ПРЕЗЕНТАЦИЯ - 7 - АРИСТОТЕЛЬ ПЕРВАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ.pptx
- Количество слайдов: 44
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЕКЦИЯ 4 Аристотель: первая систематизация знания
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Метафизика Аристотеля. 2. Логика и теория познания Аристотеля. 3. Аристотель о человеке, этике и политике.
Аристотель
ЛИЦЕЙ АРИСТОТЕЛЯ Великий др. -греч. учёный и философ Аристотель (384 -322 гг. до н. э. ) родился в Стагире на границе с Македонией. Его учёба в Академии: с 366 г. продолжалась до смерти Платона в 347 г. до н. э. В 335 г. Аристотель основывает свой ЛИКЕЙ ( на территории храма Аполлона Ликейского в Афинах). Аристотель был приглашен Филиппом Македонским обучать и воспитывать его сына – Александра, будущего великого завоевателя.
ТРУДЫ АРИСТОТЕЛЯ • Сохранившиеся труды Аристотеля составили «Корпус аристотеликум» - свод его сочинений. • Важнейшие труды философа: • «Метафизика» (14 книг), • «О риторике» , • «Органон» , (куда входят «Категории» , • «Об истолковании» , • « 1 и 2 «Аналитики» , • «О софистических опровержениях» , • «Физика» , • «О небе» , • «О возникновении и уничтожении» , • «Никомахова этика» , • «Политика» , • «История животных» .
1. Метафизика Аристотеля • Термин «метафизика» был предложил Андроник Родосский - «Та мета та фюзика» ( «То, что после физики» ). Он объединил в 1 в. до н. э. различные лекции и заметки Аристотеля по «первой философии» . • Затем выражение слилось в одно слово – «метафизика» . Первая философия (метафизика) • 1) есть исследование причин, первых или высших начал; • 2) есть познание бытия как такового; • 3) есть знание о субстанции; • 4) есть знание о Боге и субстанции
СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ • Существующие науки делится Аристотелем на • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ(умозрительные), цель которых знание ради знания; • ПРАКТИЧЕСКИЕ, цель которых практическая деятельность; • ПОЙЕТИЧЕСКИЕ (творческие), цель которых – знание ради творчества, служить наслаждению человека.
СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ • Теоретические разделяется на ФИЗИКУ, МАТЕМАТИКУ и ФИЛОСОФИЮ. • К практическим относятся ЭТИКА , ЭКОНОМИКА и ПОЛИТИКА. • К пойетическим – РИТОРИКА и ПОЭТИКА. • ЛОГИКА – не самостоятельная наука, а пропедевтика (подготовка) ко всему комплексу наук.
«ПЕРВАЯ СУЩНОСТЬ» ИЛИ ВЕЩЬ • Для Аристотеля истинно первоначально существует ОТДЕЛЬНАЯ чувственно воспринимаемая ВЕЩЬ, живой индивид, «первая сущность» или ПЕРВОЕ СУЩЕЕ. • Но всякая вещь всегда «одна из» . В ней есть нечто изменяющееся, и нечто сохраняющееся и есть нечто случайное. • Это моменты любой вещи, нечто ВСЕОБЩЕЕ в них.
ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ • Для возникновения и существования вещи необходимы 4 причины: • МАТЕРИАЛЬНАЯ – то из чего состоит вещь, в чем все вещи едины; • ФОРМАЛЬНАЯ – это сущность вещи , ее идея, энтелехия; • ДВИЖУЩАЯ – внешняя причина движения и изменения вещи; • ЦЕЛЕВАЯ – это конечная причина, или то, ради чего существует вещь, то, к чему она стремится. • Материя – это чистая возможность (потенция), а форма – чистая действительность. • Материя и форма – это две противоположности – материальное и духовное.
ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ • Всякая вещь есть акт оформления материи, перехода возможности (ПОТЕНЦИИ) в действительность (АКТ). • ФОРМАЛЬНАЯ, ДВИЖУЩАЯ и ЦЕЛЕВАЯ - это причины одного уровня (духовные), которые в дальнейшем Аристотель сводит к одной – ФОРМАЛЬНОЙ. • Остаются, таким образом, две причины: МАТЕРИАЛЬНАЯ И ФОРМАЛЬНАЯ
«ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ» АРИСТОТЕЛЯ • Согласно Аристотелю, можно теоретически предположить существование первоматерии , материи без формы. Сама по себе она – никакая (бескачественная), но может быть всем. • След. , должна существовать ЧИСТАЯ ФОРМА , то есть форма без материи. Это есть «Форма форм» или Бог, или ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ всего сущего и познаваемого.
Логика и теория познания Аристотеля Аристотель –отец логики как систематической науки о мышлении и его законах. Логика – это мышление о мышлении, что означает Ум (Нус). «В начале науки будет Нус» . Аристотель назвал свою науку о мышлении АНАЛИТИКОЙ. В дальнейшем все логические трактаты Аристотель объединил под одним названием ОРГАНОН, что означает орудие (познания).
Логика и теория познания Аристотеля Логика (АНАЛИТИКА) Аристотеля – это ФОРМАЛЬНАЯ наука, исследующая мышление с точки зрения его формы. Эти формы мышления всеобщи и не зависят от эмпирического содержания. Формальная логика изучает ПОНЯТИЯ, СУЖДЕНИЯ (высказывания) и УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. Логика изучает лишь те высказывания, которые могут быть истинными или ложными и те, которые выражают себя в форме УТВЕРЖДЕНИЯ или ОТРИЦАНИЯ.
НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ • В науке важнейшая задача – правильное ОПРЕДЕЛЕНИЕ (дефинирование) понятий. Мыслимо и познаваемо лишь ОБЩЕЕ. • Отсюда главное НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ понятий – через указание рода и видового отличия (специфического признака). • Например, «квадрат – это прямоугольный четырёхугольник, у которого все стороны равны» .
КАТЕГОРИИ - ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОНЯТИЙ • КАТЕГОРИЯ – общее понятие. • Категории - не только понятия, но и основные виды понятий, таковы: субстанция (вещь, предмет), количество, отношение, место, время, положение, обладание (присущность), действие, страдание (претерпевание).
СТРУКТУРА СУЖДЕНИЯ • Элементарная форма всякого суждения «S есть Р» , где S – субъект суждения, а Р – предикат суждения т. е. то, что утверждается о субъекте, то, что ему приписывается. • Т. о. , в суждении с помощью связки «есть» связываются не только понятия, но и сами вещи. • Раз суждение это основной элемент знания о мире, то оно подлежит оценке на истинность или ложность. • ИСТИННОСТЬ – это СООТВЕТСТВИЕ знания предмету.
ВИДЫ СУЖДЕНИЙ • • Виды суждений: - утвердительные или отрицательные, - истинные или ложные, - общие или частные, - категорические (связка «есть» ), - проблематические ( «возможно, что есть» ), - аподиктические ( «необходимо есть» ). Для науки наиболее важными и ценными являются АПОДИКТИЧЕСКИЕ суждения.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ • Соединяясь, суждения образуют УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (логический вывод) или силлогизм. • Его первая и главная форма: • «если Р то М» , • «если М то S» , • след. , «если Р то S» . • Все люди (М) смертны, • Сократ (S) – человек (М); • следовательно, Сократ (S) смертен (Р).
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ • Первый закон логики Аристотеля • ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле, в одно и то же время ( «Неверно, что А есть не-А» ). • Нельзя одновременно в одном и том же смысле быть и рабом, и свободным. • Второй закон логики • ЗАКОН ТОЖДЕСТВА ( «А=А» ). Третий закон логики – ЗАКОН ИСКЛЮЧЁННОГО ТРЕТЬЕГО ( «А или не-А, но не В» ), т. е. истинно либо А, либо не-А, третьего не дано. Можно быть либо рабом, либо свободным, а третьего не дано.
