, набальзамированные египетские фараоны до сих пор лежат в европейских музеях. Европейские кладбища это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов. Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. Человек в этом смысле — самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека спешить найти в этой жизни смысл и оправдать перед самим собой свое существование.
Смерть — не конец, а венец жизни, она с самого начала присутст вует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыден ной жизни живет так, как будто он бессмертен. Он старается не думать о смерти, всячески отгоняет мысли о ней и полагает, что смерть еще где то очень далеко от него. Мудрецы же с древних времен говорили: «Помни о смерти!» . Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется, не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти — значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни, ведь он и в самом деле может оказаться последним. Ведь свой последний день и самый дурной человек постарается прожить по человечески не лгать, не воровать, не убивать. Смерть предполагает высший уровень ответственности. Лишить человека его конечности — означает, помимо прочего, устранить этот уровень ответственности. Человек, будучи конечным существом, отли чается от всех животных тем, что прилагает к своей конечности мас штаб безусловного и бесконечного. Человек должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность, только не в обыденном смысле, когда человек просто не думает о смерти, а в том смысле, чтобы он брал на себя задачи, для выполнения которых заведо мо не хватит собственной жизни. Творя, любя, делая добро, он проры вается в вечность, побеждает смерть. Многие, бравшие на себя такие бесконечные задачи, остались в прямом смысле слова жить в вечности. Сократ, или Эпикур, или Ницше, или Пушкин гораздо более живые, чем многие ныне здравствующие наши современники.
Смысл жизни
Смысл жизни и благоговение перед ней. Смысл жизни человека – это философское размышления о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Вместе с тем это регулятивное понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы. В любой развитой философской системе существуют представления о том, что такое жизнь и каков ее смысл. Тысячи ответов дает на этот вопрос человек. Но в истории философии можно выделить два различных подхода к проблеме предназначенности человеческой жизни. В одном случае смысл человеческого существования усматривается в моральных нормах земного бытия человека. В другом случае философы пытаются определить ценность человеческой жизни через различные представления об ином, загробном мире. В некоторых концепциях говорится о жизни как о предопределенном сценарии. В ряде концепций признается решающая роль свободной воли, которая и определяет возможность человеческой жизни
В древнекитайской этике значимость человеческой жизни во многом определялась идеалом внутренней свободы, которая получила развитие в учениях ранних конфуцианских и даосских мыслителей. Аристотель отмечал, что одни считают счастьем добродетель, другие рассудочность, третьи – известную мудрость. Счастье в концепции античного мудреца рассматривалось как высшее и прекрасное благо, которое доставляет удовольствие. Эвдемонизм – этическое направление, представители которого рассматривают блаженство, счастье как мотив и цель всех человеческих стремлений. Таковы были принципы древнегреческой этики. Таков же был эпикурейский вариант смысла человеческой жизни. В противовес этой версии стоики учили, что жизнь человека драматична, подчас окрашена в драматические тона. Удел человека – мужественно вести себя перед реальной угрозой беды, катастрофы, лишения, смерти. Смысл жизни, по мнению стоиков, определен природой мироздания, велением Творца, законами социальной истории.
Многообразие и противоречивость бытия человека таковы, что его нельзя втиснуть в самую изощренную систему понятий, определений и описаний. Философское понимание человека никогда не станет чем-то однозначным потому что единый ответ исключается уже тем, что наше бытие предельно противоречиво.