Комплекс боярского интерьра и костюма.pptx
- Количество слайдов: 22
Презентация на тему: Комплекс боярского интерьра и костюма Студентки гр. ХПК- 41 Исаевой Соня
Семнадцатый век… Европа обогнала Россию в развитии на два столетия. Русский народ все также едет по накатанной и привычной дороге, выставляя напоказ консерватизм в своей крайней степени. В интерьерах этой эпохи заметно влияние русских народных традиций, но уже мелькает и тяга к европейскому стилю, которая осталась в русских людях до сих пор. Как итог- замысловатые и необычные интерьеры, которые европейцы считают самобытными, характерными именно для русского народа. В хоромах боярина просторно и светло, но в то же время они скрыты от любопытных посторонних глаз. Русская печь – центральный, необходимый, самый важный элемент интерьера. Большая, красивая, теплая – спасение в холодные зимы, источник тепла и место приготовления еды.
Список мебели в богатом доме и доме крестьянина примерно одинаковый. Это длинный обеденный стол с такими же скамьями, стольцы или табуретки, специальный стол для приготовления пищи, полки и открытые шкафы для посуды, ну и, конечно, сундуки. Сундук – прообраз современного шкафа. Большие сундуки для крупной утвари, одежды. Маленькие, замысловатые, с десятком встроенных шкафчиков – для хранения мелочи, с замком – для богатств. Уже тогда в Европе появились стулья, но в России ни до сих пор воспринимались как предмет диковинный и, более того, бесполезный, хотя и использовались некоторыми в интерьерах.
Бояре закупали роскошный китайский шелк, замысловатые турецкие ковры, итальянский бархат. Всем этим завешивались стены, украшался пол, мебель.
Еще один непременный атрибут любого дома того времени – застенок или передний угол каждого покоя, в котором обязательно стояли образа, ставились свечи, проводились утренние и вечерние молитвы.
Боярский костюм
Одежда бояр и придворных была сложнее, разнообразнее и роскошнее крестьянской. Многослойность костюма подчеркивала знатное происхождение и богатство человека, поэтому нередко у господствующих групп одежда превращалась в свою функциональную противоположность (стремясь подчеркнуть свою знатность, бояре и дворяне даже летом парились в целом наборе цветного и парчового платья, подбитого мехом, как этого требовал этикет).
Основные отличия одежды знати от одежды низших сословий заключались в качестве материала (у феодалов он был более дорогим, мануфактурного производства или же привозным) и богатстве украшений. Особо резкой была разница в верхней одежде. «Сверх рубахи украшенной шитьем, надевается зипун или легкая шелковая одежда длиною до колен, которая застегивалась спереди, потом кафтан или узкое застегнутое платье с персидским кушаком на который вешают ножи и ложку. Кафтаны шьются… из золотой парчи и спускаются до самых лодыжек. Сверх кафтана одевается распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном, оно называется ферязью. И поверх всего этого набрасывается однорядка из тонкого сукна или охабень, который отличается от однорядки тем, что имеет воротник, шитый жемчугом и драгоценными камнями» . Так, разумеется, одевались по праздничным дням и торжественным случаям.
Характерной мужской одеждой на Московской Руси была шуба - объемная верхняя одежда с отложным воротником и широкими рукавами. Верх шубы покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), а подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчина. Застегивали шубу на шнуры. Иногда рукава имели прорезь на уровне локтя для продевания рук. Нижние части рукавов свободно свисали. Бояре и дворяне носили шубы как зимой, так и летом, не снимая их в помещениях. Шубы были столовые (на легком меху, одеваемые к столу), санные и ездовые. Боярин на картине К. Е. Маковского одет в ферязь и шубу. На голову надета тафья.
Шуба костюм боярина Древней Руси. Боярин с кубком
С XVII века появляется термин зипун. В то время так называлась наплечная одежда мужчин типа куртки – короткой и облегающей фигуру, с неширокими рукавами. Зипун присутствовал в боярском костюме и играл роль современного жилета.
Для декоративного решения кафтанов использовали высокий стоячий богато расшитый воротник-козырь. Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата и украшенные золотой вышивкой, драгоценными камнями, металлическими бляхами. Одной из форм головных уборов была маленькая тафья, расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор. Представленный на картине Маковского К. Е. боярин одет в зеленый кафтан с воротником-козырем, подпоясанный расшитым поясом. На голове боярина - вышитая тафья.
Женский костюм в XV - XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Верхние рубашки шились из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами - опашень. Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Они расшивались жемчугом и шелками. Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло). Парадным головным убором был кокошник. Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб. Богатство праздничного костюма иллюстрирует картина Маковского К. Е. , героиня которой одета в красную рубаху с расшитыми зарукавьями, нарядный опашень с воротником ожерельем и кокошник с жемчужным ожерельем.
Одна из разновидностей головного убора у женщин-кокошник. Она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом; по бокам иногда имелись части, прикрывавшие уши. Кокошник украшали жемчугом и вышивкой. На картине К. Е. Маковского изображен кокошник, богато украшенный вышивкой. Сзади волосы закрыты позатыльником, а лоб скрывает кружевное очелье.
Зимой женщины носили шубы. Рукава шуб были длинными и узкими. По линии проймы в них делался прорез для продевания рук. Головными уборами служили горлатные шапки, названные так потому, что шились из горлышек пушных зверей. Такие шапки носили только представители боярских родов. По высоте горлатных шапок можно было легко установить знатность рода: чем выше шапка, тем знатнее род. Девушка, изображенная на картине А. П. Рябушкина одета в шубу, отороченную мехом, разрезанные сверху рукава свисают до подола. На голове девушки - высокая горлатная шапка.
Картина А. П. Рябушкина «Московская девушка XVII века
Комплекс боярского интерьра и костюма.pptx