Скачать презентацию  Лекция № 3 «Философия Древности: Индия Скачать презентацию Лекция № 3 «Философия Древности: Индия

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - 3 - ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЯ.ppt

  • Количество слайдов: 58

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ Лекция № 3 «Философия Древности: Индия и Китай» ДЕ № 2 ПРЕЗЕНТАЦИЯ Лекция № 3 «Философия Древности: Индия и Китай» ДЕ № 2

 Рассматриваемые вопросы: • 1. «Веды» и «Упанишады» Древней Индии. • 2. Ортодоксальные и Рассматриваемые вопросы: • 1. «Веды» и «Упанишады» Древней Индии. • 2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. • 3. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Будда Будда

 1. «Веды» и «Упанишады» Древней Индии • Отдельные философские идеи можно подметить уже 1. «Веды» и «Упанишады» Древней Индии • Отдельные философские идеи можно подметить уже в литературных памятниках Древнего Египта и Вавилона. • Однако здесь не сложились философские традиции: мы не можем говорить ни о философских памятниках, ни о философских школах.

 ОППОЗИЦИЯ БРАХМАНИЗМУ • Эпоха «брожения умов» в Индии (6 -5 век до н. ОППОЗИЦИЯ БРАХМАНИЗМУ • Эпоха «брожения умов» в Индии (6 -5 век до н. э. ). Оппозиция брахманизму. Брахманы – представители высшей касты – выступали и как истинные знатоки и толкователи ведической мудрости и ритуала. • Первые «еретики» , поставившие под сомнение авторитет Вед и безусловность ритуала – аскеты-проповедники, шраманы, то есть «совершающие усилия» .

 ВЕДЫ • За Ведами следуют брахманы – комментарии к текстам Вед с особым ВЕДЫ • За Ведами следуют брахманы – комментарии к текстам Вед с особым вниманием к толкованию сокровенного смысла ритуалов, прежде всего – жертвоприношений. • Заключительный этап Вед (веданта, то есть конец Вед) составляют упанишады (букв. – сидение около, то есть вокруг учителя с целью познания истины) – главный источник религиозно-философской системы веданты. • Особое значение в развитии др. -инд. умозрения имели философские части «Ригведы» (о едином, о творении мира, о пуруше – первочеловеке, вселенской душе, жизненном принципе, «Я» , сознании).

 ВЕДЫ • Веды (санскр. веда, букв. – знание, ведение, от вид – знать), ВЕДЫ • Веды (санскр. веда, букв. – знание, ведение, от вид – знать), - совокупность наиболее ранних текстов на др. -инд. (ведийском) языке, созданных примерно с сер. 2 -го тыс до н. э. до 6 в. до н. э. • Древнейшая часть Вед состоит из четырёх Вед – гимнов ( «Ригведа» ), жертвенных формул ( «Яджурведа» ), напевов ( «Самаведа» ) и заклинаний ( «Атхарваведа» ).

 РИГВЕДА • В Ригведе и ранних упанишадах обсуждались проблемы космологии, эсхатологии, теологии (соотношение РИГВЕДА • В Ригведе и ранних упанишадах обсуждались проблемы космологии, эсхатологии, теологии (соотношение монотеизма и политеизма), сотериологии (учение о спасении), онтологии и теории познания, причинности, учение о переселении душ; предлагались практические пути преодоления зла, страдания, привязанности к видимому миру – пути, ведущие к освобождению. • Название «Веды» относится равным образом к знанию вообще как особой сфере умозрения. Из неё позднее выделились отдельные науки, философия и теология (наиболее точно соответствует др. -греч. слову «философия» ).

 2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. • Ортодоксальные системы – даршаны: веданта, 2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. • Ортодоксальные системы – даршаны: веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса. • ВЕДАНТА – (санскр. , букв. – конец Вед, т. е. заключительный этап ведийского периода, представленный упанишадами), наиболее известная и влиятельная система др. -инд. религиозно-философской мысли. В центре учение о брахмане и атмане (тождество абсолюта- брахмана с познающим его субъектом – атманом, индивидуальной душой, достигаемое в процессе познания и ведущее к освобождению).

 ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ (БРАХМАВИДЬЯ) • Веды существовали до начала мира и возникли из дыхания ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ (БРАХМАВИДЬЯ) • Веды существовали до начала мира и возникли из дыхания брахмана. Достижение истинного знания (брахмавидья) предполагает: осознание различия между вечным и невечным бытием; отказ от какого- либо материального воздаяния как в этой жизни, так и в будущей; обладание шестью «средствами» (спокойствие духа, умеренность, отрешённость, терпение, сосредоточенность, вера); стремление к освобождению.

 РЕИНКАРНАЦИЯ • Веданта отстаивала идеи элитарности (адептами веданты признавались только принадлежащие к высшей РЕИНКАРНАЦИЯ • Веданта отстаивала идеи элитарности (адептами веданты признавались только принадлежащие к высшей касте брахманов), монизма и высшей реальности брахмана как основы единства бытия (Вселенная есть реальное единое целое, «одно без чего-либо другого» ). Веданта развивала учение о переселении душ (реинкарнация, метемпсихоз).

 САНКХЬЯ - • (санскр. , букв. – число, перечисление, расчёт), философская школа, признающая САНКХЬЯ - • (санскр. , букв. – число, перечисление, расчёт), философская школа, признающая авторитет Вед. Однако, санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. • Исходный пункт – учение о наличии следствия и причины. Они понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричины, не связанной непременно с богом (демиургом) и к теории эволюции – инволюции в объяснении мира.

 САНКХЬЯ • Санкхья исходит из признания двух исходных реальностей – пракрити (материальная первопричина) САНКХЬЯ • Санкхья исходит из признания двух исходных реальностей – пракрити (материальная первопричина) и пуруша ( «Я» , дух, сознание). • При их соприкосновении в недрах пракрити начинается волнение исконных гун (букв. – качество, нить ) - субстанций-сил с тем, чтобы соединяясь в разных комбинациях, образовать весь мир объектов. • Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному «Я» из его видимого смешения с «не-Я» (тело, чувства, ум).

 ЙОГА - (санскр. – букв. – соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, ЙОГА - (санскр. – букв. – соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание), направление в инд. мысли, выработавшее целый комплекс приёмов для достижения особого духовного состояния. • Йогическая техника в её двух связанных друг с другом аспектах – самоограничении (аскетизм) и вхождении в состояние созерцания (медитация) образует общий элемент большинства др. -инд. систем (кроме мимансы и чарваки), в т. ч. и буддизма.

 ЙОГА • Согласно йоге (как и санкхье) освобождение «Я» означает прекращение зависимости чистого ЙОГА • Согласно йоге (как и санкхье) освобождение «Я» означает прекращение зависимости чистого сознания от физического тела. • Поклонение брахману (богу) – практическое средство достижения самадхи (сосредоточенности). Бог в йоге понимается как абсолютный дух, вечный, всемогущий, не подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром.

 НЬЯЯ - (санскр. , букв. – правило, рассуждение, вхождение в предмет, аналитическое исследование, НЬЯЯ - (санскр. , букв. – правило, рассуждение, вхождение в предмет, аналитическое исследование, логика), ортодоксальная система; не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях. • Исходя из освобождения (мокша) как из конечной цели человеческой жизни, ньяя подчёркивает важность умозрения для познания реальности. Но условия и методы истинного познания могут быть определены с помощью логики и её законов.

 НЬЯЯ • Освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а не как состояние НЬЯЯ • Освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а не как состояние счастья. • Освободившееся «Я» - чистая субстанция, уже не связанная с сознанием. Бог здесь – бесконечное «Я» , создающее, сохраняющее и разрушающее мир (мир создаётся из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и эфира).

 ВАЙШЕШИКА - (санск. , от вишеша – различие, особенность), философская школа, признающая авторитет ВАЙШЕШИКА - (санск. , от вишеша – различие, особенность), философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся на независимые основания. • Вайшешика близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу.

 АТОМИЗМ ВАЙШЕШИКИ • Атомистическая теория вайшешики объясняет ту часть Вселенной, которая состоит из АТОМИЗМ ВАЙШЕШИКИ • Атомистическая теория вайшешики объясняет ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению. Атомов четыре вида. Они соединяются в двойки, тройки и иные типы организации. Сами же атомы – несотворённые и вечные элементы, пределы членения материальных объектов. • Мир создан из атомов, но движущая сила – бог. Он действует в соответствии с законами кармы.

