ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «ЧУМА В ОДЕССЕ» Работа Ученика 4 -М класса Одесской гимназии № 8 Буткевича Сергея
ЧУМА И ЕЁ СИПТОМЫ § § § § § Возбудителем чумы является чумная палочка. А основным резервуаром инфекции в природе служат грызуны и зайцеобразные. Так же распространять инфекцию могут хищники, которые охотятся на животных данных видов. Переносчиком чумы является блоха, при укусе которой и происходит заражение человека. Так же передавать инфекцию могут человеческие вши и клещи. Так же проникновения чумной палочки в организм человека возможно при обработке шкур инфицированных животных или при употреблении в пищу мяса животного, болевшего чумой. От человека к человеку заболевание передается воздушно-капельным путем. У человека отмечается высокая восприимчивость к заражению чумой! Различают достаточно много разновидностей чумы, но чаще всего встречается бубонная форма. Для чумы характерно резкое, внезапное начало с сильнейшего озноба и повышения температуры тела. К ним присоединяется головокружение, головная боль, слабость, мышечные боли, тошнота и рвота. Страдает нервная система больные напуганы, беспокойны, могут бредить, имеют тенденцию куда-то убежать. Нарушается координация движений, походка, речь. Для бубонной чумы характерно развитие лимфаденита или чумного бубона. В области его появления пациент испытывает сильную боль. Постепенно образуется бубон плотная опухоль с нечеткими краями, резко болезненная
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДАТЫ ЕПИДЕМИЙ § § Чума в Одессе — эпидемии острых природно-очаговых инфекционных заболеваний группы карантинных инфекций, происходивших в Одессе в первой трети XIX века, ставивших город на грань выживания. Одесса неоднократно испытывала страшное бедствие — эпидемию чумы. Эта болезнь заносилась в Одессу на коммерческих судах из ближневосточных портов в 1792, 1797, 1803, 1812, 1829, 1837 и в 1902 годах.
ЭПИДЕМИЯ ЧУМЫ 1812 ГОДА § Она началась в августе, вскоре после заключения мирного договора между Российской и Османской империями. Торговля сделалась свободной и целые стаи коммерческих судов из турецких портов хлынули в Одесский порт.
ВЕРСИИ ПОЯВЛЕНИЯ ЧУМЫ В ОДЕССЕ: § § Одна из самых распространенных версий заключается в том, что некое кольцо, обернутое ватой, было контрабандой передано из Карантина одной одесской актрисе. Зараза, таким образом передалась ей, а от нее другим. Однако это мнение не подтверждено фактами, так как актриса-то как раз чумой не заболела. Все, что известно о лицах, предположительно умерших от чумы, сводится к следующему: Димитрий Церепа, грек: вышел из Карантина и поселился в дом своего родственника Афанасия Полисо Бакали. Несколько дней спустя его отец, Афанасий Церепа, также оставил Карантин и переехал в тот же дом, где ранее поселился его сын и которого он нашел при смерти. В эти же дни стало известно, что две-три недели назад многие деревни в районе Подолья были заражены чумой.
КАРАНТИН § § § 22 ноября 1812 года в Одессе был введен общий, обязательный для всех карантин. Город погрузился в тревожную тишину. Никто не имел права выйти из дома, за исключением лиц, занятых на гос. службе. Каждый человек, бывший официальным лицом, имел специальный билет. Съестные припасы разносились по улицам два раза в день в сопровождении офицера полиции и комиссара квартала. Мясо перед употреблением погружали в холодную воду, хлеб окуривали, а деньги получали в сосуде с уксусом. Более пространно описал «карантин» современный ленинградский прозаик С. Тхоржевский, рассказывая в повести «Странник» о пребывании здесь поэта Виктора Теплякова в середине 30 -х годов прошлого века: «Всех прибывших ожидал двухнедельный карантин. Карантином же назывался ряд унылых одноэтажных зданий за оградой, у самого моря. Над оградой был поднят желтый флаг — он означал отсутствие чумных в карантине (при обнаружении чумы был бы вывешен красный, как сигнал об опасности). Карантинные здания оказались поделены на отдельные помещения, каждое — с выходом в отдельный дворик… В общей ограде можно было увидеть особую крытую галерею: две стенки из… решеток и «между ними коридор — он разделял тех, кто подходил к карантину со стороны города, и тех, кто пребывал в карантине… Возле ограды стоял часовой» . Описывая карантин, автор добросовестно использовал документы. К середине осени город лишился 4 своих лучших медиков: Ризенко, Кирхнер, Пилькевич и Капелло пали жертвами болезни и
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЧУМЫ § § 2 августа одесский полицмейстер Мавромихали собрал всех медиков на совещание по случаю эпидемии, случившейся в театральном доме ( гостиница для актеров), в котором в тот момент жила, гастролирующая в Одессе, итальянская оперная труппа. Одновременно с этим, больные с такими же симптомами были найдены на Вольном рынке и в домах близ Александровского проспекта. За 3 дня умерло 8 человек. Везде признаки были одинаковы — горячка с пятнами, лёгкая передаваемость и невероятно быстрое протекание болезни. Главный Доктор Карантина Ризенко первый решился произнести слово «чума» . Тем более, что болезнь уже свирепствовала за Дунаем, на Кавказе и в Константинополе. 30 августа умерших было уже 30.
