ПРЕЗЕНТАЦИЯ - 10 - БЭКОН И ДЕКАРТ.pptx
- Количество слайдов: 44
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Лекция № 1 «Философия Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта»
Рассматриваемые вопросы: 1. Борьба реализма и номинализма в ХIV веке. 2. Ф. Бэкон: критика схоластики; разоблачённые идолы. 3. Ф. Бэкон: эмпирический метод и теория индукции. 4. Ф. Бэкон: «Новая Атлантида» . 5. Р. Декарт: методологическое сомнение и преодоление скептицизма. 6. Р. Декарт: принципы научного метода.
Ф. Бэкон Р. Декарт
1. Борьба реализма и номинализма в ХIV веке. Тенденции рационализации христианской теологии вызывают в Западной Европе 14 века т. н. «новую школу» (вия модерна). • Её возглавили номиналисты (от лат. nomen – имя) во главе с Уильямом Оккамом (12851349): Николай из Отрекура, Жан Буридан, Николай Орем. Ссылаясь на Иоанна Росцелина (1050 -1120), номиналисты утверждали, что реально существуют лишь единичные вещи, а универсалии – это имена вещей, существующие как flatus vocis, колебания голоса.
«БРИТВА» ОККАМА • Номиналисты вели борьбу с реалистами (платониками) которые считали универсалии реально существующими вне конкретных вещей (Платон, Августин, Эригена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Напротив, «бритва Оккама» гласит: «Сущности не следует умножать без необходимости» .
НОМИНАЛИСТЫ – ПРЕДТЕЧИ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Данное ограничение сущего легло в основу английского эмпиризма: наука должна познавать не сущность вещей, а единичные явления. • Т. о. номиналисты ХIV века – подлинные родоначальники нового мировоззрения, предтечи научной революции ХVI-ХVII веков.
2. Ф. Бэкон: критика схоластики; разоблачённые идолы. Эпоха порождает учёных в современном смысле этого слова; они одновременно эрудиты, генераторы новых идей, экспериментаторы и практики науки и техники: Кеплер, Галилей, Ферма, Торричелли, Паскаль, Гук, Роберваль, Декарт, Лейбниц, Гюйгенс, Ньютон и др.
ТРУДЫ Ф. БЭКОНА Среди этих учёных - Френсис Бэкон (1561 -1626). • Основные работы философа: «О принципах и началах» , «О мудрости древних» , «Великое восстановление наук» (незаконченное), «Новый Органон» , «Приготовление к естественной и экспериментальной истории» , «Новая Атлантида» . •
КРИТИКА СХОЛАСТИКИ Бэконовская реформация требовала существенной критики предшествующего этапа и схоластики. • Европейская схоластика (лат. scholastica – школьный, учёный) восходит к поздней античной философии, оторванной от всякого опыта, практики.
«ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ» Для Бэкона бесплодность схоластики – в её некритическом следовании авторитету, в умозрительности и отсутствии систематического научного наблюдения, опыта, в преобладании дедукции и схематизме родовидовых отношений. • Истинное же знание должно «повиноваться» природе, руководствоваться её законам. Девиз Бэкона «Истина – дочь времени, а не авторитета» . •
КРИТИКА «ИДОЛОВ» Однако человеческий ум отягощён целым рядом «мнимых» , «субъективных» компонентов. • В «Новом Органоне» Бэкон развёртывает критику искажений истины, называя их «идолами» . Это «идолы Рода» , «идолы Пещеры» , «идолы Площади или Рынка» и «идолы Театра или Теорий» . • Еще – это смешение естествознания с суевериями, теологией и мифологическими представлениями. •
3. Ф. Бэкон: эмпирический метод и теория индукции. Истинный метод противоположен и догматическому, и эмпирическому. Он состоит в умственной переработке материалов опытов. • Сами же опыты делятся Бэконом на «плодоносные» и «светоносные» .
НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ Бэкон поставил задачу создать научную индукцию, «которая производила бы в опыте разделение и отбор и путём должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы» . • Такая индукция включала в себя таблицы «Сущности или Присутствия» , «Отклонения или Отсутствия» , «Степеней или Сравнения» . • Аналогия и исключение – главные приёмы этого метода, ведущего к таблицам «Открытия» .
4. Ф. Бэкон: «Новая Атлантида» . В «Новой Атлантиде» Бэкон изложил проект государственной организации науки. «Дом Соломона» (научно-технический центр утопического общества) организует и планирует научные исследования и технические изобретения, распоряжается производством и природными ресурсами страны, внедряет в с/х и быт достижения науки и техники.
5. Р. Декарт: методологическое сомнение и преодоление скептицизма. Лидерами научной революции становятся уже не философы-мыслители, но, выдающиеся учёные-новаторы. • Один из них - Рене Декарт (Descartes, латинизированное имя – Картезий; ; Renatus Cartesius) (1596, Лаэ, Турень, 1650, Стокгольм), французский философ и математик, представитель классического рационализма.
ТРУДЫ ДЕКАРТА В 1629 -1649 жил в Голландии, где были созданы основные сочинения: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644). • Декарт – один из родоначальников «новой философии» и новой науки. Но в отличие от Бэкона, апеллировавшего к опыту, он обращается к разуму и самосознанию. • В основе философского мышления – принцип очевидности, или непосредственной достоверности, что требует проверки всякого знания с помощью естественного света разума.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СОМНЕНИЕ Сомнение должно снести здание традиционной культуры и расчистить почву для постройки культуры рациональной. • Научное знание должно быть построено как единая система. • Незыблемым основанием такой системы должно стать наиболее очевидное и достоверное утверждение. •
COGITO ERGO SUM Абсолютно несомненным Декарт считал суждение «мыслю, следовательно, существую» . • Истинность исходного принципа как знания ясного и отчётливого гарантирована существованием Бога, вложившего в человека естественный свет разума.