 МИМАНСА - (санскр. , букв. – размышление, исследование, т. е. решение проблемы через МИМАНСА - (санскр. , букв. – размышление, исследование, т. е. решение проблемы через критическое исследование оснований), философская школа, опирающаяся на авторитет Вед. • Миманса защищает ведийский ритуализм. Веды связаны с дхармой (вечный закон, которому надлежит следовать как норме), как идеей долга. Выполнение долга ведёт постепенно к уничтожению кармы и к освобождению, которое сначала понималось как ничем не ограниченное блаженство, позднее – как прекращение рождений и, следовательно, страданий.

 ЛОКАЯТА - (санскр. – этот мир, идущее из этого мира), учение др. -инд. ЛОКАЯТА - (санскр. – этот мир, идущее из этого мира), учение др. -инд. философии, тяготеющее к материализму. Сочинений не сохранилось. • Существующим можно считать только воспринимаемое органами чувств. Отсюда – отрицание бога и души (брахмана и атмана, рая и ада), вообще любого другого мира. Признание существующим только этого, чувственного материального мира и его законов. Первоначалу присущи четыре «великие сути» : земля, вода, воздух и огонь.

 ГЕДОНИЗМ ЧАРВАКИ • Цель бытия, согласно локаяте, - забота о благополучии настоящего существования; ГЕДОНИЗМ ЧАРВАКИ • Цель бытия, согласно локаяте, - забота о благополучии настоящего существования; впоследствии это привело к развитому гедонизму (от греч. – наслаждение) ЧАРВАКИ.

 ДЖАЙНИЗМ - инд. религ. -филос. учение, ставшее одной из наиболее известных религий Индии. ДЖАЙНИЗМ - инд. религ. -филос. учение, ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, в центр своей доктрины ставит проблему бытия личности. • Признаёт две вечные субстанции, или сущности: джива (души, вообще всё живое) и аджива (не-души, вообще неживое) в виде материи, пространства, времени и др.

 БУДДИЗМ - религ. -филос. учение, возникшее в древней Индии в 6 -5 вв. БУДДИЗМ - религ. -филос. учение, возникшее в древней Индии в 6 -5 вв. до н. э. и превратившееся, в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель буддизма – инд. принц Сиддхартка Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробужденного, просветлённого.

 «ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ» • Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о «четырёх благородных «ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ» • Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о «четырёх благородных истинах» : существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий. • Поскольку в основе страданий лежат желания, то состояния совершенное удовлетворённости и самоуглублённости, абсолютной независимости внутреннего бытия – положительный эквивалент угашения желаний – есть освобождение, или нирвана.

Конфуций Конфуций

3. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. • Формирование основных направлений китайской 3. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. • Формирование основных направлений китайской философии происходило в эпоху «Борющихся царств» . • В этой обстановке зарождались основные школы философско- общественной мысли Китая.

 КОНФУЦИАНСТВО - собственно «жу цзя» (букв. – школа учёных книжников) др. -кит. филос. КОНФУЦИАНСТВО - собственно «жу цзя» (букв. – школа учёных книжников) др. -кит. филос. школа, затем самое влиятельное из трёх главных филос. -религ. течений – конфуцианство, даосизм и буддизм); основано Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун (551 -479 г. до н. э. ). • Конфуцианство в его изложении – этико- политическое учение, в котором центральное место занимают вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления государством.

 КОНЦЕПЦИЯ НЕБА • Исходной является концепция «неба» и «небесного веления» (приказа, т. е. КОНЦЕПЦИЯ НЕБА • Исходной является концепция «неба» и «небесного веления» (приказа, т. е. судьбы). Наделённый небом определёнными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Цель – достижение уровня «благородного мужа» , соблюдающего ли-этикет. • Центральное место в учении Конфуция – концепция жэнь (человечности) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве.

 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Конфуция: строгое, чёткое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Конфуция: строгое, чёткое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. • «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном» .

 ДАОСИЗМ - наряду с конфуцианством одно из двух основных течений китайской философии. • ДАОСИЗМ - наряду с конфуцианством одно из двух основных течений китайской философии. • Основателем даосизма считается полулегендарный мыслитель Лао-цзы, живший, якобы, раньше Конфуция. • Основополагающий трактат - «Дао дэ цзин» ( «Каноническая книга о дао и дэ» ), иначе «Лао-цзы» ( «Книга учителя Лао» ).

