Презентация на тему « Домострой» Выполнила: Булычева Екатерина
Презентация на тему « Домострой» Выполнила: Булычева Екатерина
Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой») — памятник, русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Домострой»-первый русский « учебник» этикета «Домострой» -произведение древнерусской литературы 16в. собрано и отредактировано выходцем из Новгорода попом Сильвестром, влиятельным советником и воспитателем молодого русского царя Ивана Васильевича, именуемого Иваном IV, "Иваном Грозным
Предполагают, что «Домострой» возник в XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества. «Домострой» служил правящему классу нравственным кодексом. В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром Содержит ценные сведения о социальном укладе в Русском государстве, даёт подробное описание повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. Написан в большей своей части живым языком, местами украшен пословицами и поговорками. Русская купеческая семья времён «Домостроя» Русская купеческая семья времён «Домостроя»
Разделы «Домостроя» о почитании духовных и светских властей, об устройстве домашнего хозяйства, воспитании детей, обращение с прислугой ,о торговых и административных отношениях главы дома, советы по домоводству. Разделы «Домостроя»
О строении духовном (Как веровати) О строении мирском (Как царя чтити) Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами) Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном) Кулинарная группа Послание и наказание от отца к сыну В Сильвестровской версии, «Домострой» состоит из 68 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:
Забота о слабых, низших, подчиненных и любовь к ним не теоретическая, не лицемерная, а чуждая риторики и педантства, простая, сердечная, истинно христианская. Характеристическая черта «Домостроя»
Роль женщины в семье Отношение жены к мужу Отношение мужа к жене Запреты для женщин Воспитание детей,прислуги Распределение времени барина в течении дня Гостеприимство Семейные отношения по «Домострою»
Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду с Стоглавом, Великими Четьи-Минеи и другими. Однако, превосходит их по выразительности и образности языка. Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени.
Призывая родителей любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». Вот она, классическая, передаваемая из уст в уста домостроевская догма: « Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей». В особой строгости воспитывались тогда сыновья: «Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». И дальше: «Любя сына своего, увеличивай ему раны, и потом не нахвалишься им». Что касается дочерей, то и их полагалось растить пусть не столь сурово, но без вольностей. Основой основ воспитания дочки было – беречь ее от греха и «блюсти ее чистоту телесную как зеницу ока и как свою душу». «Ибо если отдашь дочь свою беспорочной будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься» Воспитание детей.
Стало быть, основной домостроевский принцип воспитания ясен: «воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение». Иными словами, чем больше строгости, ограничений свободы, а со стороны детей – полного послушания, тем лучше. Должна быть и любовь обязательно. Однако «Домострой» остерегает родителей от любви открытой, явленной. Душевное тепло, ласку, нежность и прочие проявления чувств подобает прятать глубоко, на самом дне родительской души: «не улыбайся ему, играя: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя». Впрочем, родителям не рекомендуется проявлять вообще никаких чрезмерных эмоций – как положительных (бурная радость, восторги, умиления), так и отрицательных (гнев, ярость). Умение сдерживать себя, скрывать свои чувства считалось важнейшим достоинством хозяина, главы семьи. Он не должен был суетиться, много говорить и принимать необдуманные решения.
Сильвестр, составитель «Домостроя», убежден, что любовь к детям должна проявляться исключительно в делах, а не на словах: в каждодневной заботе, в расчетливом ведении хозяйства, в умении родителей обеспечить будущее своим детям. Целая глава посвящена, например, тому, как правильно собирать дочери приданое. «У кого дочь родится, тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток. И всего будет полно. Так дочери растут, страху Божью и знаниям учатся, а приданое их понемногу прибывает, только лишь замуж сговорят – тут все и готово».
Важнейший элемент воспитания детей в древнерусской семье – это строгое следование правилам поведения, обрядам, ритуалам и церемониям, коих в XVI–XVII веках было превеликое множество. Прежде всего дети должны были усвоить религиозный образ жизни своих родителей. Например, после вечерней службы или домашнего моления не пили, не ели, не полагалось разговаривать, – это было грешно. Перед тем как лечь в постель, обязательно должны были сделать три земных поклона перед домашними иконами. И перед началом любого дела обязательно творили молитву. Даже обычные домашние дела всегда начинались с поясных и земных поклонов, при этом обязательно творилось крестное знамение. А перед едой возносился хлеб в честь Богородицы.
Вслед за старшими дети усваивали и такие церемонии, как поклоны: ведь люди по-разному встречали и приветствовали друг друга. Это мог быть простой наклон головы, или поклон малым обычаем (когда кланялись в пояс), или поклон большим обычаем (кланялись до земли). Все зависело от сословия человека или его отношения к встречному. При виде царя или перед иконами в церкви беднейшие бояре «били челом», то есть падали на колени и касались лбом пола
Воспитание девушек по « Домострою»
Особый стиль поведения внушался девочкам и девушкам. Как известно, дом был разделен на две половины, мужскую и женскую, и положение женщины в семье было строго определено. Боярыня при разговоре с мужчиной не могла смотреть ему в глаза. Размахивать руками ей тоже не разрешалось. Одну руку женщина держала около груди, а вторая была опущена вниз. Даже складывать (скрещивать) руки под грудью могла только простая женщина, но не боярыня. Праздная беседа тоже считалась грехом. Во время разговора женщина (или девушка) должна была заниматься делом, чаще всего – рукоделием: прясть, вязать или вышивать. На пиры женщины и девушки не допускались, так что познакомиться с молодым человеком девице не представлялось никакой возможности. Исключением был только свадебный пир, на котором веселились все вместе, и даже молодым девушкам – боярышням разрешалось плясать.
Исходя из цели воспитания, каждая купеческая семья стремилась обеспечить своей дочери минимум знаний преимущественно прикладного характера. Практическая направленность женского домашнего воспитания, по мнению купечества, как раз и способствовала культивированию таких качеств личности женщин, наличие которых обеспечит жизненную успешность и приведет к превращению купеческой дочери в образцовую жену и хозяйку дома. Яркое описание этого образа мы находим у русских классиков второй половины XIX в: «…образцовая жена, искусная хозяйка, она превосходно солила огурцы, мариновала грибы, варила варенья, прислуга в доме работала с точностью колесиков в механизме часов. Она была бережлива». В отличие от семей низших сословий, например, крестьянских, приучение дочерей к тяжелому физическому труду в купеческой среде не было распространено. Роль домостроя в купеческих семьях :
В начале XVIII века у дворянской молодежи появилось свое, несколько отличное от «Домостроя», руководство к светскому обращению – переводная книга «Юности честное зерцало». В этой книжке, ставшей своего рода первым учебником светских приличий, были изложены правила поведения в свете: как сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, с носом и носовым платком, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и какую позитуру принимать при поклоне. Продолжение « Домостроя»
Дольше всего установления «Домостроя» сохранялись в купеческой и мещанской среде – вплоть до середины XIX века. Но даже и сейчас заглянуть в эту книжку никому не помешает: много верных советов и замечаний (разумеется, с поправкой на наше время) могли бы почерпнуть оттуда современные родители. Роль «Домостроя»
3-domostroy.pptx
- Количество слайдов: 21