74137ede9f93038515c405a96a2a1042.ppt
- Количество слайдов: 11
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: образ человека обладающего свободой совести и свободой вероисповедания - гражданина демократического Государства Выполнил: Бутаков. А. С. Ппроверила: Конабиевская М. И.
Религия и общество
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИИ И ОБЩЕСТВА Взаимосвязь религии и общества рассматривается через два основных понятия Сакрализация Секуляризация Широкое вовлечение в сферу религиозного влияния и санкционирования различных социальных институтов, отношений и форм общественного и индивидуального сознания Процесс высвобождения из-под влияния религии социальных отношений и институтов, различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности, вытеснение религии из различных сфер общественной жизни светскими формами духовного производства и организации жизнедеятельности людей СФЕРЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ - Архитектура и искусство; - Живопись; - Философия; - Музыка; - Литература; - Наука; - Этика; - Право; - Политика; - Семья; - Экономика и др. ФОРМЫ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ - выход из под контроля церкви властных отношений; - освобождение от религиозного санкционирования государственно правовых отношений; - замена духовенства на служащих мирян в государственном аппарате; - прекращение монополии церкви на образование; - передача юридической власти от церковных судов светским судам. 2
ДИНАМИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В ИСКУССТВЕ Картины и скульптуры % % % Религиозные До X века 81, 9 X-XI века 94, 7 XII-XIII века 97, 0 Светские 18, 1 5, 3 3, 0 В целом 100 100 XIV-XV века XVI век XVII век Религиозные 85, 0 64, 7 50, 8 Светские 15, 0 33, 3 49, 2 В целом 100 100 XVIII век XIX век XX век Религиозные 24, 1 10, 0 3, 9 Светские 79, 9 90, 0 96, 1 В целом 100 100 РЕЗУЛЬТАТЫ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ СФОРМИРОВАЛИСЬ Светское государство Светская школа Светская культура 3
ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ СВОБОДОМЫСЛИЯ Свободомыслие - мировоззренческая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем БОГОБОРЧЕСТВО СКЕПТИЦИЗМ НИГИЛИЗМ Выражается в чувстве протеста против Бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправедливый и жестокий мир Проявляется в сомнении истинности вероучения в целом или его положений Проявляется через отрицание религии, не связанное с утверждением какого-либо иного мировоззрения, положительных ценностей и идеалов АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ АТЕИЗМ Представляет собой систему воззрений, отвергающих существование Бога ИНДИФФЕРЕНТИЗМ Проявляется через безразличие к религии и ее существенным идеям Религиозное обоснование связано с борьбой против формализации религиозной жизни, господства в ней организационных структур и духовенства (светское обоснование, как правило, связано с идеей веротерпимости, свободы совести) 4
Типы моделей государственнорелигиозных отношений
МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ Сепарационная Подразумевает самостоятельное, независимое существование государства и религиозных организаций. В тоталитарном атеистическом обществе Церковь отделяется от государства В демократических странах государство стремится не препятствовать течению религиозной жизни и деятельности религиозных организаций. утверждается секуляризм во всех сферах государственной и общественной жизни. Авторитарная Кооперационная Государство целиком финансирует Церковь и пытается полностью подчинить ее своим идеологическим интересам. Государство и Церковь являются равными партнерами. Они договариваются о взаимной поддержке, правах и обязанностях. Традиционные религии пользуются налоговыми льготами, правом на проповедь в государственных учреждениях, государство передает им часть своих полномочий в сфере социального обслуживания населения. В демократических странах государство прямо финансирует Церковь и имеет возможность вмешиваться в ее дела вплоть до Малые Церкви, вносятся в перемещения епископата. государственный реестр, При этом священники, обладают статусом юридического лица, муллы и раввины не пользуются некоторыми имеют морального права налоговыми льготами. возмущаться, поскольку Сомнительные религиозные получают стабильную группы сохраняют право на свободу совести, но государственную зарплату. регистрируются как частные ассоциации. 5
МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ Восточная Предполагает наличие государственной господствующей религии, провозглашение религиозности самого государства, «второсортность» других религий ПРИЗНАКИ - законодательное закрепление статуса религии; - государственное финансирование всех расходов религии; - управление делами церкви государственными чиновниками; - только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, воинских частях и образовательных учреждениях; - только священники государственной религии приглашаются на официальные государственные мероприятия; - руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и др. ПРИМЕРЫ Пакистан, Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Египет, Иордания и др. Американская Западноевропейская Требует, фигурально выражаясь, возведения стены между государством и религиозными организациями, подчеркивается отделение религиозных объединений от государства, абсолютное равенство всех конфессий. Отношения между государством и религиозными организациями по своей сути являются «кооперационным» . При отсутствии «государственной церкви» государство принимает на себя защиту ведущих, традиционных конфессий, сотрудничает с ними, а малораспространенным религиозным меньшинствам обеспечивается «конституционный минимум» основных гражданских прав. ПРИМЕРЫ Первая поправка к Конституции США была первым национальным инструментом сохранения религиозной свободы в письменном конституционном документе. Она гласит: «Конгресс не будет создавать никакого закона, касающегося учреждения религии или запрещающего свободное отправление ее» . ПРИМЕРЫ Ст. 2 Конституции Аргентины закрепляет, что федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую католическую церковь. Конституция Болгарии устанавливает, что «традиционной религией в республике Болгария является восточно-православное вероисповедание» (ч. 3 ст. 12). 6
СТАТУС ЦЕРКВИ В ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ОТДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ОТ ЦЕРКВИ правовое регулирование государственнорелигиозных отношений обеспечивается нормами государственнорелигиозного права, являющимся государственным правом относительно Церкви предполагает тесное сотрудничество государства и Церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной Церкви в сфере экономических отношений – за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д. церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь церковь наделяется рядом юридических полномочий церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения 7
Понятие свободы совести
ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ Совесть Категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Принцип свободы совести Означает признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ Конституция США (1787 г. ) Постановление «О свободе совести» (17 июля 1917 г. Россия) Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23 января 1918 г. Россия) «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г. Франция) Постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» (20 марта 1917 г. Россия) «Всеобщая декларация прав человека» (10 декабря 1949 г. ) «Билль о правах» (1794 г. США) «Свод законов Российской империи» (1895 г. ) «Парижская хартия для Новой Европы» (21 ноября 1980 г. ) «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений» (25 ноября 1981 г. ) «Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (15 января 1989 г. ) 8
74137ede9f93038515c405a96a2a1042.ppt