 УЧЕНИЕ О ДАО • Исходная идея – учение о дао – пути, извечном, УЧЕНИЕ О ДАО • Исходная идея – учение о дао – пути, извечном, естественном и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. • Отсюда – принцип следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе – с дао Вселенной. • При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй – недеяние, одна из основных идей даосизма), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию.

 ДАО И ДЭ • Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом. • Поэтому ДАО И ДЭ • Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом. • Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. • Дэ – это проявления дао.

 МОИЗМ - философское течение, основанное Мо Ди (Мо-цзы) и распространившееся в Китае в МОИЗМ - философское течение, основанное Мо Ди (Мо-цзы) и распространившееся в Китае в 5 -3 вв. до н. э. Учениками и последователями Мо Ди был создан «Мо-цзы» ( «Трактат учителя Мо» ). • Основная идея моизма – «всеобщая любовь» , т. е. отвлечённая любовь всех ко всем; она противостоит конфуцианским принципам гуманности (жэнь), отношений в семье и иерархичности этики.

 «НЕГАТИВНЫЙ» ХАРАКТЕР МОИЗМА • Ряд положений моизма имеет «негативный» характер: «против музыки» - «НЕГАТИВНЫЙ» ХАРАКТЕР МОИЗМА • Ряд положений моизма имеет «негативный» характер: «против музыки» - ибо она отвлекает человека от производственной (и управленческой) деятельности; «против судьбы» - ибо жизнь человека определяется его действиями, а не неизбежным фатумом; «против агрессивных войн» - поскольку они являются величайшим и жесточайшим преступлением.

 ЛЕГИЗМ - (от лат. lex, род. падеж legis – закон), учение школы законников ЛЕГИЗМ - (от лат. lex, род. падеж legis – закон), учение школы законников фацзя, др. -кит. этико-политическое учение об управлении человеком, обществом и государством, 6 -3 вв. до н. э. (Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй). • Легизм исходил не из нравственных качеств людей, а из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.

 ИДЕЯ ДЕСПОТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА • основана на равенстве всех перед законом. Исключение – сам ИДЕЯ ДЕСПОТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА • основана на равенстве всех перед законом. Исключение – сам правитель – единственный творец законов. • Основные идеи легизма: государственное регулирование экономики; систематическое обновление государственного аппарата; введение единого принципа присвоения рангов, знатности, должностей, привилегий и жалований; чёткая градация внутри правящего сословия; унификация мышления чиновников; цензорский надзор.

 СПИСОК ТЕРМИНОВ: • БРАХМАН – высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из СПИСОК ТЕРМИНОВ: • БРАХМАН – высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает весь мир. • АТМАН – (санскр. – дыхание, душа, я сам), всепроникающее субъективное духовное начало, «Я» , душа. Противопоставляется брахману как высшей объективной реальности и в то же время совпадает с ним, поскольку брахман осознаёт себя и тем самым становится атманом. Отсюда идея тождества атмана и брахмана в упанишадах.

 • ПУРУША (санскр. , букв. – человек, мужчина), понятие, обозначающее первочеловека, вселенскую душу, • ПУРУША (санскр. , букв. – человек, мужчина), понятие, обозначающее первочеловека, вселенскую душу, жизненный принцип, «Я» , сознание. В «Ригведе» Пуруша приносится в жертву богам путём его расчленения на составные части, из которых возникли основные элементы социальной и космической организации. • В санкхье пуруша – чистое сознание, отличное от физических и психических начал (т. е. от тела, ума и чувств) наряду с пракрити-материей, соединение которой с пурушей открывает начало эволюции.

 • ПРАКРИТИ – первоначальная субстанция, природные условия чего- либо, материальная основа и первопричина • ПРАКРИТИ – первоначальная субстанция, природные условия чего- либо, материальная основа и первопричина мира объектов. • МАЙЯ - в др. -инд. мысли магическая сила сотворения, иллюзия, видимость. Майя – это и обман, колдовство, чары, божественная магическая сила богов.

 • РИТА - в др. -инд. мысли обозначение универсального космического закона. Рита определяет • РИТА - в др. -инд. мысли обозначение универсального космического закона. Рита определяет преобразования неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования и функционирования Вселенной и человека, мира материального и духовного. Характеризуется как мир широких пространств, направленных изнутри, из некоего центра, вовне. Рита определяет и членение этого пространства на части, которые, соединяясь, образуют целокупный, контролируемый и законосообразный космос.

