Скачать презентацию  на тему Специальные термины определяющие литургическое пространство Скачать презентацию на тему Специальные термины определяющие литургическое пространство

Хабаров, 1 курс, простр. храма.ppt

  • Количество слайдов: 17

Презентация на тему: Специальные термины, определяющие литургическое пространство храмов По предмету: История зарубежной культуры Презентация на тему: Специальные термины, определяющие литургическое пространство храмов По предмету: История зарубежной культуры Презентацию подготовил: Хабаров К. В. , 1 курс, напр. «История» , 11 группа

Алтарь В православном храме алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную Алтарь В православном храме алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтарной части храма находится престол в виде квадрата, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.

 • По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно- и церковнослужителям • По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно- и церковнослужителям и при совершении таинства Крещения. На практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (алтарников); в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, монахини преклонного возраста (15 правило Никифора Исповедника). Бывают и другие исключения.

 • У католиков алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть • У католиков алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием. • Часто алтарем называется также алтарный образ или алтарная композиция — живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещенная над престолом.

Горнее место • • • Часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены Горнее место • • • Часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа. Свое название горнее место получило от святого Иоанна Златоуста, назвавшего в тексте литургии — «Горний престол» . Горний по-славянски значит вышний, возвышенный. В древности горнее место называлось иногда «сопрестолием» — совокупностью престолов-седалищ. С древнейших времен, особенно в больших соборах, горнее место устраивается в точном соответствии с видением Иоанна Богослова (он увидел престол, Сидящего на престоле Господа Вседержителя, а возле него 24 восседавших старца царей и священников Бога — Откр. 4: 4). В центральной части восточной стены алтаря, обычно в нише абсиды, на некотором возвышении сооружается кафедра (трон) для архиерея, а ниже по его сторонам устраиваются скамьи или сидения для священников. В Православной церкви во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за литургией, епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам. Таким расположением епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство — апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов. Чтение Евангелия епископ, находящийся на горнем месте, и священники слушают уже стоя.

 • Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому месту • Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящен престол, епископ своей рукой должен возжечь и водрузить светильник на горнем месте. Миропомазание освящаемого храма начинается с престола со стороны горнего места, на стене которого миром начертывается крест. Горнее место нижнего храма Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря

Престол • Престол в православном храме — стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем Престол • Престол в православном храме — стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям. • • Престол имеет следующее символическое значение: четыре стороны: стороны света, времена года, периоды суток, тетраморф (существа из видения Иоанна Богослова); четырехугольная форма: Четвероевангелие; Гроб Господень. • • • Если над престолом устанавливается сень (киворий), то она символизирует небо, а сам престол землю на которой пострадал Иисус Христос. Часто в центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, символизирующего сошествие Святого Духа. В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей в память обычая в ранней Церкви совершать евхаристию на гробах мучеников и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников. На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).

 • Если над престолом устанавливается сень (киворий), то она символизирует небо, а сам • Если над престолом устанавливается сень (киворий), то она символизирует небо, а сам престол землю на которой пострадал Иисус Христос. Часто в центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, символизирующего сошествие Святого Духа. • В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей в память обычая в ранней Церкви совершать евхаристию на гробах мучеников и в знак мысли, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на крови мучеников (Откр. 6: 9). • На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом). Престол (Валаамский монастырь)

Жертвенник • • Стол в алтаре храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва Жертвенник • • Стол в алтаре храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва евхаристии: хлеб и вино. От Иерусалимского Храма жертвенник перешёл и к церкви, где и доныне составляют принадлежность храмов, как православных, так и римско-католических (у протестантов удержалась только идея жертвенника, вследствие чего у них жертвенником называется стол, к которому подходят верующие для причащения). Жертвенник в христианских церквях делались сначала из дерева, а со времени Константина Великого — и из камня. С VI века католическая церковь стала исключительно допускать только каменный жертвенник; а на Востоке и доныне употребляется деревянный. Отличие жертвенника в христианстве от других религий состоит в том, что на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии.