ОПЫТНО-ИНДУКТИВНОЕ ЗНАНИЕ • Цель науки – строгое доказательство своих положений, логическое выведение всего особенного из первых общих начал, аксиом и постулатов, • однако путь к истине ведёт через чувства, опыт и индукцию. • Аристотель выделяет 2 ступени познания, которые взаимно дополняют друга: • эмпирическая ступень познания • абстрактно логическая ступень.
3. Аристотель о человеке, этике и политике • ЧЕЛОВЕК, согласно Аристотелю, есть политическое, мыслящее животное, обладающее душой. • ДУША есть энтелехия, т. е. форма живого тела – его жизнь, его деятельность, его целеустремлённая энергия, его характер, его самореализация. Душа заставляет тело реализовывать предназначенную ему цель. • Нет ДУШИ без ТЕЛА. • Душа – не субстанция, но ФУНКЦИЯ тела.
ТРИ ЧАСТИ ДУШИ • В душе Аристотель выделяет ТРИ части, соответствующие трём главным видам живых существ, трём царствам природы: • ВЕГЕТАТИВНАЯ (растительная), которой присуще питание и размножение; • ЧУВСТВЕННАЯ (животная), которой присуще движение и ощущение, и • РАЗУМНАЯ, которой присуще мышление. • Растительная душа присуще растениям, растительная и животная – животным, и все три части – человеку.
БЕССМЕРТИЕ ТВОРЧЕСКОГО УМА • Со смертью человеческого тела умирают растительная и животная части души, а разумная остается существовать вечно, так как она почти не связана с функциями тела. • А потому Аристотель НЕ ПРИЗНАЁТ БЕССМЕРТИЯ индивидуальной души. • Но ТВОРЧЕСКИЙ УМ как энтелехия может СУЩЕСТВОВАТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ТЕЛА, а следовательно, обладает бессмертием.
ЭТИКА особая философская дисциплина, сфера практической философии. • Цель этики– достижение блага, что , по Аристотелю, то есть следование требованиям разума. • Благо человека – разумная деятельность, в ней и заключено «блаженство» , «эвдемония» , т. е. счастье человека.
ДОБРОДЕТЕЛЬ (АРЕТЭ) • Поскольку человек – живое существо, наделённое разумом, то и сама добродетель (или нравственность) возникает на «стыке» ДВУХ ПРИРОД человека – ЧУВСТВЕННОЙ и РАЗУМНОЙ. • А потому добродетель (аретэ) – в разумном влечение к благу, приобретает способность подчинять в себе единичное (желания) – общим интересам, общему благу.
СЕРЕДИНА МЕЖДУ КРАЙНОСТЯМИ • Добродетель – находит и избирает «золотую середину» : «ничего слишком» . • Добродетели: • ВЕЛИКОДУШИЕ есть середина между малодушием (недостаток) и тщеславием (избыток). • МУЖЕСТВО – среднее между безрассудной отвагой и трусостью. • ЩЕДРОСТЬ – среднее между расточительностью и скупостью и т. д.
ГОСУДАРСТВО АРИСТОТЕЛЯ - ПОЛИТИЯ ГОСУДАРСТВО существует ради ОБЩЕГО БЛАГА, ради хорошей жизни всех граждан. • Принцип Аристотеля – государство для человека. • Он пытается построить такое государство, Политию, где основным и самым сильным будет СРЕДНИЙ КЛАСС, класс средних собственников. • Богатые по доброй воле отдадут часть своего богатства бедным, а последние поднимутся до уровня среднего класса. • Ценз для выборов в правительство – немалая собственность. • Так, все будут заинтересованы в политике
ПОЛИТИЯ • Государство основывается на законах, которым все подчиняются. • Основное в законах – не нарушать справедливость. • Добродетель СПРАВЕДЛИВОСТЬ есть среднее между уравновешивающей справедливостью (равные возможности для всех) и истиной справедливостью (когда лучшим предоставляется обществом лучшее).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Человек – общественное животное и не может жить без общества и государства. Семья – ячейка общества, где женщина зависит от мужа, а дети от родителей, и человек не может обойтись без этой зависимости. Совокупность семей – это государство, которое должно управляться военными вождями, жрецами и правителями.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Аристотель выделяет ТРИ «правильные» формы государства: • МОНАРХИЯ, АРИСТОКРАТИЯ и ПОЛИТИЯ. • Неприемлемыми для него являлись ТИРАНИЯ, ОЛИГАРХИЯ и ДЕМОКРАТИЯ. • В качестве условно-образцового государственного устройства Аристотель выдвигает «ПОЛИТИЮ» , в которой поляризация бедных и богатых снимается преобладанием зажиточных средних слоёв.