 • АНРИТА – противоположность рите – неупорядоченность и неистинность, лишённость риты (порядка как • АНРИТА – противоположность рите – неупорядоченность и неистинность, лишённость риты (порядка как ритма). • САТЬЯ – (санскр. – истинный, реальный), истина, взятая в её онтологическом аспектк, нерасторжимое единства бытия и истины.

 • ДХАРМА – (санскр. – закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), - • ДХАРМА – (санскр. – закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), - в самом общем виде – некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме: вечный закон, моральный по своему содержанию. • В буддизме дхарма – означает вечные и неизменные элементы существующего, безличного жизненного процесса, своеобразные «вспышки» психофизической энергии. При этом психические и физические компоненты дхармы соотносительны, не существуют друг без друга.

 • САНСАРА – (санскр. – букв. прохождение через что-либо, перерождение, беспрерывное перерождение – • САНСАРА – (санскр. – букв. прохождение через что-либо, перерождение, беспрерывное перерождение – личности или души), одна из основных концепций инд. философии и религии, в т. ч. индуизма, буддизма, джайнизма. Вт концепции сансары смерть не несёт в себе сознания чего-то противостоящего жизни, она – лишь неоднократный переход к её продолжению. «Возникновение» и «уничтожение» не затрагивают действительной сущности вещей, происходят лишь колебания внешней оболочки. Идея сансары покоится на мысли о неуничтожаемости и родственности всего живого и перехода между его формами.

 • КАРМА – (санскр. – действие, дело, жребий), понятие инд. философии, дополняющее доктрину • КАРМА – (санскр. – действие, дело, жребий), понятие инд. философии, дополняющее доктрину перерождения (сансара). • В широком смысле карма – это общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования. • В узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования.

 • МОКША (санскр. – освобождение), в инд. религ. -филос. мысли освобождение как высшая • МОКША (санскр. – освобождение), в инд. религ. -филос. мысли освобождение как высшая цель: преодоление индивидом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей. • Согласно веданте, санкхье, буддизму и джайнизму мокша может быть достигнута и при жизни, когда душа связана с телом, но уже не зависит от него в том отношении, что она никогда не отождествляет себя с ним и не привязывается к тварному миру, хотя мир ещё продолжает являться душе.

 • НИРВАНА (санскр. – букв. – остывание, угасание, затухание), одно из центральных понятий • НИРВАНА (санскр. – букв. – остывание, угасание, затухание), одно из центральных понятий инд. религии и философии. Получило особое развитие в буддизме, где означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих стремлений. Выступает, с одной стороны, как этико-практический идеал, с другой – как центральное понятие религиозной философии.

 • БХАВА (санскр. – бытие, существование), в др. -инд. философии категория бытия, становления, • БХАВА (санскр. – бытие, существование), в др. -инд. философии категория бытия, становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность» , «истина» , жизнь» . • Противоположное понятие – абхава – скорее логическая категория, хотя были попытки рассматривать абхаву-небытие наравне с бхава-бытием, т. е. придать этому понятию самостоятельный онтологический статус.

 • МАНАС (санскр. – ум), одно из основных понятий др. -инд. филос. ; • МАНАС (санскр. – ум), одно из основных понятий др. -инд. филос. ; ум в самом широком смысле, охватывающий все ментальные проявления; интеллект, способность к пониманию, т. е. к осмыслению впечатлений и к ответу на эти впечатления; восприятие, чувство, сознание, воля; инструмент (способность), с помощью которого возникают мысли и пр.

 • САМАДХИ (санскр. , букв. – сложение вместе, соединение), понятие инд. филос. , • САМАДХИ (санскр. , букв. – сложение вместе, соединение), понятие инд. филос. , означающее состояние высшей собранности и гармонии, специфическое сосредоточение мысли на к. -л. Объекте, которое достигается путём созерцания. • В практике йоги самадхи – средство для очищения и просветления ума, когда ум «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом. • В буддизме – путь к полному безразличию, ведущий к совершенной мудрости – нирване.