Солея Возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам Солея Возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Солея служит как бы просцениумом для богослужения. Cолея в Светицховели

 • • • Амвон византийского типа Амвон Специальное сооружение в христианском храме, предназначенное • • • Амвон византийского типа Амвон Специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. До XVII века в православии использовали амвоны византийского типа. После XVII века амвоны византийского типа вышли из употребления и название «амвон» перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед Царскими вратами. Архиерейский амвон в русском православном храме

Иконостас • • Иконостас Спасо. Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века) Алтарная перегородка, Иконостас • • Иконостас Спасо. Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века) Алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные. Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Царские врата • Двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном Царские врата • Двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. • В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой преградой. Однако после великого раскола христианской церкви (1054 г. ) алтарная преграда сохранилась только в православной церкви. Со временем перегородка стала иконостасом, а её двери — Царскими вратами.

 • Как правило, на вратах изображены четыре евангелиста и Благовещение, как символ того, • Как правило, на вратах изображены четыре евангелиста и Благовещение, как символ того, что врата Рая снова стали открыты для людей. Второй по правую сторону Царских врат обычно изображается икона, которой посвящен храм. • Царские врата имеют большое символичное значение в православном богослужении. Само название «Царские врата» (или «Святые врата» ) происходит от того, что через них входит Царь Славы Господь Иисус Христос во Святых Дарах, и нисходит ими во время причащения мирян. В отличие от северных и южных врат иконостаса (т. н. диаконские врата), Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. • Когда во время богослужения иерей или диакон отверзает Царские врата, прихожане совершают поясной поклон. Также и, проходя мимо врат, верующие обычно делают крестное знамение и поклон. Во время архиерейского богослужения Царские врата благословляется отверзать и затворять иподиаконам и даже пономарям, хотя при этом им дозволяется стоять только сбоку, а не перед престолом. • В Царские врата могут входить только священнослужители, да и то, только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей. • Внутри алтаря за Царскими вратами специальная завеса — катапетасма, открываемая полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.

Ризница • Место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного Ризница • Место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов). Лицо, заведующее ризницей, называется ризничим. • В православных храмах ризницы бывают двух видов: • Малая ризница, именуемая диаконник, находится в одном из алтарей за иконостасом, обычно справа от горнего места. Представляет собой один или несколько закрытых ризничных шкафов, в которых обычно хранятся текущие облачения, церковная утварь и богослужебные книги. • Большая ризница представляет собой отдельную комнату вне алтаря, или пристройку (например, при большом соборе), или отдельное здание (например, в монастыре).

 • • • В католических храмах ризница называется сакри стия (лат. sacristia, от • • • В католических храмах ризница называется сакри стия (лат. sacristia, от sacrum — священная утварь). Она представляет собой помещение, которое располагается сбоку или впереди алтаря, где хранятся принадлежности культа (священные сосуды и богослужебные облачения священнослужителей, богослужебные книги и т. д. ), совершаются облачение священнослужителей и некоторые другие обряды. Известны сакристии и в виде отдельно стоящих построек. Перед началом мессы в ризнице звонит колокол, возвещающий прихожанам о начале богослужения. Месса начинается с торжественного выхода священников из сакристии, после окончании мессы священники вновь уходят туда. Миряне допускаются в сакристию не во время мессы в случае необходимости переговорить со священником. Сакристия в соборе г. Брессаноне

 • • Аналой Употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда • • Аналой Употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными. Аналой может иметь несколько назначений. Во-первых, аналой стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладётся праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такой аналой называется проскинитарием (в афонских храмов над ним устраивают кивории). При совершении таинства миропомазания во время богослужения на аналое лежит либо праздничная икона, либо Евангелие. Во-вторых, ещё один аналой расположен на клиросе для чтения чтецом псалмов. Третье назначение аналоя — совершение таинства исповеди, в этом случае аналой покрывается ризой, и на него кладутся крест и Евангелие. Иногда аналой также используется для чтения диаконом Евангелия. Аналой в болгарской церкви