Список терминов: • ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Перипат(ос), или Ликей (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин), философская школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова перипатос – «(крытая) галерея» , служившая лекционным залом в Лицее
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ – центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. Учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырёх причин вообще). В «Метафизике» перводвигатель – трансцендентный «Бог» и ценностное «начало» , от которого «зависят вселенная и природа» . Поскольку контакт между бестелесным «первым движущим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он движет как объект любовного влечения, к которому всё стремится как к высшему благу и конечной цели
СПИСОК ТЕРМИНОВ: «МЕТАФИЗИКА» Аристотеля (первая философия) – есть исследование причин, первых или высших начал; есть познание бытия, поскольку оно бытие; есть знание о субстанции; есть знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • ЭНТЕЛЕХИЯ – с греч. – имеющее цель в самом себе – целеустремлённость, целенаправленность как движущая сила. Каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим, самоцель, активное начало превращающее возможность (потенцию) в действительность (акт).
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • АКТ И ПОТЕНЦИЯ – важнейшие понятия философии Аристотеля. Своим учением об акте (действительность) и потенции (возможность) Стагирит ввёл в онтологию принцип развития. В ответ на апорию элейской школы, согласно которой «возникновение» , или «становление» вообще невозможно, Аристотель делит «бытие» на «потенциальное» и «актуальное» - становление оказывается возможным как переход от первого ко второму.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • Существенно соотношение между актом и потенцией, с одной стороны, и формой и материей – с другой. По Аристотелю, материя есть чистая потенциальность, а форма, эйдос, - актуальность (энергия, или энтелехия) вещи.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • ПОНЯТИЕ – мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • СУЖДЕНИЕ - форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • СИЛЛОГИЗМ – (греч. – сосчитываниие) – умозаключение, в котором из двух категорических суждений связанных общим средним термином получается третье суждение, называемое выводом. ; при этом средний термин в заключение не выходит.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ЭНЕРГИЯ – греч. – действую, совершаю (на деле), термин др. -греч. философии, означающий: 1) действие, осуществление, 2) действительность. Наряду с энтелехией один из двух терминов Аристотеля для обозначение актуальной действительности предмета в отличие от потенциальной возможности его бытия.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ЭВДЕМОНИЗМ - (от греч. – счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • ЭОН – начиная с Платона эон становится классическим термином для обозначения «вечности» в её противопоставлении «времени» (хронос), время в аспекте жизненного существования, как некая целостная самозамкнутая структура (ср. рус. «век» ). У Аристотеля эон – вечно сущий, эон также ассоциируется с трансцендирующим пространство и время блаженным божеством. Поскольку «жизненный век» принадлежит вечному существу, постольку он бесконечен и выражает понятие «вечности» .
Литература: • • • Антология мировой философии. В 4 -х т. – М. : Мысль, 1969, т. 1, ч. 1. С. 407 -475. Аристотель. Соч. в 4 -х т. – М. : Мысль, 1975 -1983. Зубов В. П. Аристотель. - М: Изд-во АН СССР, 1963. Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. – М. : Петрополис, 1994. Чернов С. А. Начала философии, ч. З. Учебн. пособие СПб. ГУТ, СПб. 2006.