 • ТЯНЬ (кит. – небо), одно из центральных понятий кит. философии. «Небо» - • ТЯНЬ (кит. – небо), одно из центральных понятий кит. философии. «Небо» - это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека. • ДАО (букв. – путь, дорога), одно из важнейших понятий кит. Философии, центральное понятие даосизма. У Лао-цзы – невидимый вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им (отсюда – сравнение с Логосом Гераклита). • ДЭ – проявления дао.

 • ЖЭНЬ (кит. , букв. – гуманность, человеколюбие), термин кит. Философии, одно из • ЖЭНЬ (кит. , букв. – гуманность, человеколюбие), термин кит. Философии, одно из центральных понятий конфуцианства: жэнь – основное человеческое качество. Главным проявлением жэнь является любовь к родственникам. Однако, у Конфуция жэнь – атрибут лишь «благородного мужа» , но не простолюдина. • У Мо-цзы жэнь – «всеобъемлющая (взаимная) любовь» , направленная прежде всего от Я к другим. Как и «ли» , жэнь стало частью массового сознания китайцев вплоть до 20 в.

 • ЛИ-этикет (кит. , букв. – приличие, сдержанность, культурность, этикет, церемония, обряд, ритуал), • ЛИ-этикет (кит. , букв. – приличие, сдержанность, культурность, этикет, церемония, обряд, ритуал), термин кит. философии, основное понятие этики конфуцианства. У Конфуция – руководящий принцип, призванный устанавливать гармонические отношения между людьми. • Ли – это также норма поведения в семье и государстве (отношения государя и подданных).

 • ИНЬ и ЯН, одни из основных понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная • ИНЬ и ЯН, одни из основных понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны. • Др. -кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для философского выражения множества противоположных и сменяющих друга явлений: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли и т. п. : » Ян, достигая предела, превращается в инь; инь, достигая предела, превращается в ян» . • В «Ицзин» (Книга перемен) инь и ян обретают характер космических сил, находящихся в постянном взаимодействии и противоборстве, благодаря которому создаётся и изменяется материальный мир, а также общество, идеи, культура, мораль. В гексаграммах «Ицзин» целая черта символизирует ян, а прерванная – инь.

 • ТАЙЦЗИ, одно из основных понятий др. - кит. философии. Наиболее распространённый перевод • ТАЙЦЗИ, одно из основных понятий др. - кит. философии. Наиболее распространённый перевод – «великий предел» . • Тайцзи – «великое начало» , «великое единение» , как изначальный хаос, существовавший до того, как из него выделились небо и земля. Это то небытие, из которого рождается бытие. «Он порождает две изначальные сущности» , продолжающие и завершающие процесс образования Вселенной. Сам же «великий предел» является беспредельным.

 • ЦИ (кит. , букв. – воздух, газ, пар, дыхание, эфир), одно из • ЦИ (кит. , букв. – воздух, газ, пар, дыхание, эфир), одно из основных понятий китайской философии. • В общем плане – материальная основа мира в виде мельчайших частиц, которые, находясь в постоянном дыхании, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновение вещей. Ци – это и материальная сила, энергия, либо жизненная сила, связанная с кровью и дыханием. В этом качестве ци участвует в процессе становление вещей и людей.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: • • Антология мировой философии. В 4 -х т. Т. 1 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: • • Антология мировой философии. В 4 -х т. Т. 1 – М. : Мысль, 1969. С. 5 -29, 32 -33, 69 -180, 181 -248. • Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 -х т. – СПб. : Стикс, 1995. • Чаттерджи С. , Датта Д. Древняя индийская философия. – М. , 1954. • Чанышев А. Н. Философия древнего мира. – М. : Высш. школа, 1999. • Васильев Л. С. История религий Востока. – М. , 1995. • Дао дэ цзин. – СПб. : Азбука-классика, 2005. • Древнекитайская философия. В 2 -х т. – М. , 1972 -1973.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: • Законы Ману. – М. , 1960. С. 22— 23. • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: • Законы Ману. – М. , 1960. С. 22— 23. • Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен» . – М. , 1960. • Дао и даосизм в Китае. – М. , 1982. • Лунь юй // Древнекитайская философия. В 2 -т. Т. 1. С. 148, 159. • Справочная литература: • Новая философская энциклопедия: В 4 -х т. – М. : Мысль, 2000 -2001. • Философский энциклопедический словарь. – М. , 2001.