КАРАНТИННЫЕ МЕРЫ § § § Ришелье, градоначальник, объявил город в сомнительном положении и собрал Медицинский Совет, который положил: 1) разделить город на 5 частей, поручив каждую особому врачу; 2) осмотреть тщательно все дома, для отделения больных от здоровых; 3) уменьшить общение между народом; 4) очистить город от грязи в канавах, колодцах и пр. В крепости и городской больнице был учрежден особый карантин для сомнительных лиц. Однако столь слабые меры никак не помогли — с 1 по 12 сентября до 20 человек умирало в сутки с явными признаками чумы. Ришельё пошёл на неслыханные до того карантинные меры — он объявляет всю за-Бугскую часть Херсонской губернии в карантине — линии карантинной стражи по рекам Буг, Днестр, Кодыме, по сухопутной части Подольской губернии останавливали всякого и отправляли в ближайшие карантины, числом 4, в которых любой должен был провести 30 -ти дневную обсервацию. Рыбная ловля была запрещена. Однако, население Одессы, хотя и находилось в крайней степени опасности, пыталось продолжать вести прежний образ жизни — собирались на похороны большими толпами и провожали умерших по пыльным улицам до кладбища как ни в чем ни бывало, купцы продолжали торговать и пр. Ришельё пришлось 12 сентября издать приказ, запрещающий нотариусам, маклерам и купеческим конторам заключать торговые сделки. А с 13 сентября город был окружен карантинною цепью, с запретом выпускать оттуда любого под любым предлогом.
МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ЧУМЫ § § Лечили чуму Чумные до ктора, или врачеватели чумы (англ. plague ( doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) — устоявшееся в средневековой и ренессансной Европе определение врача, основной обязанностью которого являлось лечение больных бубонной чумой, или «чёрной смертью» , в особенности во время эпидемий. Отличительной особенностью чумных докторов являлся особый защитный костюм с оригинальной «носатой» маской, напоминающей клюв птицы. Из-за специфического внешнего вида, а также придаваемого им мистического ореола, чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, выразившееся, в частности, в появлении соответствующего персонажа в итальянской «Комедия дель арте» и знаменитой венецианской маски, напоминающей маску доктора. В Средние века чума практически не лечилась, действия сводились лишь к вырезанию или прижиганию чумных бубонов. Чумные врачи практиковали кровопускание и другие меры, такие, как помещение лягушек на бубоны, чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни» . Чумные врачи не могли взаимодействовать с широкой общественностью из-за характера их деятельности и возможности распространения заболевания; часто помещались под карантин.
