СИМВОЛИЗМ ,.pptx
- Количество слайдов: 19
Презентация на тему: «Символизм» Подготовили студентки группы 01 -2 ПЭ Пересичанская Марина, Никитина Ирина, Канун Анастасия, Дорофеева Полина.
Символизм. • Что такое понимают под данным термином? Особенностью данного течения было то, что изменилось не само искусство, литература или музыка, а поменялось отношение к данным категориям. Символисты были экспериментаторами, они искали что-то новое, всеобщее и универсальное. Для этого использовали определенные знаки, символы, загадки, тайны, намеки и недосказанность. Основную роль в направлении играет воображение человека. Именно оно создает аналогии или определенные связи между предметом или явлением и его образом. Символизм, акмеизм, футуризм и другие направления этого периода оказали большое развитие на последующую культуру, литературу, музыку и искусство. -
Возникновение термина • Направление символизм появилось в 60 -70 годах 19 столетия во Франции. Оттуда оно распространилось в другие страны. Его эстетичекие принципы были изложены поэтом Жаном Мореаносом в его статье “Символизм”. Что такое было предложено автором? Мореанс утверждал, что символ – это противоположность поучению, риторике и длительным описаниям. Идея должна быть представлена в особенной чувственной форме, которая может быть достигнута при помощи воображения. Для этого автор должен использовать особый стиль, включающий в себя тайны, сложные словообразования, иллюзии и недоговоренность.
Признаки • • Желание создать идеальную картину мира. Передача самых тонких и незаметных побуждений души. Высокая образность, легкость и музыкальность. Применение намеков и открытых финалов. Высокий показатель использования звуковых и ритмических средств литературы и поэзии. Наполненность слов разнообразными знаками. Эстетизация смерти. Ориентация на элитного читателя. Важной характеристикой также было то, что слово становилось некоторым шифром, тайной, которую мог разгадать человек при помощи своего воображения и души. -
Зинаида Николаевна Гиппиус • (1869− 1945) была из обрусевшей немецкой семьи, предки отца переселились в Россию в XIX веке; мать — родом из Сибири. Из-за частых переездов семьи (отец — юрист, занимал высокие должности) З. Гиппиус систематического образования не получила, посещала урывками учебные заведения. С детских лет увлекалась «писанием стихов и тайных дневников» . В 1889 году в Тифлисе вышла замуж за Д. С. Мережковского, с которым «прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день» . Вместе с мужем в том же году переехала в Петербург; здесь супруги Мережковские завели широкие литературные знакомства и вскоре заняли видное место в художественной жизни столицы.
Александрович Блок • Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница). В биографии Блока первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте. 1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д. И. Менделеева – Л. Д. Менделеевой. В 1904 году были впервые напечатаны стихи Блока, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о прекрасной даме» . Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения и последующее ходатайство Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.
Константин Дмитриевич Бальмонт
Символизм в русской литературе «Особенная интуиция и энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся эхо и как бы отзвуки разных подземных ключей. . » Вячеслав Иванов Поэзия Бальмонта наполнена певучей силой, музыкальным началом. Константин Бальмонт
Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, мечтающий о прорыве за грани известного. Образ мечты у поэта получает сквозное развитие. Валерий Брюсов Фёдор Сологуб Лирика Сологуба отличается пессимистическим настроением, повторяющимися фольклорными образами- символами
Общая характеристика русского символизма, его «панэстетизм» . Сочетание символизма и реализма в творчестве, анализ его ранней поэзии, оторванность от реальной действительности. Александр Блок • Творчеству Гиппиус присущи поиски «нездешней красоты» , эстетический максимализм, ярко выраженное чувство личности, независимой в поисках ответов на «проклятые» вопросы бытия. Зинаида Гиппиус
Стихи: БАЛЬМОНТА
АНГЕЛЫ ОПАЛЬНЫЕ Ангелы опальные, Светлые, печальные, Блески погребальные Тающих свечей, - Грустные, безбольные Звоны колокольные, Отзвуки невольные, Отсветы лучей, - Взоры полусонные, Нежные, влюбленные, Дымкой окаймленные Тонкие черты, - То мои несмелые, То воздушнобелые, Сладко-онемелые, Легкие цветы. Чувственно-неясные, Девственно-прекрасные, В страстности бесстрастные Тайны и слова, - Шорох приближения, Радость отражения, Нежный грех внушения, Дышащий едва, - Зыбкие и странные, Вкрадчиво-туманные, В смелости нежданные Проблески огня, - То мечты, что встретятся С теми, кем отметятся, И опять засветятся Эхом для меня! <1899>
БЕАТРИЧЕ Я полюбил тебя, лишь увидал впервые. Я помню, шел кругом ничтожный разговор, Молчала только ты, и речи огневые, Безмолвные слова мне посылал твой взор. За днями гасли дни. Уж год прошел с тех пор. И снова шлет весна лучи свои живые, Цветы одели вновь причудливый убор. А я? Я все люблю, как прежде, как впервые. И ты по-прежнему безмолвна и грустна, Лишь взор твой искрится и говорит порою. Не так ли иногда владычица-луна Свой лучезарный лик скрывает за горою, - Но и за гранью скал, склонив свое чело, Из тесной темноты она горит светло.
БОГ СОЗДАЛ МИР ИЗ НИЧЕГО. . . Бог создал мир из ничего. Учись, художник, у него, И если твой талант крупица, Соделай с нею чудеса, Взрасти безмерные леса И сам, как сказочная птица, Умчись высоко в небеса, Где светит вольная зарница, Где вечный облачный прибой Бежит по бездне голубой.
Стихи: Блока
«Россия» Опять, как в годы золотые, Пускай заманит и обманет, - Три стертых треплются шлеи, не пропадешь, не сгинешь ты, И вязнут спицы росписные И лишь забота затуманит В расхлябанные колеи… Твои прекрасные черты… Россия, нищая Россия, Ну что ж? Одно заботой боле — Мне избы серые твои, Одной слезой река шумней Твои мне песни ветровые, - А ты все та же — лес, да поле, Как слезы первые любви! Да плат узорный до бровей… Тебя жалеть я не умею И невозможное возможно, И крест свой бережно несу… Дорога долгая легка, Какому хочешь чародею Когда блеснет в дали дорожной Отдай разбойную красу! Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!. .
«Сфинкс» Шевельнулась безмолвная сказка пустынь, Голова поднялась, высока. Задрожали слова оскорбленных богинь И готовы слететь с языка. . . Преломилась излучиной гневная бровь, Зарываются когти в песке. . . Я услышу забытое слово Любовь На забытом, живом языке. . . Но готовые врыться в сыпучий песок Выпрямляются лапы его. . И опять предо мной - только тайный намек Нераскрытой мечты торжество.
РАССВЕТ Я встал и трижды поднял руки. Они белели где-то выше, Ко мне по воздуху неслись Белея, вытянулись в нить Зари торжественные звуки, И скоро пасмурные крыши Багрянцем одевая высь. Крылами стали золотить. Казалось, женщина вставала, Над позолотой их заемной, Молилась, отходя во храм, Высоко стоя на окне, И розовой рукой бросала Я вдруг увидел шар огромный, Зерно послушным голубям. Плывущий в красной тишине.
Стихи: Гиппиус