COGITO Cogito – первое достоверное суждение и в то же время первый, непосредственно данный сознанию объект – мыслящая субстанция. • Она открыта нам непосредственно. • Материальная же субстанция открывается нам опосредованно.
ДУАЛИЗМА НЕТ В БОГЕ Дуализм мыслящей и телесной субстанции Декарт снимает, указывая на Бога как их творца. • Главный атрибут мыслящей субстанции – непротяжённость и неделимость. • Телесная субстанция имеет величину: протяжение в длину, ширину и глубину, а потому делима на части, имеет фигуру, движение и определённое расположение частей. •
«ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА» Это «первичные» качества телесной субстанции, а всё остальное – свет, вкус, запах, тепло, твёрдость и т. д. – Декарт называет вторичными качествами, составляющими содержание т. н. смутный идей.
МИР КАК МАШИНА Математика (геометрия) отождествлялась с механикой. • Отсюда – понимание мира как машины. Растение – такой же механизм, как и часы. • Если мир – механизм, а наука о нём – механика, то познание есть конструирование определённого варианта машины мира из простейших начал, которые мы находим в человеческом разуме. •
6. Декарт: принципы научного метода. Инструмент этого конструирования – метод с его основными правилами: 1)допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ему ясно и отчётливо, т. е. без сомнения; 2) расчленять каждую сложную проблему на подпроблемы, подзадачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.
ИНТУИЦИИ РАЗУМА Единственные истины, обладающие безусловной ясностью и отчётливостью – это интуиции разума; положения, которые разум непосредственно, без помощи вывода или доказательства, усматривает как достоверные. • Рационализм и гуманизм Декарта – один из источников философии Просвещения. •
Список терминов: ЭМПИРИЗМ (от греч. – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок сенсуализму.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: Материалистический сенсуализм утверждает, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). • В противоположность ему субъективноидеалистический эмпиризм признаёт единственной реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм). •
СПИСОК ТЕРМИНОВ: СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. • К стоикам и к Аристотелю восходит классическая формула сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» .
СПИСОК ТЕРМИНОВ: Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств – отражение этого мира (Гассенди, Гоббс, Локк – ХVII век; Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах – ХVIII век; Фейербах – ХIХ век). • Идеалистический сенсуализм (Беркли, Юм) видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: Уже Протагор, провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные относительно только их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Дж. Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения ( «идеи» ) как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал сенсуализм идеалистически.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme, от лат. rationalis, ratio – разумный, разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. • Термин «рационализм» используется, начиная с Х 1 Х века. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм ХVII-ХVIII вв. (Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: Принципы рационализма разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц). Рационализм – один из источников идеологии Просвещения, утверждавшей определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей. • Культ разума характерен и для французских материалистов ХVIII века, стоявших в целом на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма. •
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio – наведение), вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. • По отношению к бесконечности охватываемых законом явлений фактический опыт всегда незакончен и неполон.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • Эта особенность опыта входит в содержание индукции, делая её проблематичной. Поэтому индукция есть предвосхищение основания, на которое идут ради обобщений, принимая индукцию как источник предположительных суждений – гипотез, которые затем проверяются или обосновываются в системе более «надёжных» принципов.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ДЕДУКЦИЯ (от лат. deduction – выведение), переход от общего к частному. • В более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).
СПИСОК ТЕРМИНОВ: Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др. ), а аксиоматический метод, посредством которого производятся выводы этих частных предложений, часто называют аксиоматико-дедуктивным. • Хотя термин «дедукция» впервые употреблён, по-видимому, Боэцием, понятие дедукции фигурирует уже у Аристотеля ( «Первая Аналитика» ). •
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • Декарт противопоставлял дедукции интуиции, посредством которых человеческий разум «непосредственно усматривает» истину, в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опосредованное» (полученное путём рассуждения) знание.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio – пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смысле – вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком – о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: • Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т. д. ), с другой – способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение (психофизическое взаимодействие) было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга как с идеалистической (Лейбниц), так и материалистической (Гартли) позиций.
СПИСОК ТЕРМИНОВ: ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. • Дуализм противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала. • Термин «дуализм» был введён немецким философом Х. Вольфом.
Литература: Антология мировой философии. В 4 -х т. Т. 2. М. : Мысль, 1970. С. 192 -222, 231 -29 Субботин А. Л. Френсис Бэкон. – М. , 1974 ( «Мыслители прошлого). Асмус В. Ф. Декарт. – М. : Политиздат, 1956. Ляткер Я. А. Декарт. – М. , 1975. Чернов С. А. Начала философии. Ч. 1: Учебное пособие. – СПб. ГУТ – СПб. , 2002. С. 5864.
Первоисточники: Ф. Бэкон. Сочинения в двух томах. – М. , 19711972. Ф. Бэкон. Новый Органон. – Л. , 1935. Ф. Бэкон. Новая Атлантида. – М. , 1962. Р. Декарт. Рассуждение о методе/Избранные произведения. Т. 1. – М. , 1989. С. 261. Р. Декарт. Избранные произведения. – М. , 1950.
Справочная литература: Философский энциклопедический словарь. – М. : ИНФРА, 2009.