§ Некоторые врачеватели чумы носили характерный защитный костюм. Важно, однако, иметь в виду, что костюм чумного доктора в своём окончательном виде появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм (англ. )русск. (фр. Charles de Lorme) предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой[4]. До этого времени единого защитного костюма не существовало, и чумные доктора носили разнообразную одежду, что подтверждается графическими источниками. Костюм, предложенный де Лормом, был сделан с оглядкой на кожаный доспех лёгкой пехоты[4][5]. Помимо характерной «клювастой» маски, он включал в себя длинный, от шеи до лодыжек плащ, узкие брюки, перчатки, ботинки, и шляпу. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, также пропитанного воском[4]. Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Но у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от «болезнетворного запаха» . Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами, которые упрощали дыхание при постоянном чумном смраде. А поскольку Чумной доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, клюв защищал окружающих от чесночного запаха. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы он сам не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия. Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными. КОСТЮМ ЧУМНЫХ ДОКТОРОВ § §
СИТУАЦИЯ В ГОРОДЕ § Все дома в городе обследовались один или два раза в день комиссарами кварталов, информация о состоянии каждого передавалась ежедневно генерал-губернатору. Как только становилось известно о новом случае болезни, пациент немедленно отправлялся в больницу, а остальные жители препровождались в места наблюдения, устроенные таким образом, чтобы предотвратить общение между ними. Оцепеневший от страха город представлял душераздирающее зрелище. Люди боялись дышать, чтобы не заразиться чумой, которая словно витала в воздухе. Везде горели костры, у входа в дома сжигались ароматические вещества. . Двери и окна всюду были закрыты, даже на балконах. Приятели и знакомые случайно повстречавшись, тут же расходились в разные стороны — таков был уровень страха… § Все внешние проявления дружбы были запрещены, никто не рисковал даже наводить справки о своих друзьях и близких. Чиновники говорили друг с другом только на расстоянии. Получаемые письма дезинфицировались и доставлялись с помощью палки, расщепленной в одном конце. Зловещие знаки беды являлись на каждом шагу: повозка с красным флагом обозначала приближение тех, кто соприкасался
УЧАСТИЕ ДЮКА ДЕ РИШЕЛЬЕ И ЕГО РОЛЬ В ОСТАНОВКЕ ЕПИДЕМИИ § § Во время кошмара поведение Дюка де Ришелье было выше всяких похвал: он полностью отдавался своему делу, подвергая себя непрерывной опасности. Никогда еще лидер не вел себя столь жертвенно во имя безопасности вверенных его попечению людей. Он посещал чумных в больницах, участвовал в собраниях квартальных комиссаров, лично проверял границы карантина, чтобы убедиться в выполнении своих распоряжений, призывал жителей к терпению, всячески поддерживал бедных, помогал им продовольствием и одеждой. Одесса в эти страшные полгода была одной большой страдающей семьей, получающей от своего отца помощь, которую его сердце раздавало щедрой рукой…
ПОСЛЕДСТВИЯ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЕПИДЕМИИ § К 31 декабря 1812 года в городе заболело чумой 4 038 человека, умерло 2 632, то есть Одесса потеряла каждого 9 -го своего жителя. § Далее сила эпидемий постоянно снижалась. Так, в 1829 году умерло 213 человек, в 1837— 108. . Последний случай чумы в Одессе был зафиксирован в 1911 году.
ПАМЯТЬ § В 1838 году по указу Николая I была учреждена государственная награда медаль «За прекращение чумы в Одессе» . Золотыми и серебряными медалями награждались борцы с эпидемией чумы 1837 года - медики, военные, купцы, чиновники.
УМЕРШИХ ОТ ЧУМЫ — ГОРА «ЧУМКА» § § Как своеобразный памятник погибшим от чумы на Водопроводной улице возвышается рукотворная гора «Чумка» , под которой похоронены жертвы эпидемий. Эта гора возникла за старым христианским кладбищем. На этом месте погребали умерших от чумы во время эпидемий 1812, 1829 и 1837 гг. Местность эта впоследствии стала засыпаться мусором, который свозился сюда из города и через несколько десятков лет образовалась большая гора[3]. Тут хоронили в братских безымянных могилах, но попадались и индивидуальные памятники[1]. Кроме самого большого места захоронения — на «Чумке» — в Одессе есть иные места, где покоятся умершие от чумы — это бывшее карантинное кладбище (на месте городского карантина — впоследствии «Парк Шевченко» ) и некоторые участки бывшего Старого кладбища — на территории, отведённой впоследствии под зоопарк.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВЕБСАЙТЫ И РЕСУРСЫ § § § Википедия (https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%A 7%D 1%83%D 0%BC%D 0%B 0_%D 0%B 2_%D 0%9 E%D 0%B 4%D 0%B 5%D 1%81%D 0%B 5 , https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%A 7%D 1%83%D 0%BC%D 0%BD%D 0%BE%D 0 %B 9_%D 0%B 4%D 0%BE%D 0%BA%D 1%82%D 0%BE%D 1%80 ) Одесса как она есть (http: //public. od. ua/articles/2013/07/02/chuma-1812 -goda/ ) Здоровье @mail. ru (https: //health. mail. ru/disease/chuma/ )